О чем нам говорит автопортрет?
Обещания надо выполнять. Если же сомневаешься в том, что ты сможешь выполнить свое обещание, тогда лучше не обещай…
Я пообещала рассказать вам про тест Автопортрет (тест анализа личности), который учитель проводит в первом классе. Анализ результатов теста поможет учителю лучше понять своих учеников и узнать, как они оценивают сами себя. Тест этот проводится на уроке, к которому вы можете перейти по ссылке >>>>>
Тест Автопортрет может проводиться как с детьми так и со взрослыми людьми.
Теперь я расскажу вам, как проводится этот психологический тест, и как нам его потом интерпретировать.
На уроке детям выдается половина альбомного листа. Учитель дает задание:
— Нарисуйте себя!
На этом все. Учитель не должен подсказывать детям, что рисовать, как располагать рисунок. Дети должны рисовать полностью самостоятельно. Любое вмешательство может исказить истинность результатов теста.
Теперь дети рисуют. 5-10 минут вполне достаточно. После этого учитель просит подписать рисунок своим именем печатными буквами. Если кто-то не умеет, учитель делает это за него и собирает все рисунки.
Настала очередь анализа автопортретов – детских психологических рисунков.
Схема анализа автопортретов
— голова:
Большая голова обычно обозначает наличие больших интеллектуальных претензий или недовольства своим интеллектом.
Маленькая голова обычно передает, что у человека есть трудности в усвоении информации либо проблемы с оцениванием окружающего мира.
— глаза:
Большие глаза на лице предполагают подозрительность человека, а еще — проявление озабоченности и чрезмерной чувствительности по отношению к мнению общества.
Маленькие или же закрытые глаза обычно предполагают углубленность человека в его внутренний мир и то, что этот человек склонен к самокопанию.
— рот:
Акцентированный рот предполагает у человека примитивные оральные тенденции или возможные затруднения в речи. Если же рот не нарисован, это предполагает или депрессию, или вялость в общении.
— уши и нос:
Большие уши предполагают чувствительность к критике.
Большой акцент на нос – указывает на наличие неких сексуальных проблем.
Выделенные сильно ноздри свидетельствуют о том, что человек склонен к агрессии.
— руки:
Анализ изображения рук на автопортрете позволит нам узнать, как личность контактирует с окружающим миром. Скованные руки обозначают жесткого, обязательного, замкнутого человека. Вяло опущенные руки обозначают неэффективность. Хрупкие и слабые руки — физическую или же психологическую слабость человека. Длинные и (или) сильные руки обозначают амбициозность и весьма сильную вовлеченность в все, происходящее во внешнем мире. Очень короткие руки, в свою очередь, предполагают чувство неадекватности и отсутствие амбициозности.
— ноги:
Длинные ноги предполагают потребность человека в независимости.
А вот большие ноги – потребность его в безопасности.
Автопортрет, на котором не изображены ноги, означает отсутствие опоры и нестабильность.
Кроме вышеперечисленных критериев анализа теста автопортрет, существуют и другие критерии:
— изображение эстетическое (гибкость линий, легкость, лаконичность образа, выразительность черт) – человек обладает художественными способностями.
— изображение схематическое (тело и лицо изображены схематично анфас и в профиль) – человек интеллектуального склада ума (мыслитель), склонен к обобщению.
— изображение реалистическое (тщательные подробности на рисунке: прорисованы лицо, шея, одежда, волосы и т.д.) – человек отличается большой педантичностью, склонен обращать внимание на детали, а также тщательно обдумывать каждую ситуацию.
— изображение метафорическое (автопортрет-метафора) – человек с развитой фантазией, творческими способностями, воображением и чувством юмора.
— автопортрет в интерьере (в окружении предметов, на фоне комнаты, пейзажа) – человек обладает повышенным вниманием к тому, что его окружает.
— автопортрет с эмоциями (улыбка, слезы и т.д.) – человек эмоциональный. Кстати, часто человек изображает себя на рисунке с противоположной эмоцией той, которую он испытывает.
— изображение в движении – человек увлеченный тем, что изображено (танцы, спорт и т.д.).
— автопортрет со спины – человек, которые не желает поступать по инструкции, делает все наоборот, привлекает к себе внимание.
Вот таким образом мы интерпретируем данные, полученные в результате данного теста, и узнаем о человеке больше.
Тест Автопортрет – это не единственный тест анализа личности, который проводится с детьми. Также учитель проводит и другие тесты: тест Керна-Ирасека, который состоит из трех заданий и служит для определения уровня готовности к школе; исследование качества звукопроизношения, прогностическая таблица для исследования адаптации к школе, методика «Графический диктант» и другие тесты и методики, о которых мы с вами еще поговорим.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
какая психология на детском рисунке, а ведь верно все подмечено. рисунок часто отражает внутреннее состояние и об этом говорят многие психологи
Ксения, и правильно говорят. А я, конечно же, к ним прислушиваюсь 😉 И всем советую.
С помощью анализа рисунка ученика можно выявить очень много факторов, указывающих на его развитие и отклонения в нем в различные стороны и с определенной степенью, понять его внутреннее состояние, в т.ч. наличие интровертности или экстравертности.
Это точно подмечено! Да и почему бы не таким образом начать знакомиться с детьми.
Меня вот это поразило)))
«Большая голова обычно обозначает наличие больших интеллектуальных претензий или недовольства своим интеллектом.» — это про меня… и без рисунков понятно.
А откуда методика, ты её обучалась, как-то она навязанной кажется?
Прочитал твоё интервью -супер!!!и фотки ничего)))
Евгений, скажи-ка, что в нашей системе образования не кажется навязанным?
Да, я учусь в университете педагогическом и у нас была психология и психологическая практика в школе, где мы все эти тесты проводили. Так что сразу они были просто навязаны, а потом и применены. И знаешь, я вот с некоторыми детьми проводила тесты, а потом ежедневные наблюдения за этими детьми подтверждали результаты анализа тестов. Так что я склонна этому верить.
Спасибо, что оценил интервью с фото. Мне приятно 🙂
Спасибо большое! Вот это скорость у Вас, только попросила недавно — и вот уже и анализ теста. Очень интересно. Обязательно проведу своим деткам дома. Может, узнаю что-нибудь новенького о них))
Елена, когда у меня все это есть под рукой и надо только напечатать, то зачем и затягивать? А благодаря вашей просьбе у меня новая рубрика появилась 😉
Да, тест хорош как для детей, так и для взрослых. Например, можно мужа протестировать, свекровь, подругу и т.д.
🙂 Самое сложное в этом — уговорить их себя нарисовать)))
Интересный тест, только как то осуждается только патология) А как же норма?
в тесте указаны отклонения в меньшую ми большую сторону, а норма — это «золотая середина»
Таня, спасибо большое! Так подробно все описала. Обязательно проведу на днях этот тест с сыном. Давно хочу заглянуть в его настоящую самооценку….
У меня был еще тест по самооценке ребенка, но я его пока найти не могу. Если найду — сообщу. Там вообще все очень точно выходит.
Ну а пока пользуйся этим)
Тест интересный, их несколько разновидностей такого направления. Надо тоже своих протестировать, давно не делала это. Спасибо.
Всегда пожалуйста. Я помню, очень разные тесты любила и тоже всех тестировала))
У меня девочки много рисуют, завтра посмотрю на их рисунки исходя из того что узнал в Вашей статье.
Эдуард, этот тест подходит не для каждого рисунка, а именно для автопортрета. Так что не на рисунки смотрите, а дайте девочкам задание нарисовать себя. Много времени это не займет.
Татьяна, тогда еще такой вопрос, дочки очень часто рисуют на рисунках всю семью, здесь тоже можно рассмотреть психологические особенности?
Эдуард, можно. Любой рисунок отражает внутренний мир нарисовавшего его. Я не психолог, поэтому здесь я вам не помогу такие рисунки проанализировать. Я говорю только о тех тестах, которые проверены мной лично и в верности которых я убедилась.
Спасибо Татьяна, Вам за ответ
Эдуард, всегда рада помочь. Спрашивайте если что 😉
Я тоже очень люблю вот такие тесты. И правда так интересно, вроде рисуешь просто, а потом столько узнаешь всего…
А я еще люблю тесты, когда надо в кляксе рассмотреть, на что она похожа. Как бы тест, но для человека творческого это еще и удовольствие. Я вот летом часто на облака заглядываюсь и думаю, на что они похожи))
главное, чтобы тест был правильно составлен и проверен на экспериментальной группе
Это точно!
И без этого тест не будет утвержден и включен в систему социальных тестов.
Так же и любая обучающая методика проверяется сперва экспериментально, и только доказав свою пользу, вводится в процесс образования.
Интересно! Изучала много рисуночных тестов, а про автопортрет не встречала. Спасибо! Буду испытывать на всех, кто мне попадется )))))
🙂 Пожалуйста) Юлия, может и вы нам про какой рисуночный тест расскажете?
Здорово! Я тоже знаю тесты, но они — на состояние внутреннего мира и характер психотипа. А этот — тоже очень интересный! Спасибо, Танюша! Очень интересно!
Мне почему-то кажется, что ты себя протестировала))) Или нет?
Кто ж откажется ))) Я всегда себя использую в качеств самого безотказного подопытного кролика ))
Ну и как? Нарисовала себя с очень большой головой? 🙂
Нет, все вполне пропорционально 🙂
Так вот живёшь и не знаешь, что там у ребёнка на душе. А тут вот, провёл тест и видишь, где надо исправлять.
и видишь также, где исправлять не надо 😉
Точно. Может быть ничего и не надо. И успокоиться уже.)
Отличный тест! Я долго не могла оценить рисунки сына, уж очень примитивно он рисовал, при этом был очень ра3вит. Его порвало лет в 10. Стал рисовать все подряд и так детально, ярко. Я тогда многое открыла для себя в его рисунках. Придет с прогулки, попрошу, чтоб нарисовал автопортрет, уж очень интересно. что получится сейчас!
У вашего сына отличные способности!
Интересно. Я раньше задумывалась о смысле детских рисунков. У меня сын любит рисовать черним цветом. Это наверное плохо. Не знаю. Может подскажете?
Не обязательно. Хотя бывает, что дети начинают рисовать мрачные рисунки, если у них проблемы с семье или в других отношениях. Если же картины черным остаются позитивными, то я в этом ничего плохого не вижу.
Нет. Не мрачные. Он рисует на веселые темы. Нету мутантов и бабаек. Рисует автомобили черные, может нарисовать черный дом.
Я думаю, это нормально 🙂 У ребенка еще не раз будут меняться вкусовые и цветовые пристрастия.
Чтобы подробно разобраться с этим вопросом нужно увидеть сами рисунки!
…нужно рассмотреть каждую деталь!
Детский автопортрет очень многое может сказать о ребенке, его эмоциональном состоянии, самооценке, восприятии окружающего мира. Спасибо, Танечка, очень полезная информация для родителей!
А столько еще таких методик есть! Это я только одну описала. А ведь еще анализируют и другие детские рисунки: семья, природа (в каких тонах) и т.д. Столько всего узнать можно о ребенке!
Татьяна, спасибо за тест! Протестирую всех ко рядом ). И учеников, и родных. Еще бы тест про рисунок семьи ), порекомендуйте ссылочку где можно его добыть. У нас с Детками тема Семья на занятиях английским. Было бы интересно провести такой тест ).