Человек и мир. 3 класс. Урок: Что такое карта?

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

План конспект урока в 3 классе по предмету «Человек и мир» — конспект урока Географическая карта

конспект урока географическая карта

Тема урока: Что такое карта?

Цели урока:

— формировать представление о карте в процессе сравнения ее основных свойств с планом местности, учить школьников читать карту;

— содействовать развитию умения сравнивать, работать в микрогруппах, осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей работы;

— воспитывать чувство уважения друг к другу и взаимопомощи.

Оборудование: таблица «План местности», карта полушарий, физическая карта Беларуси, линейка.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний и умений

Контроль по методике «Опрос пятерых».

Ученики делятся на микрогруппы. В каждой микрогруппе кто-то их сильных учащихся выполняет роль учителя. Он опрашивает членов своей микрогруппы по вопросам и заданиям (вопросы задаются ученикам по очереди или отвечают желающие; ученик-учитель фиксирует на листочке, кто отвечал):

— Закончите предложение: Уменьшенная модель Земли – это ….

— Почему глобус имеет шарообразную форму?

— Что такое Мировой океан?

— Покажите океаны на карте.

— Назовите и покажите на карте материки.

— На каком материке расположена Республика Беларусь?

— Какие материки омывает Атлантический океан? Тихий океан? Северный Ледовитый океан?

— Как называется самый крупный материк? Самый маленький?

Ученики, выполняющие роль учителя докладывают о результатах проверки знаний и умений в своих микрогруппах.

Выборочный устный фронтальный опрос учителем.

Индивидуальный письменный контроль в тестовой форме (в форме открытого теста):

Модель земного шара – это ….

Самая северная и самая южная точки Земли – это ….

Самая большая окружность, которая делит земной шар на два полушария – это ….

Единое водное пространство – это ….

Самый большой океан – это ….

Самый большой материк – это .…

Материк, на котором расположена территория Беларуси – ….

Тест проверяется на основе предложенного учителем эталона путем самопроверки.

3. Изучение нового материала

— Итак, мы познакомились не только с глобусом, но и картой полушарий, картой Беларуси. Что же такое карта?

— Чем она похожа на план?

— Чем отличается?

Физкультминутка  «Сильные и ловкие»

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже,

А потом шаг на месте, не спеша.

Чтобы выяснить признаки и свойства карты, организуется практическая работа по сравнению ее с планом (стр. … учебника). Результаты работы заносятся в таблицу (учащиеся в рабочей тетради, учитель на доске). В конечном виде таблица выглядит следующим образом:

что такое карта урок

— Какой масштаб физической карты Республики Беларуси? (линейный масштаб записывается внизу карты).

Масштаб плана и карты учитель записывает на доске.

— Сравните две записи (1 см – 200 м; 1 см — 6 км), и сделайте вывод, какой масштаб мельче.

— Почему карта отличается более мелким масштабом?

— Можно ли на карте изобразить отдельные дома населенных пунктов, леса, пашни? Почему?

На основе рассуждений заполняется третий пункт таблицы.

— Сравните условные знаки плана и карты и устанавливают: есть ли одинаковые условные знаки, (водные объекты, например, реки, озера голубым цветом); что означает зеленый цвет на плане и на карте?

— Прочитайте на карте, что написано на зеленом фоне внизу карты. (например, Полесская низменность).

— Что означает на карте коричневый цвет?

— Таким образом, мы выяснили, что зеленым и коричневым цветом показываются формы поверхности. (Причем, зеленым цветом показываются равнины и низменности, светло-коричневым или желтым – равнины-возвышенности, коричневым – горы.)

— Посмотрите, как обозначаются населенные пункты на плане и карте (на плане видны даже отдельные дома, на карте населенные пункты обозначаются особыми кружочками, которые называются пунсонами).

На основе работы делается вывод, что на карте используются свои условные знаки.

— Ребята, на карте также можно определять стороны горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга. Показывают направления сторон горизонта особые линии – параллели и меридианы. Меридианы показывают направления на север и юг, параллели на запад и восток. Получается, что в верхней части карты находится север.

— Назовите сами остальные стороны горизонта.

По итогам работы заполняется последний пункт сравнения плана и карты.

Учитель показывает некоторые областные центры страны и просит определить, где они находятся относительно сторон горизонта, друг друга, например:

— В какой части нашей страны находится Брест? (На юго-западе)

— Какой город находится южнее Брест или Гомель?

— Какой город находится западнее: Брест или Гродно?

— Где по отношению к Бресту находится г. Минск? Витебск? И т. п.

— Посмотрите внимательно на таблицу и сделайте вывод, чем карта похожа на план (карта вычерчивается в масштабе, условными знаками, на ней показываются стороны горизонта).

— А чем она отличается? (на карте показывается большой участок Земли или вся Земля, поэтому используется более мелкий масштаб, карта имеет свои особые условные знаки).

— Что значит читать карту?

Работа в парах: дети отвечают на вопросы под рубрикой «Порассуждай» (каждая пара обсуждает один из вопросов).

4. Подведение итогов работы

— Что нового вы узнали на уроке, чему научились?

— Чем карта похожа на план? Чем отличается?

5. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы.

Для желающих: нарисовать карту какой-нибудь фантастической страны (территории).

Все уроки в начальной школе здесь

Смотрите также уроки:

Звездное небо

Солнечная Система. Земля — одна из планет Солнечной системы

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ;) Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

KidStore Издательство «МИФ» La Redoute spim.ru

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Bobber
Kinderly
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика