О чем нам говорит автопортрет?

Обещания надо выполнять. Если же сомневаешься в том, что ты сможешь выполнить свое обещание, тогда лучше не обещай…

Я пообещала рассказать вам про тест Автопортрет (тест анализа личности), который учитель проводит в первом классе. Анализ результатов теста поможет учителю лучше понять своих учеников и узнать, как они оценивают сами себя. Тест этот проводится на уроке, к которому вы можете перейти по ссылке >>>>>

Тест Автопортрет может проводиться как с детьми так и со взрослыми людьми.Тест АВТОПОРТРЕТ - анализ самосознания и самооценки личности

Теперь я расскажу вам, как проводится этот психологический тест, и как нам его потом интерпретировать.

На уроке детям выдается половина альбомного листа. Учитель дает задание:

— Нарисуйте себя!

На этом все. Учитель не должен подсказывать детям, что рисовать, как располагать рисунок. Дети должны рисовать полностью самостоятельно. Любое вмешательство может исказить истинность результатов теста.

Теперь дети рисуют. 5-10 минут вполне достаточно. После этого учитель просит подписать рисунок своим именем печатными буквами. Если кто-то не умеет, учитель делает это за него и собирает все рисунки.

Настала очередь анализа автопортретов – детских психологических рисунков.

Схема анализа автопортретов

голова:

Большая голова обычно обозначает наличие больших интеллектуальных претензий или недовольства своим интеллектом.
Маленькая голова обычно передает, что у человека есть трудности в усвоении информации либо проблемы с оцениванием окружающего мира.

глаза:

Большие глаза на лице предполагают подозрительность человека, а еще — проявление озабоченности и чрезмерной чувствительности по отношению к мнению общества.
Маленькие или же закрытые глаза обычно предполагают углубленность человека в его внутренний мир и то, что этот человек склонен к самокопанию.

рот:

Акцентированный рот предполагает у человека примитивные оральные тенденции или возможные затруднения в речи. Если же рот не нарисован, это предполагает или депрессию, или вялость в общении.

уши и нос:

Большие уши предполагают чувствительность к критике.
Большой акцент на нос – указывает на наличие неких сексуальных проблем.
Выделенные сильно ноздри свидетельствуют о том, что человек склонен к агрессии.

руки:

Анализ изображения рук на автопортрете позволит нам узнать, как личность контактирует с окружающим миром. Скованные руки обозначают жесткого, обязательного, замкнутого человека. Вяло опущенные руки обозначают неэффективность. Хрупкие и слабые руки — физическую или же психологическую слабость человека. Длинные и (или) сильные руки обозначают амбициозность и весьма сильную вовлеченность в все, происходящее во внешнем мире. Очень короткие руки, в свою очередь, предполагают чувство неадекватности и отсутствие амбициозности.

ноги:

Длинные ноги предполагают потребность человека в независимости.
А вот большие ноги – потребность его в безопасности.
Автопортрет, на котором не изображены ноги, означает отсутствие опоры и нестабильность.

Интерпретация теста Автопортрет

Кроме вышеперечисленных критериев анализа теста автопортрет, существуют и другие критерии:

изображение эстетическое (гибкость линий, легкость, лаконичность образа, выразительность черт) – человек обладает художественными способностями.

изображение схематическое (тело и лицо изображены схематично анфас и в профиль) – человек интеллектуального склада ума (мыслитель), склонен к обобщению.

изображение реалистическое (тщательные подробности на рисунке: прорисованы лицо, шея, одежда, волосы и т.д.) – человек отличается большой педантичностью, склонен обращать внимание на детали, а также тщательно обдумывать каждую ситуацию.

изображение метафорическое (автопортрет-метафора) – человек с развитой фантазией, творческими способностями, воображением и чувством юмора.

автопортрет в интерьере (в окружении предметов, на фоне комнаты, пейзажа) – человек обладает повышенным вниманием к тому, что его окружает.

автопортрет с эмоциями (улыбка, слезы и т.д.) – человек эмоциональный. Кстати, часто человек изображает себя на рисунке с противоположной эмоцией той, которую он испытывает.

изображение в движении – человек увлеченный тем, что изображено (танцы, спорт и т.д.).

автопортрет со спины – человек, которые не желает поступать по инструкции, делает все наоборот, привлекает к себе внимание.

Вот таким образом мы интерпретируем данные, полученные в результате данного теста, и узнаем о человеке больше.

Тест Автопортрет – это не единственный тест анализа личности, который проводится с детьми. Также учитель проводит и другие тесты: тест Керна-Ирасека, который состоит из трех заданий и служит для определения уровня готовности к школе; исследование качества звукопроизношения, прогностическая таблица для исследования адаптации к школе, методика «Графический диктант» и другие тесты и методики, о которых мы с вами еще поговорим.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

47 комментариев на “О чем нам говорит автопортрет?”

  • Ксения says:

    какая психология на детском рисунке, а ведь верно все подмечено. рисунок часто отражает внутреннее состояние и об этом говорят многие психологи

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Ксения, и правильно говорят. А я, конечно же, к ним прислушиваюсь 😉 И всем советую.

      Ответить
  • Денис says:

    С помощью анализа рисунка ученика можно выявить очень много факторов, указывающих на его развитие и отклонения в нем в различные стороны и с определенной степенью, понять его внутреннее состояние, в т.ч. наличие интровертности или экстравертности.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Это точно подмечено! Да и почему бы не таким образом начать знакомиться с детьми.

      Ответить
  • Fil says:

    Меня вот это поразило)))
    «Большая голова обычно обозначает наличие больших интеллектуальных претензий или недовольства своим интеллектом.» — это про меня… и без рисунков понятно.
    А откуда методика, ты её обучалась, как-то она навязанной кажется?
    Прочитал твоё интервью -супер!!!и фотки ничего)))

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Евгений, скажи-ка, что в нашей системе образования не кажется навязанным?
      Да, я учусь в университете педагогическом и у нас была психология и психологическая практика в школе, где мы все эти тесты проводили. Так что сразу они были просто навязаны, а потом и применены. И знаешь, я вот с некоторыми детьми проводила тесты, а потом ежедневные наблюдения за этими детьми подтверждали результаты анализа тестов. Так что я склонна этому верить.
      Спасибо, что оценил интервью с фото. Мне приятно 🙂

      Ответить
  • Елена says:

    Спасибо большое! Вот это скорость у Вас, только попросила недавно — и вот уже и анализ теста. Очень интересно. Обязательно проведу своим деткам дома. Может, узнаю что-нибудь новенького о них))

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Елена, когда у меня все это есть под рукой и надо только напечатать, то зачем и затягивать? А благодаря вашей просьбе у меня новая рубрика появилась 😉

      Ответить
  • Ирина says:

    Да, тест хорош как для детей, так и для взрослых. Например, можно мужа протестировать, свекровь, подругу и т.д.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      🙂 Самое сложное в этом — уговорить их себя нарисовать)))

      Ответить
  • Ольга says:

    Интересный тест, только как то осуждается только патология) А как же норма?

    Ответить
  • Денис says:

    в тесте указаны отклонения в меньшую ми большую сторону, а норма — это «золотая середина»

    Ответить
  • Людмила (Цветы жизни) says:

    Таня, спасибо большое! Так подробно все описала. Обязательно проведу на днях этот тест с сыном. Давно хочу заглянуть в его настоящую самооценку….

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      У меня был еще тест по самооценке ребенка, но я его пока найти не могу. Если найду — сообщу. Там вообще все очень точно выходит.
      Ну а пока пользуйся этим)

      Ответить
  • Lada says:

    Тест интересный, их несколько разновидностей такого направления. Надо тоже своих протестировать, давно не делала это. Спасибо.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Всегда пожалуйста. Я помню, очень разные тесты любила и тоже всех тестировала))

      Ответить
  • Эдуард says:

    У меня девочки много рисуют, завтра посмотрю на их рисунки исходя из того что узнал в Вашей статье.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Эдуард, этот тест подходит не для каждого рисунка, а именно для автопортрета. Так что не на рисунки смотрите, а дайте девочкам задание нарисовать себя. Много времени это не займет.

      Ответить
  • Эдуард says:

    Татьяна, тогда еще такой вопрос, дочки очень часто рисуют на рисунках всю семью, здесь тоже можно рассмотреть психологические особенности?

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Эдуард, можно. Любой рисунок отражает внутренний мир нарисовавшего его. Я не психолог, поэтому здесь я вам не помогу такие рисунки проанализировать. Я говорю только о тех тестах, которые проверены мной лично и в верности которых я убедилась.

      Ответить
      • Эдуард says:

        Спасибо Татьяна, Вам за ответ

        Ответить
        • Татьяна Саксон says:

          Эдуард, всегда рада помочь. Спрашивайте если что 😉

          Ответить
  • Ирина Зайцева says:

    Я тоже очень люблю вот такие тесты. И правда так интересно, вроде рисуешь просто, а потом столько узнаешь всего…

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      А я еще люблю тесты, когда надо в кляксе рассмотреть, на что она похожа. Как бы тест, но для человека творческого это еще и удовольствие. Я вот летом часто на облака заглядываюсь и думаю, на что они похожи))

      Ответить
  • Денис says:

    главное, чтобы тест был правильно составлен и проверен на экспериментальной группе

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Это точно!
      И без этого тест не будет утвержден и включен в систему социальных тестов.
      Так же и любая обучающая методика проверяется сперва экспериментально, и только доказав свою пользу, вводится в процесс образования.

      Ответить
  • Юлия Халова says:

    Интересно! Изучала много рисуночных тестов, а про автопортрет не встречала. Спасибо! Буду испытывать на всех, кто мне попадется )))))

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      🙂 Пожалуйста) Юлия, может и вы нам про какой рисуночный тест расскажете?

      Ответить
  • Леди Маша says:

    Здорово! Я тоже знаю тесты, но они — на состояние внутреннего мира и характер психотипа. А этот — тоже очень интересный! Спасибо, Танюша! Очень интересно!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Мне почему-то кажется, что ты себя протестировала))) Или нет?

      Ответить
      • Леди Маша says:

        Кто ж откажется ))) Я всегда себя использую в качеств самого безотказного подопытного кролика ))

        Ответить
        • Татьяна Саксон says:

          Ну и как? Нарисовала себя с очень большой головой? 🙂

          Ответить
          • Леди Маша says:

            Нет, все вполне пропорционально 🙂

  • Тамара says:

    Так вот живёшь и не знаешь, что там у ребёнка на душе. А тут вот, провёл тест и видишь, где надо исправлять.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      и видишь также, где исправлять не надо 😉

      Ответить
  • Тамара says:

    Точно. Может быть ничего и не надо. И успокоиться уже.)

    Ответить
  • Ольга Кутуева says:

    Отличный тест! Я долго не могла оценить рисунки сына, уж очень примитивно он рисовал, при этом был очень ра3вит. Его порвало лет в 10. Стал рисовать все подряд и так детально, ярко. Я тогда многое открыла для себя в его рисунках. Придет с прогулки, попрошу, чтоб нарисовал автопортрет, уж очень интересно. что получится сейчас!

    Ответить
  • Денис says:

    У вашего сына отличные способности!

    Ответить
  • Таня says:

    Интересно. Я раньше задумывалась о смысле детских рисунков. У меня сын любит рисовать черним цветом. Это наверное плохо. Не знаю. Может подскажете?

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Не обязательно. Хотя бывает, что дети начинают рисовать мрачные рисунки, если у них проблемы с семье или в других отношениях. Если же картины черным остаются позитивными, то я в этом ничего плохого не вижу.

      Ответить
      • Таня says:

        Нет. Не мрачные. Он рисует на веселые темы. Нету мутантов и бабаек. Рисует автомобили черные, может нарисовать черный дом.

        Ответить
        • Татьяна Саксон says:

          Я думаю, это нормально 🙂 У ребенка еще не раз будут меняться вкусовые и цветовые пристрастия.

          Ответить
  • Денис says:

    Чтобы подробно разобраться с этим вопросом нужно увидеть сами рисунки!

    Ответить
  • Денис says:

    …нужно рассмотреть каждую деталь!

    Ответить
  • Ольга Кутуева says:

    Детский автопортрет очень многое может сказать о ребенке, его эмоциональном состоянии, самооценке, восприятии окружающего мира. Спасибо, Танечка, очень полезная информация для родителей!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      А столько еще таких методик есть! Это я только одну описала. А ведь еще анализируют и другие детские рисунки: семья, природа (в каких тонах) и т.д. Столько всего узнать можно о ребенке!

      Ответить
  • Oksana says:

    Татьяна, спасибо за тест! Протестирую всех ко рядом ). И учеников, и родных. Еще бы тест про рисунок семьи ), порекомендуйте ссылочку где можно его добыть. У нас с Детками тема Семья на занятиях английским. Было бы интересно провести такой тест ).

    Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика