Какие бывают сказки (классификация сказок)

Сказки бывают разные:
Рассказанные и не рассказанные…

Начнем с того, что я приведу вам наиболее известные классификации сказок.

Итак, сказки бывают: народные и авторские. Народные – это те, у которых нет конкретного автора,  сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Черная курица или Подземные жители» является авторской, потому что ее автор известен. Это Антоний Погорельский.

Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные;

3. Социально-бытовые (сатирически-бытовые).какие бывают сказки

Сказки о животных

Это те самые сказки, которые следует читать самыми первыми (до 5-6 лет). В них задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц – боязливый и т.д.). Из этих сказок выделяются ковулятивные – подобранные по принципу сюжетной связи («Репка», «Колобок», «Теремок»). Многие из них — с детским языковым оттенком (мышка-норушка, котик – беленький животик).

классификация сказок: сказки о животных

Волшебные сказки

В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи – фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил).

какие бывают сказки: волшебные сказки

Социально-бытовые сказки

В них идет показ реальной жизни, социальное содержание, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Даются острые отрицательные характеристики барину, попу, царю и другим. Такие сказки появлялись, когда возникало стремление изменить социальный строй, и выражали они демократический настрой народа (автора). В социально-бытовых сказках широко применяются каламбуры, юмор, перевертыши, смех, сатира.

классификация сказок: социально-бытовые сказки

Кроме всех вышеперечисленных, появляются и другие виды сказок: персонализированные – о каком-то конкретном человеке, который не выдуман автором, а есть на самом деле. Терапевтические – которые помогают исправлять поведение, привычки детей (например, отучить грызть ногти).

Возможно, что имеются и какие-нибудь еще виды сказок, но я знаю только эти. Если вам известно еще, какие бывают сказки, прошу вас дополнить этот список в комментариях.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

29 комментариев на “Какие бывают сказки (классификация сказок)”

  • Светлана says:

    Да сказки — это один из самых действенных методов воспитания малышей. С детства сказки дают малышам понятия добра и зла, хорошего и плохого, как можно и как нельзя. Нужно чаще читать деткам сказки,они их очень любят.

    Ответить
  • Нина says:

    Таня спасибо Вам за подробное разьяснение о видах и классификации сказок. У меня зачастую в семье дети сами начинают сочинять сказки и рассказывать друг другу на ночь. А я их внимательно слушаю. Это наверно плохо,а у меня на сочинение фантазия не работает))

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Нина, это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Пусть вы сами и не сочиняете! Но все же вы каким-то образом сделали так, что этим занимаются сами дети! Представляете, как развивается их мышление во время придумывания!?

      Ответить
  • Екатерина says:

    Я в детстве безумно любила сказки..Впрочем, как и многие из нас, наверное-:) И даже сама писала, за свои сказки я даже на «доске почета» висела…А теперь выросла и пишу статьи вместо сказок-:)
    Я считаю что сказки просто необходимы для развития и воспитания детей.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Круто. А я в детстве побывала на доске почета за свои стихи 🙂

      Ответить
  • Елена says:

    Танечка, вот открыли вы для меня планету. Честное слово не знала, что сказки классифицируются. С интересом прочитала эту информацию. Своим малышам в детстве тоже сказки читала, все больше о богатыря и царевичах, по -моему социальные….

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Возможно. Но все же скорее всего вы имеете ввиду волшебные сказки. Ведь в них обычно есть какие-то чудеса или волшебные предметы, а также сопротивление добра и зла. А социальные сказки как из жизни. Типа: как тот-то тот-то обманул жадного попа)))

      Ответить
      • Татьяна С. says:

        И кстати, социальные сказки детей привлекают меньше, чем сказки о животных и волшебные, потому что детям нравится необычное!

        Ответить
  • Светлана says:

    Мне все равно, какова классификация сказок. лишь бы она была доброй и интересной ребенку.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      В самом деле это надо знать хотя бы на подсознательном уровне. Потому что вряд ли социальная сказка будет интересна ребенку 4-6 лет. Эти знания помогают подобрать сказку относительно возраста и интересов ребенка.

      Ответить
  • Ирина says:

    Сколько мы сказок в свое время прочитали… очень любили дочки мои все слушать. А я так любила им читать. Интересно было прочитать про классификацию сказок. Спасибо вам.

    Ответить
  • Natabul says:

    Классификация сказок очень интересна! Вот так читаешь, слушаешь, и не задумываешься о их подразделении. А ведь все логично!

    Ответить
  • Татьяна says:

    Интересно. Я никогда не задумывалась о такой классификации сказок, просто читала их детям, а потом обсуждали, что хорошо, а что плохо.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Самое главное, что обсуждали, а не просто читали! Это уже успех! А классификация — не обязательно знать как дышать для того, чтобы дышалось 🙂

      Ответить
  • Светлана Ранджелович says:

    Теперь я понимаю, что любила только одну категорию сказок — волшебные. Потому что в них всегда была прекрасная женщина с длинными волосами. Здорово, что вы сказали, что это сказки про Любовь, про Правду, про Добро — как-то сразу восприятие расширилось)). Соглашусь: в них действительно проигрываются важнейшие сценарии. В социально-бытовых больше про ум, хитрость и находчивость, в сказках про животных — о чертах характера… Спасибо, заставили задуматься, и даже как-то успокоиться — принцессы и Василисы все-таки участвовали в очень серьезных процессах.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я думаю, принцессы и Василисы участвовали в самых серьезных жизненных процессах. И именно герои волшебных сказок становятся для нас идеалом, к которому мы потом стремимся.

      Ответить
  • Наталья says:

    В принципе, все логично. Человек классифицирует все. Наверно это правильно. Каждая вещь на своей полочке. Но, воспитывая малышей, мы подсознательно классифицируем, отбираем то, что буде интересно деткам. У меня внучка -9 месяцев. Начали читать с ней теремок, колобок и пр. Слушает внимательно. И даже спмп выбирает себе книжку. Но например «Телефон» Чуковского, понятно, что ей рано. Тогда я просто читаю пар строк про животного и перехожу к его описанию: где глазки, носик и т.п. Это позволяет удержать интерес до конца книжки.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Наталья, вы подобрали замечательный метод для чтения! Спасибо, что поделились им со мной и читателями этого блога!
      Зато когда придет время для прочтения всей сказки Чуковского, то вы с ребенком сможете акцентировать внимание на уже более важных вещах, не отвлекаясь на описания, которые ребенок уже знает!

      Ответить
  • Елена says:

    С классификацией-то все понятно, но вот оказывается, что одну и ту же сказку, «Колобок», к примеру, одним деткам читать можно, а другим противопоказано из-за их особой впечатлительности. Это я совсем недавно узнала, изучая системно-векторную психологию. Вот ссылочка на очень интересную статью по этому поводу -http://epsychology.ru/articles/ot-baby-yagi-do-garri-pottera-o-pravilnoy-literature-dlya-detey-so-zritelnym-vektorom

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Елена, соглашусь с вами, некоторые детки очень впечатлительные. С такими детками над сказкой надо работать дополнительно: вместе изменять конец сказки, например. А вообще я свое мнение о сказке «Колобок» высказала в своей рассылке «О детской литературе всерьез и с юмором». Вот здесь можете первый выпуск посмотреть: http://content.mail.ru/pages/p_142744.html

      Ответить
  • Тамара says:

    Спасибо, Таня! У тебя такой добрый мир детства.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ой, как я хочу, чтобы он у всех был добрый!

      Ответить
  • Ольга Кутуева says:

    Спасибо, Танечка! Ска3ки вносят огромный вклад в ра3витие ребенка, многому учат и помогают по3нать! Я больше всего любила и люблю волшебные!

    Ответить
  • Тамара says:

    Такая доча сидит на книжке , читает сказку. Как там твоя невеста?

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Хорошо моя невеста. Растит зубы для будущего мужа 🙂

      Ответить
  • Тамара says:

    Молодец. Зубы всюду пригодятся.

    Ответить
  • Oksana says:

    Волшебные сказки любят и взрослые, и дети. Взрослые даже наверное больше ). Как им порой не хватает этого волшебства и помогут именно сказки найти каждому взрослому свое волшебство и сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей поволшебнее, но забывают взрослые зачастую читать волшебные сказки. А жаль…зря…) С праздником Вас, Татьяна! Всех благ, счастья, радости,здоровья,добра Вам и Вашим близким!

    Ответить
  • Виктор says:

    Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

    Ответить
  • optimok.ru says:

    Иногда только из сказки ученые и могут почерпнуть знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности

    Ответить

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро

Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика