Человек и мир. 3 класс. Урок: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

урок полезные ископаемые

Тема урока: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

Цели урока:

— формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека;

— учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты;

— развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

— воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при  проведении практической работы и опытов.

Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний перед изучением нового материала

Вводная беседа

— С какими природными богатствами мы уже познакомились?

— Почему равнинный рельеф считается природным богатством?

— Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики?

— Как вы думаете, можно ли считать  природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами?

3. Постановка темы и целей урока

— Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь…

4. Изучение нового материала

— Ответьте на вопросы учебника на стр. …

Полезные ископаемые

— Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке)

— Выполним задания к тексту.

урок полезные ископаемые

Практическая работа по изучению гранита

Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника.

Задания к практической работе:

Гранит песок и глина

По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:

Свойства Гранит
Строение (зернистое, сыпучее) зернистое
Цвет Розоватый, серый, …
Твердость твердый
Прочность прочный
Другие свойства хорошо полируется

Практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств

Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.

Задания к практической работе:

Гранит песок и глина

В результате практической работы и анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:

Свойства Песок Глина
Строение сыпучее несыпучее
Размеры частиц крупнее Мельче, как пыль
Цвет разнообразный  также
Твердость твердый мягкая
Запах +
Отношение к воде Не растворяется  также
Пластичность +
Как пропускает воду хорошо плохо

После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).

— Что объединяет гранит, песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)

5. Закрепление

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?

2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

6. Подведение итогов. Итоговая рефлексия

(см. предыдущие уроки)

7. Домашнее задание

Прочитать статьи по теме Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина на стр. … учебника, ответить на вопросы после них.

Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».

Все уроки курса доступны здесь >>>>>

Смотрите также уроки:

Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики

Растения леса

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика