Человек и мир. 3 класс. Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Подземные кладовые

Тема урока: Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики

Цели урока:

— продолжить формировать представление о разнообразии полезных ископаемых, о подземных богатствах нашей республики, месторождениях важнейших полезных ископаемых;

— содействовать осознанию учащимися исчерпаемости запасов полезных ископаемых, необходимости их рационального использования, пониманию того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии, ко всем окружающим предметам и вещам является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны;

— развивать элементарные исследовательские умения, умения читать карту.

Оборудование: образцы торфа, демонстрационный образец нефти в пробирке, колба, миска, пипетка, фильтровальная бумага, физическая карта Беларуси, фишки условных знаков полезных ископаемых.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний и умений

Осуществляется по методике «Опрос пятерых» (см. урок по теме «Что такое карта»).

Задания для работы в микрогруппах:

1. Укажите букву полного правильного ответа.

Полезные ископаемые – это:

А) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли или из ее глубины и используют для различных хозяйственных нужд;

Б) все природные богатства, которые люди добывают с глубины земли;

В) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.

2. Узнай по описанию:

А) бывает разного цвета, твердый, состоит их крупных частиц, сыпучий, хорошо пропускает воду;

Б) разноцветная, состоит их маленьких слипшихся частичек, пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде;

В) разноцветный, твердый, прочный, имеет зернистое строение, хорошо полируется.

3. Закончите предложения.

А) Гранит используется для строительства фундаментов зданий потому, что он …

Б) Гранит используется для облицовки зданий, строительства памятников потому, что он …

В) Из глины делают посуду, игрушки потому, что она …

Г) Песок добавляют к глине при изготовлении кирпичей, посуды для придания …

Д) Растения, растущие на песчаных почвах, нужно поливать больше, так как песок …

3. Вступительная беседа

Проводится по вопросам перед текстом учебника «Торф, нефть».

Торф и нефть

4. Изучение нового материала

Проблемный вопрос:

— Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилочный материал?

Практическая работа:

Торф и нефть

Чтение текста «Торф», полученные знания в результате проведения практической работы сверяются с текстом учебника. По ходу практической работы и чтения текста учебника, заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти»:

Свойства Торф Нефть
Состояние твердое Жидкое
(маслянистая жидкость)
Цвет Темно-коричневого Почти черного
Строение Из остатков растений
Отношение к воде Легче воды, хорошо впитывает влагу Легче воды, расплывается тонкой пленкой…
Горючесть + +

Знакомство со свойствами нефти.

Проблемные вопросы:

— Почему нефть называют «черным золотом»?

— Почему так опасно, когда это «черное золото» попадает в водоем?

Чтение статьи «Нефть». Свои ответы учащиеся сверяют с текстом учебника, затем под руководством учителя заполняют вторую часть таблицы.

По возможности полезно продемонстрировать следующие опыты:

1. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает ее нефтью. По результатам опыта делается вывод о том, что нефть имеет характерный запах.

2. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладется на бумагу. Ученики наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой след, в результате чего делается вывод о том, что нефть маслянистая жидкость.

3. В миску с водой с помощью пипетки учитель капает несколько (2 — 3) капель нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в миске затягивается тонкой радужной пленкой нефти, объясняют, почему это происходит (нефть маслянистая жидкость, легче воды).

4. На поверхность воды с пленкой нефти осторожно помещается кусочек бумаги. Учитель пинцетом поднимает бумагу и обращает внимание детей на то, что на бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают в водоемах, куда попадает нефть.

Физкультминутка :

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок .

А затем поприседаем,

Никогда мы не устанем.

— Как вы думаете, что такое месторождение полезных ископаемых?

Практическая работа по карте.

Методика «Обучение сверстников»: каждая микрогруппа выполняет один из пунктов практической работы по физической карте республики и в процессе работы с текстом учебника.

Подземные кладовые

При подведении итогов работы используются фишки условных знаков полезных ископаемых (условные знаки полезных ископаемых рисуются на картонной карточке; размеры такие, чтобы был виден условный знак с последних парт; фишки укрепляются на карте с помощью пластилина или специальных кнопок).

— Наша республика не так богата топливными полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом. Порассуждайте в своих микрогруппах, как можно сохранить на дольше подземные богатства нашей республики.

При обсуждении результатов работы особое внимание обращается на роль каждого человека в рациональном использовании полезных ископаемых, на связь меду здоровьем и экономным использованием тепло- и электроэнергии.

5. Закрепление изученного

Итоговый тест (можно устно):

1. Назови одним словом.

Песок, глина, гранит, калийные соли, нефть – это …

2. Подчеркни лишнее.

Наша республика особенно богата такими полезными ископаемыми, как песок, глина, торф, нефть, каменный уголь, калийная и каменная соли.

3. Вставь пропущенное.

Песок, глина, гранит – … материалы, а торф, нефть – … полезные ископаемые.

4. Соедини стрелкой написанное в столбцах.

Торф хорошо впитывает влагу, поэтому используется как удобрение
Торф состоит из остатков растений, поэтому используется как подстилочный материал.
Нефть и торф обладают таким свойством как горючесть, поэтому растекается на поверхности  воды тонкой радужной пленкой.
Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, поэтому используются как топливо.

5. Отметь знаком «+» те утверждения, с которыми ты согласен, и знаком «–» те, с которыми не согласен.

Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то можно сберечь горючие полезные ископаемые на более длительный срок.

Полезные ископаемые  – исчерпаемые природные богатства, поэтому каждый человек должен относиться к ним бережно.

Полезные ископаемые – неисчерпаемы природные богатства, поэтому человек может их использовать без всякого ограничения.

Экономно использовать тепло- и электроэнергию – значит сохранять полезные ископаемые, беречь окружающую среду от загрязнения, а также свое здоровье.

Чем больше мы добываем полезных ископаемых, тем сильнее мы загрязняем окружающую среду.

6. Домашнее задание

Прочитать статьи по теме Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики, ответить на вопросы к ним.

Задание для желающих: придумать и нарисовать знаки «Береги природные богатства».

Все конспекты уроков для начальной школы смотрите здесь >>>>>

Смотрите также уроки:

Растения леса

Животные леса

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика