Человек и мир. 3 класс. Урок: Что такое карта?
План конспект урока в 3 классе по предмету «Человек и мир» — конспект урока Географическая карта
Тема урока: Что такое карта?
Цели урока:
— формировать представление о карте в процессе сравнения ее основных свойств с планом местности, учить школьников читать карту;
— содействовать развитию умения сравнивать, работать в микрогруппах, осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей работы;
— воспитывать чувство уважения друг к другу и взаимопомощи.
Оборудование: таблица «План местности», карта полушарий, физическая карта Беларуси, линейка.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка знаний и умений
Контроль по методике «Опрос пятерых».
Ученики делятся на микрогруппы. В каждой микрогруппе кто-то их сильных учащихся выполняет роль учителя. Он опрашивает членов своей микрогруппы по вопросам и заданиям (вопросы задаются ученикам по очереди или отвечают желающие; ученик-учитель фиксирует на листочке, кто отвечал):
— Закончите предложение: Уменьшенная модель Земли – это ….
— Почему глобус имеет шарообразную форму?
— Что такое Мировой океан?
— Покажите океаны на карте.
— Назовите и покажите на карте материки.
— На каком материке расположена Республика Беларусь?
— Какие материки омывает Атлантический океан? Тихий океан? Северный Ледовитый океан?
— Как называется самый крупный материк? Самый маленький?
Ученики, выполняющие роль учителя докладывают о результатах проверки знаний и умений в своих микрогруппах.
Выборочный устный фронтальный опрос учителем.
Индивидуальный письменный контроль в тестовой форме (в форме открытого теста):
Модель земного шара – это ….
Самая северная и самая южная точки Земли – это ….
Самая большая окружность, которая делит земной шар на два полушария – это ….
Единое водное пространство – это ….
Самый большой океан – это ….
Самый большой материк – это .…
Материк, на котором расположена территория Беларуси – ….
Тест проверяется на основе предложенного учителем эталона путем самопроверки.
3. Изучение нового материала
— Итак, мы познакомились не только с глобусом, но и картой полушарий, картой Беларуси. Что же такое карта?
— Чем она похожа на план?
— Чем отличается?
Физкультминутка «Сильные и ловкие»
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже,
А потом шаг на месте, не спеша.
Чтобы выяснить признаки и свойства карты, организуется практическая работа по сравнению ее с планом (стр. … учебника). Результаты работы заносятся в таблицу (учащиеся в рабочей тетради, учитель на доске). В конечном виде таблица выглядит следующим образом:
— Какой масштаб физической карты Республики Беларуси? (линейный масштаб записывается внизу карты).
Масштаб плана и карты учитель записывает на доске.
— Сравните две записи (1 см – 200 м; 1 см — 6 км), и сделайте вывод, какой масштаб мельче.
— Почему карта отличается более мелким масштабом?
— Можно ли на карте изобразить отдельные дома населенных пунктов, леса, пашни? Почему?
На основе рассуждений заполняется третий пункт таблицы.
— Сравните условные знаки плана и карты и устанавливают: есть ли одинаковые условные знаки, (водные объекты, например, реки, озера голубым цветом); что означает зеленый цвет на плане и на карте?
— Прочитайте на карте, что написано на зеленом фоне внизу карты. (например, Полесская низменность).
— Что означает на карте коричневый цвет?
— Таким образом, мы выяснили, что зеленым и коричневым цветом показываются формы поверхности. (Причем, зеленым цветом показываются равнины и низменности, светло-коричневым или желтым – равнины-возвышенности, коричневым – горы.)
— Посмотрите, как обозначаются населенные пункты на плане и карте (на плане видны даже отдельные дома, на карте населенные пункты обозначаются особыми кружочками, которые называются пунсонами).
На основе работы делается вывод, что на карте используются свои условные знаки.
— Ребята, на карте также можно определять стороны горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга. Показывают направления сторон горизонта особые линии – параллели и меридианы. Меридианы показывают направления на север и юг, параллели на запад и восток. Получается, что в верхней части карты находится север.
— Назовите сами остальные стороны горизонта.
По итогам работы заполняется последний пункт сравнения плана и карты.
Учитель показывает некоторые областные центры страны и просит определить, где они находятся относительно сторон горизонта, друг друга, например:
— В какой части нашей страны находится Брест? (На юго-западе)
— Какой город находится южнее Брест или Гомель?
— Какой город находится западнее: Брест или Гродно?
— Где по отношению к Бресту находится г. Минск? Витебск? И т. п.
— Посмотрите внимательно на таблицу и сделайте вывод, чем карта похожа на план (карта вычерчивается в масштабе, условными знаками, на ней показываются стороны горизонта).
— А чем она отличается? (на карте показывается большой участок Земли или вся Земля, поэтому используется более мелкий масштаб, карта имеет свои особые условные знаки).
— Что значит читать карту?
Работа в парах: дети отвечают на вопросы под рубрикой «Порассуждай» (каждая пара обсуждает один из вопросов).
4. Подведение итогов работы
— Что нового вы узнали на уроке, чему научились?
— Чем карта похожа на план? Чем отличается?
5. Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы.
Для желающих: нарисовать карту какой-нибудь фантастической страны (территории).
Все уроки в начальной школе здесь
Смотрите также уроки:
Солнечная Система. Земля — одна из планет Солнечной системы
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!