Какие бывают сказки (классификация сказок)

Сказки бывают разные:
Рассказанные и не рассказанные…

Начнем с того, что я приведу вам наиболее известные классификации сказок.

какие бывают сказки

Итак, сказки бывают: народные и авторские. Народные – это те, у которых нет конкретного автора,  сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Черная курица или Подземные жители» является авторской, потому что ее автор известен. Это Антоний Погорельский.

Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные;

3. Социально-бытовые (сатирически-бытовые).

Сказки о животных

Это те самые сказки, которые следует читать самыми первыми (до 5-6 лет). В них задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц – боязливый и т.д.). Из этих сказок выделяются ковулятивные – подобранные по принципу сюжетной связи («Репка», «Колобок», «Теремок»). Многие из них — с детским языковым оттенком (мышка-норушка, котик – беленький животик).

классификация сказок: сказки о животных

Волшебные сказки

В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи – фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил).

какие бывают сказки: волшебные сказки

Социально-бытовые сказки

В них идет показ реальной жизни, социальное содержание, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Даются острые отрицательные характеристики барину, попу, царю и другим. Такие сказки появлялись, когда возникало стремление изменить социальный строй, и выражали они демократический настрой народа (автора). В социально-бытовых сказках широко применяются каламбуры, юмор, перевертыши, смех, сатира.

классификация сказок: социально-бытовые сказки

Кроме всех вышеперечисленных, появляются и другие виды сказок: персонализированные – о каком-то конкретном человеке, который не выдуман автором, а есть на самом деле. Терапевтические – которые помогают исправлять поведение, привычки детей (например, отучить грызть ногти).

Возможно, что имеются и какие-нибудь еще виды сказок, но я знаю только эти. Если вам известно еще, какие бывают сказки, прошу вас дополнить этот список в комментариях.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

29 комментариев на “Какие бывают сказки (классификация сказок)”

  • Светлана says:

    Да сказки — это один из самых действенных методов воспитания малышей. С детства сказки дают малышам понятия добра и зла, хорошего и плохого, как можно и как нельзя. Нужно чаще читать деткам сказки,они их очень любят.

    Ответить
  • Нина says:

    Таня спасибо Вам за подробное разьяснение о видах и классификации сказок. У меня зачастую в семье дети сами начинают сочинять сказки и рассказывать друг другу на ночь. А я их внимательно слушаю. Это наверно плохо,а у меня на сочинение фантазия не работает))

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Нина, это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Пусть вы сами и не сочиняете! Но все же вы каким-то образом сделали так, что этим занимаются сами дети! Представляете, как развивается их мышление во время придумывания!?

      Ответить
  • Екатерина says:

    Я в детстве безумно любила сказки..Впрочем, как и многие из нас, наверное-:) И даже сама писала, за свои сказки я даже на «доске почета» висела…А теперь выросла и пишу статьи вместо сказок-:)
    Я считаю что сказки просто необходимы для развития и воспитания детей.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Круто. А я в детстве побывала на доске почета за свои стихи 🙂

      Ответить
  • Елена says:

    Танечка, вот открыли вы для меня планету. Честное слово не знала, что сказки классифицируются. С интересом прочитала эту информацию. Своим малышам в детстве тоже сказки читала, все больше о богатыря и царевичах, по -моему социальные….

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Возможно. Но все же скорее всего вы имеете ввиду волшебные сказки. Ведь в них обычно есть какие-то чудеса или волшебные предметы, а также сопротивление добра и зла. А социальные сказки как из жизни. Типа: как тот-то тот-то обманул жадного попа)))

      Ответить
      • Татьяна С. says:

        И кстати, социальные сказки детей привлекают меньше, чем сказки о животных и волшебные, потому что детям нравится необычное!

        Ответить
  • Светлана says:

    Мне все равно, какова классификация сказок. лишь бы она была доброй и интересной ребенку.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      В самом деле это надо знать хотя бы на подсознательном уровне. Потому что вряд ли социальная сказка будет интересна ребенку 4-6 лет. Эти знания помогают подобрать сказку относительно возраста и интересов ребенка.

      Ответить
  • Ирина says:

    Сколько мы сказок в свое время прочитали… очень любили дочки мои все слушать. А я так любила им читать. Интересно было прочитать про классификацию сказок. Спасибо вам.

    Ответить
  • Natabul says:

    Классификация сказок очень интересна! Вот так читаешь, слушаешь, и не задумываешься о их подразделении. А ведь все логично!

    Ответить
  • Татьяна says:

    Интересно. Я никогда не задумывалась о такой классификации сказок, просто читала их детям, а потом обсуждали, что хорошо, а что плохо.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Самое главное, что обсуждали, а не просто читали! Это уже успех! А классификация — не обязательно знать как дышать для того, чтобы дышалось 🙂

      Ответить
  • Светлана Ранджелович says:

    Теперь я понимаю, что любила только одну категорию сказок — волшебные. Потому что в них всегда была прекрасная женщина с длинными волосами. Здорово, что вы сказали, что это сказки про Любовь, про Правду, про Добро — как-то сразу восприятие расширилось)). Соглашусь: в них действительно проигрываются важнейшие сценарии. В социально-бытовых больше про ум, хитрость и находчивость, в сказках про животных — о чертах характера… Спасибо, заставили задуматься, и даже как-то успокоиться — принцессы и Василисы все-таки участвовали в очень серьезных процессах.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я думаю, принцессы и Василисы участвовали в самых серьезных жизненных процессах. И именно герои волшебных сказок становятся для нас идеалом, к которому мы потом стремимся.

      Ответить
  • Наталья says:

    В принципе, все логично. Человек классифицирует все. Наверно это правильно. Каждая вещь на своей полочке. Но, воспитывая малышей, мы подсознательно классифицируем, отбираем то, что буде интересно деткам. У меня внучка -9 месяцев. Начали читать с ней теремок, колобок и пр. Слушает внимательно. И даже спмп выбирает себе книжку. Но например «Телефон» Чуковского, понятно, что ей рано. Тогда я просто читаю пар строк про животного и перехожу к его описанию: где глазки, носик и т.п. Это позволяет удержать интерес до конца книжки.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Наталья, вы подобрали замечательный метод для чтения! Спасибо, что поделились им со мной и читателями этого блога!
      Зато когда придет время для прочтения всей сказки Чуковского, то вы с ребенком сможете акцентировать внимание на уже более важных вещах, не отвлекаясь на описания, которые ребенок уже знает!

      Ответить
  • Елена says:

    С классификацией-то все понятно, но вот оказывается, что одну и ту же сказку, «Колобок», к примеру, одним деткам читать можно, а другим противопоказано из-за их особой впечатлительности. Это я совсем недавно узнала, изучая системно-векторную психологию. Вот ссылочка на очень интересную статью по этому поводу -http://epsychology.ru/articles/ot-baby-yagi-do-garri-pottera-o-pravilnoy-literature-dlya-detey-so-zritelnym-vektorom

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Елена, соглашусь с вами, некоторые детки очень впечатлительные. С такими детками над сказкой надо работать дополнительно: вместе изменять конец сказки, например. А вообще я свое мнение о сказке «Колобок» высказала в своей рассылке «О детской литературе всерьез и с юмором». Вот здесь можете первый выпуск посмотреть: http://content.mail.ru/pages/p_142744.html

      Ответить
  • Тамара says:

    Спасибо, Таня! У тебя такой добрый мир детства.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ой, как я хочу, чтобы он у всех был добрый!

      Ответить
  • Ольга Кутуева says:

    Спасибо, Танечка! Ска3ки вносят огромный вклад в ра3витие ребенка, многому учат и помогают по3нать! Я больше всего любила и люблю волшебные!

    Ответить
  • Тамара says:

    Такая доча сидит на книжке , читает сказку. Как там твоя невеста?

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Хорошо моя невеста. Растит зубы для будущего мужа 🙂

      Ответить
  • Тамара says:

    Молодец. Зубы всюду пригодятся.

    Ответить
  • Oksana says:

    Волшебные сказки любят и взрослые, и дети. Взрослые даже наверное больше ). Как им порой не хватает этого волшебства и помогут именно сказки найти каждому взрослому свое волшебство и сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей поволшебнее, но забывают взрослые зачастую читать волшебные сказки. А жаль…зря…) С праздником Вас, Татьяна! Всех благ, счастья, радости,здоровья,добра Вам и Вашим близким!

    Ответить
  • Виктор says:

    Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

    Ответить
  • optimok.ru says:

    Иногда только из сказки ученые и могут почерпнуть знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности

    Ответить

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика