ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Основы безопасности жизнедеятельности. Конспект занятия ОБЖ
4 класс
Тема: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно. Правила безопасного поведения детей-пассажиров в легковом автомобиле, на мотоцикле (подп. 2.44, п.178, 179, подп. 181.5 – 181.7, глава 5 Правил).
Цель: закрепить знания учащихся об основных правилах безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно; формировать навыки осознанного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспортном средстве.
Задачи:
- формировать знания о видах городского (маршрутного) транспорта и правилах поведения рядом с ним;
- развивать способности к ориентировке на улице, различать формы и назначения городского (маршрутного) транспорта;
- обогащать словарный запас;
- развивать наблюдательность, любознательность;
- воспитывать уважение к работе людей, работающих на транспорте, правилам поведения в транспорте и около него;
- воспитывать уважительное отношение к пассажирам, учить выполнению правил безопасного поведения.
Ход занятия:
— Домики с колесами по улице бегут.
Мальчиков и девочек домики везут.
Что это? (Транспорт)
— Кто догадался, какова тема нашего занятия? (О транспорте)
— Да, ребята, мы поговорим о транспорте, а также о правилах поведения в транспорте.
Извлекают информацию из доп.источников информации, дают определение, кто такой «пассажир», и обсуждают полученные сведения.
Учитель показывает карточку «сарпасжи».
— Отгадайте, в каком слове перепутались буквы. Составим слово из данных букв и узнаем, как называют человека, который едет на общественном транспорте. (Пассажир)
— Очень важно помнить: если дома, во дворе, на даче, в лесу мы с вами просто люди, то вступая или выезжая на дорогу, мы с вами сразу становимся участниками дорожного движения.
— Давайте подумаем, кто еще, кроме пассажиров, является участником дорожного движения:
- водители,
- пешеходы,
- пассажиры.
Вывешиваются карточки.
— Обратимся к толковому словарю, как он трактует значение слова «пассажир»?
- пешеход – это человек, который идет по дороге, а не едет в каком–либо транспортном средстве;
- пассажир – это человек, едущий в любом транспортном средстве, за исключением водителя;
- водитель – это человек, который управляет транспортным средством
— Если мы идем, переходим, мы являемся кем? … (пешеходами)
— А если мы сели в автобус, троллейбус, трамвай, мы кто? (пассажиры)
Наблюдают за движением автобуса, троллейбуса, трамвая на целевой прогулке.
Отгадывают загадки о транспортных средствах.
— Отгадайте загадки и заодно вспомните виды общественного транспорта:
Что за чудо – этот дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус)
Красный вагон
По рельсам бежит.
Всех, куда надо,
Он быстро домчит.
Заливистый звон его
Нравится детям
Так в чем же мы с вами
По городу едем? (в трамвае)
Я мчусь, держась за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
Я мчусь быстро под землей,
Не угнаться вам за мной! (Метро)
Участвуют в учебном диалоге о видах городского (маршрутного) транспорта, его назначении и правилах поведения рядом с ним
— Как называется место для ожидания общественного транспорта?
Вывешивается знак «Остановка»
— Мы находимся на остановке. Сегодня мы поговорим о том, какие правила должны выполнять пассажиры.
Чтобы не создать угрозу своему здоровью и здоровью окружающих в транспорте, надо соблюдать общепринятые правила поведения. У вас на столах памятки в стихах, давайте вспомним эти правила.
Чтение стихотворений учащимися и выведение правил из них.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут!
Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопится:
Лучше в школу опоздать,
Чем успеть в больницу.
ПРАВИЛО: СТОЙ НА ТРОТУАРЕ, НЕ ВЫХОДИ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
ПРАВИЛО: ВОЙДИ В САЛОН, ПРОЙДИ ВПЕРЕД.
Если вдруг ты сел в троллейбус,
Продвигаешься вперед,
Не спеши сесть у окошка:
Может бабушка войдет.
ПРАВИЛО: УСТУПИ МЕСТО СТАРШИМ.
Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все ежа ругать:
— Ну-ка Ёж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.
ПРАВИЛО: НЕ ОТВЛЕКАЙ ВОДИТЕЛЯ.
Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.
Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!
ПРАВИЛО: НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ ИЗ ОКНА В ЦЕЛЯХ БЕЗОПАСНОСТИ.
Две вороны каркать стали —
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!
ПРАВИЛО: НЕ РАЗГОВАРИВАЙ ГРОМКО – ТЫ МЕШАЕШЬ ДРУГИМ.
Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:
— Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать —
Так сумей его убрать.
ПРАВИЛО: НЕ МУСОРИ В ТРАНСПОРТЕ.
Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И, гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!
ПРАВИЛО: НЕ ТОЛКАЙ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ.
Чтение с.23-25 (ПДД1 В.Э.Рублях, 1981 г).
Участвуют в обсуждении правил безопасного поведения детей-пассажиров в легковом автомобиле, на мотоцикле (подп. 2.44, п. 178, 179, подп. 181.5 – 181.7, глава 5 Правил).
Чтение главы 5 ПДД: Обязанности пассажиров
23. Пассажир обязан:
23.1. осуществлять посадку (высадку) только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия — с тротуара или обочины;
23.2. быть пристегнутым при движении в механическом транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, кроме случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом части второй подпункта 9.5 пункта 9 настоящих Правил, а при поездке на мотоцикле, мопеде — быть в застегнутом мотошлеме;
23.3. соблюдать меры безопасности, предусмотренные конструкцией транспортного средства и правилами перевозки пассажиров на соответствующем виде транспортного средства.
24. Пассажиру запрещается:
24.1. отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения и (или) мешать водителю в управлении транспортным средством;
24.2. препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а во время его движения высовываться в оконные проемы, открывать двери транспортного средства;
24.3. при движении на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на его бортах или на грузе, находящемся выше бортов.
Закрепляют правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, трамвая); правила поведения пассажира легкового автомобиля.
Прослушайте стихотворение
ПАССАЖИР
Ехал странный пассажир,
Вез он в сумке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит
-Пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход
Пассажир назад ползет.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли смазанные жиром.
— Какое правило поведения в транспорте нарушил пассажир?
Пассажир нарушил правило: в салоне надо держаться за поручни, не мешать проходить другим пассажирам, соблюдать чистоту.
Работа в рабочей тетради (Т.В.Загвоздкина. Основы безопасности жизнедеятельности, 4 класс):
с.10-11. Задание 1-4 (самостоятельно) – 5-10 минут.
Проверка самостоятельной работы – учащиеся зачитывают ответы вслух.
Задание №4 – Записать фразу. Прочитать хором три раза.
— Кто повторит правило наизусть?
Моделируют ситуации безопасного поведения в транспортном средстве при следовании с родителями, в группах, самостоятельно.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
[…] Источник […]