Человек и мир. 3 класс. Животные леса

План-конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

животные леса урок

Тема урока: Животные леса

Цели урока:

— расширить и углубить знания о животном мире леса, особенностях строения, питания, поведения и значении в природе животных леса, а также о взаимосвязях между растениями и животными;

— учить устанавливать особенности строения и поведения животных как приспособления к условиям жизни;

— создать условия для формирования у младших школьников гуманного отношения ко всем животным, содействовать развитию интереса к изучению природы, умений работать самостоятельно с различными источниками информации, а также творческих способностей учащихся.

Оборудование: иллюстрации животных и растений леса, таблицы карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний и умений

Письменный опрос по карточкам:

Карточка 1.

1. Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Дубу:

могучий, долгоживущий, мощный ствол; гладкий, отполированный плод, шляпка; листья крупные, жестковатые, удлиненные, с глубокими выемками; мощные корни, корни поверхностные; невысокий, великан; листья распускаются рано, поздно.

Липе:

стройная, высокая, теневыносливая, светолюбивая, светлоствольная, темноствольная, листья крупные, мелкие, сердцевидные, резные, цветки желтые, белые, плод орешек с крылышком, поздноцветущая, раннецветущая.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Два крупных овальных листа, цветки белые колокольчатые с нежным ароматом, расположенные один за одним на тонком стебельке, ягоды красные, ядовитые.

Карточка 2.

1. Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Березе:

светолюбивая, теневыносливая; белоствольная, темноствольная; ветви поникшие; листья крупные, мелкие; поздноцветущая, раннецветущая; неприхотливая, быстрорастущая; семена орешки, по форме напоминают бабочку.

Осине:

поздноцветущая, раннецветущая; листья округлые, выямчатые, сердцевидной формы, на длинных сплюснутых с боков черешках, на коротких черешках; осенью листья багряные, красноватые, ярко желтые.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Довольно высокий кустарник, с листьями, по форме похожими на листья липы, листья, черешки и веточки растения покрыты жесткими волосками; зацветает первым в лесу, плод орех.

Карточка 3.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Сосне:

стройная, высокая, низкая; крона высоко над землей, ветки касаются земли; светолюбивая, теневыносливая, неприхотливая; корни глубокие, иголки короткие, длинные; шишки треугольной формы, цилиндрические.

Ели:

крона пирамидальная, раскидистая; теневыносливая, светолюбивая; ветви до самой земли, высоко над землей; шишки цилиндрические, иголки длинные, короткие, колючие.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Маленькие ярко-голубые звездочки цветков, реже белые или розовые, необычные листья, зимующие зелеными и по форме напоминающие печень.

Карточка 4.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Ландышу:

листья от земли, высоко над землей, крупные, мелкие, продолговатые, круглые; цветки колокольчатой формы, состоят из множества отдельных лепестков, синие, белые; ягоды черные, красные, ядовитые, неядовитые.

Лилии кудреватой:

Листья широкие, узкие; стебель прямой, на верху ветвистый, стелющийся по земле; цветки фиолетово-розовые, неправильной формы, правильной формы; лепестков много, шесть, закрученные вовнутрь, кверху.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху темно-зеленые, снизу – серовато-зеленые, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре.

Устный фронтальный опрос в парах по методике «Взаимопроверка» по вопросам и заданиям:

  1. Какие леса встречаются на территории Беларуси?
  2. Какие из них занимают большую площадь?
  3. Назовите, какие растения образуют верхний ярус.
  4. Назовите растения, изображенные на рисунках (на доске помещаются  рисунки деревьев).
  5. Какие растения образуют второй ярус?
  6. Назовите растения, изображенные на рисунках в нижнем ряду (на доске открывается ряд рисунков кустарников леса).
  7. Из рисунков следующего ряда (или из перечня растений) выберите растения, которые встречаются в третьем ярусе хвойных лесов.
  8. Какие растения образуют самый нижний ярус в лесу?

На первые 4 вопроса отвечает один из учеников пары, на остальные 4 – отвечает второй. После этого учитель отвечает сам или предлагает эталон ответа, ученики оценивают друг друга на основании сравнения с эталоном. Предлагаемые отметки ученики подают на карточке учителю.

Физкультминутка «Лесная история»

– Я расскажу вам историю, которая случилась в лесу, а вы покажете ее с помощью движений рук.

– Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг – скок.  (Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков).

– Пришла лиса. Она шла тихо-тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты).

– Лиса шла тихо и незаметно. Свои хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистями рук то в одну, то в другую сторону).

– Зайцы увидели ее и бросились в рассыпную. (Ударами сразу обеих рук дети имитируют заячьи прыжки в разные стороны).

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, кто гуляет в этот час. (Дети изображают при помощи пальцев,  как выходят мыши).

Тут раздался громкий крик,

Разбежались мышки вмиг. (Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей).

— Как можно одним словом назвать всех животных этой истории? После этого дети знакомятся с темой урока, его задачами.

3. Изучение нового материала

— Как вы думаете, почему говорят, что в лесу существуют хорошие условия для жизни животных?

— Сверьте свои рассуждения с текстом учебника.

— Давайте отправимся на прогулку в лес. В нашем лесу много интересных полян, на которых мы сможем остановиться и разгадать интересные секреты и загадки леса. Мы будем перемещаться по лесу тихо и осторожно, чтобы никого не спугнуть, никому не помешать. Итак, в путь! В путь мы полетим на пушистом облачке. И вот уже под нами первая поляна. Что же нас здесь ждет?

Поворачивается карточка на доске со словами «Птичье царство».

— Каких же птиц мы сможем здесь увидеть, скоро узнаем. У нас есть описания, по которым с помощью учебника мы сможем узнать, каких птиц мы можем увидеть в лесу.

Работа в микрогруппах. Микрогруппы получают задания:

— Прочтите описания птиц. С помощью рисунков учебника и рисунков на доске опознайте птиц.

Задания 1 –й микрогруппе:

1. Птица размером с курицу, черного оперения, только на крыльях белые полоски. Хвост особой лироподобной формы. Ягоды и насекомые летом, почки и сережки березы зимой и весной – основной корм птиц. (Тетерев)

2. Длинный долотообразный клюв, оперение пестрое, жесткие перья хвоста служат дополнительной точкой опоры на стволе дерева, на голове «красная шапочка». Питается не только жуками-короедами и другими вредителями-насекомыми, но и семенами хвойных деревьев. (Дятел)

Задания 2-й микрогруппе:

1. Птица величиной с воробья, конусообразный, длинный клюв, ноги с большими острыми когтями, куцый хвост. Оперение голубовато-серое сверху и ржаво-бурое снизу, через глаза проходит чёрная полоска. Может передвигаться вверх и вниз по стволу. Птицы уничтожают вредных насекомых. Кроме того, они делают запасы из семян трав, деревьев, кустарников, которые прячут в щели коры, под корни, что способствуют расселению лесных растений. (Поползень)

2. Крупная птица (больше курицы), верх головы, шея и спина серые с темным рисунком, крылья тёмно-коричневые, горло и верхняя часть грудки чёрные с металлическим отливом. Хвост короткий и широкий. Питаются  птицы листочками лесных растений, ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. Но с осени до поздней весны переходят на корм хвоей, поэтому большую часть времени проводят на деревьях. (Глухарь)

Задания 3-й микрогруппе:

1. Оперение сверху серое, темно-серое, снизу беловатое с поперечными темными полосками, хвост длинный, ступеньчатый, крылья узкие, заострённые. В полете похожа на ястреба, чем отпугивает птиц при подбрасывании яиц в чужие гнёзда. Питается насекомыми, в том числе «мохнатыми» гусеницами, которых не едят другие птицы. (Кукушка)

2. У неё неподвижные большие глаза, расположенные спереди, а не по бокам головы, поэтому птице приходиться вертеть головой в разные стороны, почти вокруг туловища. Характерен для птиц также лицевой диск, который образует особое расположение перьев. Как и у всех хищных птиц, у неё большие острые когти и короткий крючковатый и крепкий клюв. Питается в основном мышевидными грызунами. (Сова)

Задания 4-й микрогруппе:

1. Птицу всегда можно узнать по большой голове с характерным крепким, перекрещивающимся клювом и красивому оперению, в котором преобладает красный цвет. Хвост у птиц короткий и раздвоенный, размером они с воробья. Ни у одной птицы в мире нет больше такого чудного клюва – крест-накрест. Питаются семенами хвойных деревьев. (Клест)

2. Эту самую маленькую птичку наших лесов можно сразу узнать по золотистому хохолку, похожему на пушистую корону на голове. Отсюда и название птички. (Королек)

Задания 5-й микрогруппе:

1. У этой птицы преобладает желтое оперение, только крылья и хвост черные. Длинные цепкие лапки помогают крепко держаться на ветках деревьях. В пищу птицам идут гусеницы многих бабочек, являющихся вредителями леса. А в середине лета птицы лакомятся сочными ягодами малины, черёмухи. (Иволга)

2. Птица чуть меньше галки, имеет пёстрое оперение, в котором преобладают красно-серые цвета, крылья короткие. С большой ловкостью она перемещается по веткам деревьев благодаря цепким лапкам. Излюбленной пищей являются жёлуди. (Сойка)

После выполнения работы учащимися, заслушиваются их ответы (описания птиц не зачитываются).

— Могут ли эти птицы жить в других условиях, т.е. не в лесу? Почему?

— Большинство птиц ведут древесный образ жизни.

Выделение общих черт, характерных для древесных птиц, т.е. приспособления птиц к древесному образу жизни: цепкие лапки, питание насекомыми, которые встречаются на деревьях, в коре или стволе, а также растительным кормом (хвоей, семенами, почками).

По ходу обсуждения результатов работы учитель сообщает учащимся интересные особенности из жизни некоторых птиц. (см. здесь)

— Теперь проверим, насколько внимательны вы были при опознании птиц. Я вам зачитываю «рекламу» некоторых птиц; а вам надо определить, какой птицы эта «реклама» и насколько она соответствует действительности.

1. Умелый древолаз; удивительный музыкант-барабанщик, красавец, обладатель яркого и красивого оперения, крепкого клюва – прекрасного инструмента, чтобы долбить древесину; доктор и сеятель леса, квартиродатель многим насекомоядным птицам. (Дятел)

2. Почти единственная «поедательница» волосатых гусениц, защитница леса, мастер подражания, даже маскируется под ястреба. (Кукушка)

3. Неутомимые, прожорливые лучшие защитники леса, сада, парка; обладатели красивого темно-зеленоватого «плаща», желтой «манишки», элегантного черного «галстука»; прекрасные акробаты и гимнасты. (Синицы)

4. Сеятели лесных растений, пожиратели вредных насекомых, прекрасные и ловкие древолазы, акробаты, способные перемещаться по стволу дерева вниз головой. (Поползень)

5. Глазастые первоклассные охотники, настоящая гроза мышевидных грызунов; прекрасные бесшумные летуны; обладательницы виртуозно вращающейся головы, способной поворачиваться почти вокруг туловища. (Совы)

— И снова в путь! На другой поляне нас также ждут интересные встречи. С кем же?

Открывается карточка со словами: «Лесные звери».

— И вот их визитные карточки (микрогруппы получают карточки):

Назовите нас по имени:

1. То серые, то белые, осторожные, ловкие, длинноухие, короткохвостые (зайцы-беляки);

2. Крупные, длинноногие, тонконогие, с ветвистыми плоскими рогами, немножко горбатые, короткохвостые, ушастые (лоси);

3. То рыжие, то сероватые, длиннохвостые, прыгающие, ловкие, цепкие (белки);

4. Рыжие, длиннохвостые, хищные, хитрые (лисы);

5. Длинноногие, длиннохвостые, сильные, серые, зубастые (волки)

и т.д.

После нескольких минут работы заслушиваются ответы детей.

Затем микрогруппы получают рекламы нескольких зверей (по 1 – 2 рекламы).

— Определите, чьи это рекламы.

1. Обладательница длинного, шикарного, пушистого хвоста, прекрасного рыжего меха, острого обоняния и слуха, хитрых уловок, гроза мышей, санитар леса. (Лиса)

2. Быстроногий, осторожный, храбрый, находчивый зверек. Для него характерны тонкий слух, который обеспечивают длинные уши, острое зрение, превосходный нюх и очень чувствительные усы. И вообще он совсем не трус, просто себя бережет от многочисленных врагов. (Заяц)

3. Смелый зверек, даже змей не боится; прекрасный ночной охотник, несмотря на довольно плохое зрение; защитник растений от насекомых-вредителей и мышевидных грызунов, обладатель необычной колючей защитной одежды. (Еж)

4. Обладательница острых и крепких зубов, цепких лапок; прекрасная летунья-парашютистка, умелая строительница, аккуратная, запасливая, неутомимая, храбрая лесная жительница. (Белка)

5. Обладатель густой и теплой «шубы», сильных ног, которые его кормят, острых зубов, острого слуха,  хорошего обоняния и зрения; заботливый родитель, выносливый охотник, санитар леса. (Волк)

6. Образец чистоплотности, знаток полезности свежего воздуха и ряда растений, взрыхлитель почвы, враг насекомых-вредителей – майских жуков, прекрасный подземный строитель, обладатель красивой белоснежной полосы на мордочке и целебного жира. (Барсук)

— А теперь попробуйте в своей микрогруппе сами составить рекламу какого-либо зверя. Можете воспользоваться учебником для этого.

На основе текста учебника ученики могут составить рекламы зубра, лося, медведя. Если класс работает медленно, то этот вид деятельности (работу с «рекламами» зверей) следует опустить.

— А следующая поляна называется «Дружная». Интересно, почему?

— Здесь мы познакомимся с взаимосвязями, существующими между растениями и животными леса, узнаем, как они дружат.

В процессе представления результатов предыдущей работы микрогрупп на доске выставляются рисунки вышеназванных зверей.

— Могут ли эти звери жить в другом месте, например, на лугу? Почему?

Используя текст учебника, составьте в своим микрогруппах 1 – 2 цепи питания, существующие в лесу.

Фронтальная работа.

Дидактическая игра «У каждого свое дерево».

На доске выставляется рисунки дуба и сосны.

— Назовите, какие известные вам животные дружат с дубом и сосной.

По мере получения ответов учеников, рисунки этих животных выставляются вокруг деревьев. Если дети назвали только растительноядных животных, то учитель помогает им назвать и других с помощью наводящих вопросов, например:

— Если возле дуба будет много мышей, то каких животных можно здесь увидеть?

— Если желудями лакомится дикий кабан, то кто на него может охотиться?

— Почему сойку называют другом дуба, а клеста, белку друзьями сосны?

— Почему дятла называют лесным доктором? И т.д.

— Сделайте вывод, что растения дают животным и наоборот.

На доске появляется  схема:

растения и животные леса

— Лес трудно представить без животных, о которых можно сказать следующее: Санитары леса, распространители растений; неутомимые усатые шестиногие строители и труженики, силачи, заботливые няньки, смелые и самоотверженные солдаты, удивительные разведчики; источники необычных ванн для некоторых птиц и целебного яда для человека, пища для некоторых животных и даже предсказатели погоды. (Муравьи)

— О ком идет речь?

Рассказ учителя о муравьях, если остается время на уроке. (см. Интересные факты о животных леса)

4. Домашнее задание.

Прочитать текст Животные леса, ответить на вопросы.

Задание для желающих на выбор:

1. Подготовить сообщение об одном из животных леса.

2. Составить кроссворд Животный мир леса (подобрать, составить загадки).

3. Игра «Алфавит»: нужно попробовать написать на каждую букву алфавита название животного леса.

4. Головоломка «Кто здесь спрятался?» или «Нас здесь на одного больше».

Найди способ прочитать в каждом ряду название еще одного животного. По какому принципу названные животные объединены в отдельные ряды?

  1. Лось – игрунки – сурок – архар. (Лиса)
  2. Верблюд – орангутанг – ленивец – крокодил. (Волк)
  3. Барсук – енот – лось – крот – аист. (Белка)
  4. Дрозд – ястреб – тетерев – енот – ласточка. (Дятел)

Придумайте аналогичные задания самостоятельно.

Подобные задания для желающих предлагаются ученикам на карточках.

5. Найди ошибки в описаниях животных леса:

1.Благодаря своим коротким задним ногам зайцу удобнее бежать с горы, чем на гору.

2. Отличительными особенностями зайца являются длинные уши и длинный хвост; задние ноги значительно длиннее передних.

3. Заяц- русак на зиму меняет свою серую «шубку» на белую, только кончики ушей остаются черными.

4. У белки также задние ноги короче передних, поэтому она легко принимает вертикальное положение, а передними лапками работает как маленькими ручками.

5. У волка, лисы, белки, лося довольно длинные уши, чтобы хорошо слышать и длинные хвосты, которыми они зимой укрываются, а при беге или прыжке используют их в качестве руля.

6. Лиса, как волк имеет длинные и сильные конечности, поэтому ловит свою добычу, длительно ее преследуя.

7. Верхняя часть тела ежа, включая мордочку, покрыта колючками, только на животе шерсть. Поэтому еж при опасности сворачивается клубочком.

8. Дятел, поползень, пищуха, стриж – древесные птицы. Цепкие лапки помогают им ловко перемещаться по стволам деревьев.

9. У глухаря отличительной формы хвост – лироподобный. Питаются глухари только растительной пищей.

Все уроки курса здесь!

Смотрите также уроки:

Значение леса

Растения и животные болот

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика