Человек и мир. 3 класс. Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Подземные кладовые

Тема урока: Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики

Цели урока:

— продолжить формировать представление о разнообразии полезных ископаемых, о подземных богатствах нашей республики, месторождениях важнейших полезных ископаемых;

— содействовать осознанию учащимися исчерпаемости запасов полезных ископаемых, необходимости их рационального использования, пониманию того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии, ко всем окружающим предметам и вещам является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны;

— развивать элементарные исследовательские умения, умения читать карту.

Оборудование: образцы торфа, демонстрационный образец нефти в пробирке, колба, миска, пипетка, фильтровальная бумага, физическая карта Беларуси, фишки условных знаков полезных ископаемых.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний и умений

Осуществляется по методике «Опрос пятерых» (см. урок по теме «Что такое карта»).

Задания для работы в микрогруппах:

1. Укажите букву полного правильного ответа.

Полезные ископаемые – это:

А) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли или из ее глубины и используют для различных хозяйственных нужд;

Б) все природные богатства, которые люди добывают с глубины земли;

В) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.

2. Узнай по описанию:

А) бывает разного цвета, твердый, состоит их крупных частиц, сыпучий, хорошо пропускает воду;

Б) разноцветная, состоит их маленьких слипшихся частичек, пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде;

В) разноцветный, твердый, прочный, имеет зернистое строение, хорошо полируется.

3. Закончите предложения.

А) Гранит используется для строительства фундаментов зданий потому, что он …

Б) Гранит используется для облицовки зданий, строительства памятников потому, что он …

В) Из глины делают посуду, игрушки потому, что она …

Г) Песок добавляют к глине при изготовлении кирпичей, посуды для придания …

Д) Растения, растущие на песчаных почвах, нужно поливать больше, так как песок …

3. Вступительная беседа

Проводится по вопросам перед текстом учебника «Торф, нефть».

Торф и нефть

4. Изучение нового материала

Проблемный вопрос:

— Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилочный материал?

Практическая работа:

Торф и нефть

Чтение текста «Торф», полученные знания в результате проведения практической работы сверяются с текстом учебника. По ходу практической работы и чтения текста учебника, заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти»:

Свойства Торф Нефть
Состояние твердое Жидкое
(маслянистая жидкость)
Цвет Темно-коричневого Почти черного
Строение Из остатков растений
Отношение к воде Легче воды, хорошо впитывает влагу Легче воды, расплывается тонкой пленкой…
Горючесть + +

Знакомство со свойствами нефти.

Проблемные вопросы:

— Почему нефть называют «черным золотом»?

— Почему так опасно, когда это «черное золото» попадает в водоем?

Чтение статьи «Нефть». Свои ответы учащиеся сверяют с текстом учебника, затем под руководством учителя заполняют вторую часть таблицы.

По возможности полезно продемонстрировать следующие опыты:

1. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает ее нефтью. По результатам опыта делается вывод о том, что нефть имеет характерный запах.

2. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладется на бумагу. Ученики наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой след, в результате чего делается вывод о том, что нефть маслянистая жидкость.

3. В миску с водой с помощью пипетки учитель капает несколько (2 — 3) капель нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в миске затягивается тонкой радужной пленкой нефти, объясняют, почему это происходит (нефть маслянистая жидкость, легче воды).

4. На поверхность воды с пленкой нефти осторожно помещается кусочек бумаги. Учитель пинцетом поднимает бумагу и обращает внимание детей на то, что на бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают в водоемах, куда попадает нефть.

Физкультминутка :

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок .

А затем поприседаем,

Никогда мы не устанем.

— Как вы думаете, что такое месторождение полезных ископаемых?

Практическая работа по карте.

Методика «Обучение сверстников»: каждая микрогруппа выполняет один из пунктов практической работы по физической карте республики и в процессе работы с текстом учебника.

Подземные кладовые

При подведении итогов работы используются фишки условных знаков полезных ископаемых (условные знаки полезных ископаемых рисуются на картонной карточке; размеры такие, чтобы был виден условный знак с последних парт; фишки укрепляются на карте с помощью пластилина или специальных кнопок).

— Наша республика не так богата топливными полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом. Порассуждайте в своих микрогруппах, как можно сохранить на дольше подземные богатства нашей республики.

При обсуждении результатов работы особое внимание обращается на роль каждого человека в рациональном использовании полезных ископаемых, на связь меду здоровьем и экономным использованием тепло- и электроэнергии.

5. Закрепление изученного

Итоговый тест (можно устно):

1. Назови одним словом.

Песок, глина, гранит, калийные соли, нефть – это …

2. Подчеркни лишнее.

Наша республика особенно богата такими полезными ископаемыми, как песок, глина, торф, нефть, каменный уголь, калийная и каменная соли.

3. Вставь пропущенное.

Песок, глина, гранит – … материалы, а торф, нефть – … полезные ископаемые.

4. Соедини стрелкой написанное в столбцах.

Торф хорошо впитывает влагу, поэтому используется как удобрение
Торф состоит из остатков растений, поэтому используется как подстилочный материал.
Нефть и торф обладают таким свойством как горючесть, поэтому растекается на поверхности  воды тонкой радужной пленкой.
Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, поэтому используются как топливо.

5. Отметь знаком «+» те утверждения, с которыми ты согласен, и знаком «–» те, с которыми не согласен.

Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то можно сберечь горючие полезные ископаемые на более длительный срок.

Полезные ископаемые  – исчерпаемые природные богатства, поэтому каждый человек должен относиться к ним бережно.

Полезные ископаемые – неисчерпаемы природные богатства, поэтому человек может их использовать без всякого ограничения.

Экономно использовать тепло- и электроэнергию – значит сохранять полезные ископаемые, беречь окружающую среду от загрязнения, а также свое здоровье.

Чем больше мы добываем полезных ископаемых, тем сильнее мы загрязняем окружающую среду.

6. Домашнее задание

Прочитать статьи по теме Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики, ответить на вопросы к ним.

Задание для желающих: придумать и нарисовать знаки «Береги природные богатства».

Все конспекты уроков для начальной школы смотрите здесь >>>>>

Смотрите также уроки:

Растения леса

Животные леса

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ;) Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

KidStore Издательство «МИФ» La Redoute spim.ru

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Bobber
Kinderly
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика