Человек и мир. 3 класс. Урок: Что такое карта?

План конспект урока в 3 классе по предмету «Человек и мир» — конспект урока Географическая карта

конспект урока географическая карта

Тема урока: Что такое карта?

Цели урока:

— формировать представление о карте в процессе сравнения ее основных свойств с планом местности, учить школьников читать карту;

— содействовать развитию умения сравнивать, работать в микрогруппах, осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей работы;

— воспитывать чувство уважения друг к другу и взаимопомощи.

Оборудование: таблица «План местности», карта полушарий, физическая карта Беларуси, линейка.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний и умений

Контроль по методике «Опрос пятерых».

Ученики делятся на микрогруппы. В каждой микрогруппе кто-то их сильных учащихся выполняет роль учителя. Он опрашивает членов своей микрогруппы по вопросам и заданиям (вопросы задаются ученикам по очереди или отвечают желающие; ученик-учитель фиксирует на листочке, кто отвечал):

— Закончите предложение: Уменьшенная модель Земли – это ….

— Почему глобус имеет шарообразную форму?

— Что такое Мировой океан?

— Покажите океаны на карте.

— Назовите и покажите на карте материки.

— На каком материке расположена Республика Беларусь?

— Какие материки омывает Атлантический океан? Тихий океан? Северный Ледовитый океан?

— Как называется самый крупный материк? Самый маленький?

Ученики, выполняющие роль учителя докладывают о результатах проверки знаний и умений в своих микрогруппах.

Выборочный устный фронтальный опрос учителем.

Индивидуальный письменный контроль в тестовой форме (в форме открытого теста):

Модель земного шара – это ….

Самая северная и самая южная точки Земли – это ….

Самая большая окружность, которая делит земной шар на два полушария – это ….

Единое водное пространство – это ….

Самый большой океан – это ….

Самый большой материк – это .…

Материк, на котором расположена территория Беларуси – ….

Тест проверяется на основе предложенного учителем эталона путем самопроверки.

3. Изучение нового материала

— Итак, мы познакомились не только с глобусом, но и картой полушарий, картой Беларуси. Что же такое карта?

— Чем она похожа на план?

— Чем отличается?

Физкультминутка  «Сильные и ловкие»

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже,

А потом шаг на месте, не спеша.

Чтобы выяснить признаки и свойства карты, организуется практическая работа по сравнению ее с планом (стр. … учебника). Результаты работы заносятся в таблицу (учащиеся в рабочей тетради, учитель на доске). В конечном виде таблица выглядит следующим образом:

что такое карта урок

— Какой масштаб физической карты Республики Беларуси? (линейный масштаб записывается внизу карты).

Масштаб плана и карты учитель записывает на доске.

— Сравните две записи (1 см – 200 м; 1 см — 6 км), и сделайте вывод, какой масштаб мельче.

— Почему карта отличается более мелким масштабом?

— Можно ли на карте изобразить отдельные дома населенных пунктов, леса, пашни? Почему?

На основе рассуждений заполняется третий пункт таблицы.

— Сравните условные знаки плана и карты и устанавливают: есть ли одинаковые условные знаки, (водные объекты, например, реки, озера голубым цветом); что означает зеленый цвет на плане и на карте?

— Прочитайте на карте, что написано на зеленом фоне внизу карты. (например, Полесская низменность).

— Что означает на карте коричневый цвет?

— Таким образом, мы выяснили, что зеленым и коричневым цветом показываются формы поверхности. (Причем, зеленым цветом показываются равнины и низменности, светло-коричневым или желтым – равнины-возвышенности, коричневым – горы.)

— Посмотрите, как обозначаются населенные пункты на плане и карте (на плане видны даже отдельные дома, на карте населенные пункты обозначаются особыми кружочками, которые называются пунсонами).

На основе работы делается вывод, что на карте используются свои условные знаки.

— Ребята, на карте также можно определять стороны горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга. Показывают направления сторон горизонта особые линии – параллели и меридианы. Меридианы показывают направления на север и юг, параллели на запад и восток. Получается, что в верхней части карты находится север.

— Назовите сами остальные стороны горизонта.

По итогам работы заполняется последний пункт сравнения плана и карты.

Учитель показывает некоторые областные центры страны и просит определить, где они находятся относительно сторон горизонта, друг друга, например:

— В какой части нашей страны находится Брест? (На юго-западе)

— Какой город находится южнее Брест или Гомель?

— Какой город находится западнее: Брест или Гродно?

— Где по отношению к Бресту находится г. Минск? Витебск? И т. п.

— Посмотрите внимательно на таблицу и сделайте вывод, чем карта похожа на план (карта вычерчивается в масштабе, условными знаками, на ней показываются стороны горизонта).

— А чем она отличается? (на карте показывается большой участок Земли или вся Земля, поэтому используется более мелкий масштаб, карта имеет свои особые условные знаки).

— Что значит читать карту?

Работа в парах: дети отвечают на вопросы под рубрикой «Порассуждай» (каждая пара обсуждает один из вопросов).

4. Подведение итогов работы

— Что нового вы узнали на уроке, чему научились?

— Чем карта похожа на план? Чем отличается?

5. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы.

Для желающих: нарисовать карту какой-нибудь фантастической страны (территории).

Все уроки в начальной школе здесь

Смотрите также уроки:

Звездное небо

Солнечная Система. Земля — одна из планет Солнечной системы

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика