Человек и мир. 3 класс. Урок: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина
План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе
Тема урока: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина
Цели урока:
— формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека;
— учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты;
— развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;
— воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.
Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний перед изучением нового материала
Вводная беседа
— С какими природными богатствами мы уже познакомились?
— Почему равнинный рельеф считается природным богатством?
— Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики?
— Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами?
3. Постановка темы и целей урока
— Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь…
4. Изучение нового материала
— Ответьте на вопросы учебника на стр. …
— Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке)
— Выполним задания к тексту.
Практическая работа по изучению гранита
Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника.
Задания к практической работе:
По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:
Свойства | Гранит |
Строение (зернистое, сыпучее) | зернистое |
Цвет | Розоватый, серый, … |
Твердость | твердый |
Прочность | прочный |
Другие свойства | хорошо полируется |
Практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств
Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.
Задания к практической работе:
В результате практической работы и анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:
Свойства | Песок | Глина |
Строение | сыпучее | несыпучее |
Размеры частиц | крупнее | Мельче, как пыль |
Цвет | разнообразный | также |
Твердость | твердый | мягкая |
Запах | – | + |
Отношение к воде | Не растворяется | также |
Пластичность | – | + |
Как пропускает воду | хорошо | плохо |
После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).
— Что объединяет гранит, песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)
5. Закрепление
Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):
1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?
2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?
3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?
4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?
5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?
6. Подведение итогов. Итоговая рефлексия
(см. предыдущие уроки)
7. Домашнее задание
Прочитать статьи по теме Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина на стр. … учебника, ответить на вопросы после них.
Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».
Все уроки курса доступны здесь >>>>>
Смотрите также уроки:
Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!