Человек и мир. 3 класс. Растения леса

План-конспект урока по предмету «Человек и мир»

урок растения леса

Тема урока: Растения леса

Цели урока:

— расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания;

— развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах и микрогруппах, приемы умственной деятельности;

— содействовать воспитанию чувств восхищения красотой природы, ее мудростью, гуманных отношений ко всему живому.

Оборудование: гербарии и рисунки растений леса, таблицы с растениями леса, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Психогимнастика для создания соответствующего настроения на уроке. Упражнение «Творим добро».

Выполняется сидя.

— Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, представьте, что ваше сердце наполняют Любовь, Доброта, Мир. Их так много, что вы мысленно направляете во все стороны Любовь, Доброту, Мир. Мы творим вокруг себя Любовь, Доброту, Мир. Эти минуты вернуться сторицей.

— Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на ясное солнышко или темную тучу? Вот сейчас можно и начинать урок. Сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и представьте себе участок леса, где вы побывали недавно. Мы слышим, как шелестят листья на деревьях, как поют лесные птицы. Мы вдыхаем свежий и целебный лесной воздух, слушаем звуки леса, любуемся его красками…

— Хорошо в лесу, но пора возвращаться. В каком лесу вы побывали? (Заслушивается несколько ответов учащихся).

2. Вводная часть

Объявление темы урока, его задач.

Вводная беседа по вопросам учебника перед изучением темы.

3 класс растения леса

3. Изучение нового материала

Формирование представления о лесе, типах леса.

— Прочитайте первый абзац текста «Растения леса».

— Какие леса встречаются в Беларуси?

После ответов школьников, на доске строится схема:

растения леса

— Какие деревья образуют хвойные леса? Лиственные? Какие леса называются смешанными?

— Прочитайте второй абзац текста. О чем идет речь в нем?

— Какие растения в лесу являются главными?

— Как растения растут в лесу? Почему?

— Какие растения растут в первом ярусе? Какие во втором? Какие растения образуют третий ярус?

Самостоятельная работа. Игра «Узнай по описанию» (для проверки знаний учениками растений, как дети могут распознавать их на рисунках)

Класс делится на 5 микрогрупп, каждая из которых получает свое задание.

Задание 1-й микрогруппе:

С помощью рисунков учебника, опознайте деревья по их описанию:

1. Дерево с мелкими листьями, стволом  необычного цвета, с черными черточками и полосками.

2. Могучее дерево с мощным стволом и мощной кроной, с поздно появляющимися листьями, по форме напоминающими перо, плоды желуди.

3. Ствол тёмный, бархатистый, пышная, густая крона, листья по форме напоминают сердечко, пучки желтых душистых цветков, пучки орешков с «крылышком».

4.  Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху темно-зеленые, снизу – серовато-зеленые, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре.

5. Крупные резные зубчатые листья, разноцветные осенью, плоды-двухкрылатки.

6. Ствол внизу темного цвета, сверху золотисто-оранжевый; иголки длинные, расположены на ветке по 2, смолистая древесина.

7. Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные, цилиндрические.

Задание 2-й микрогруппе:

С помощью рисунков учебника, опознайте кустарники по их описанию:

1. Цветки белые, душистые, собраны в своеобразные шапки, листья с тремя лопастями; осенью бордово-красные блестящие, как будто покрытые лаком, горько-кислые ягоды.

2. Вечнозеленый кустарник, хвоинки по три на ветке, синеватые с сизоватым налетом шишкоягоды.

3. Довольно высокий кустарник, с листьями по форме похожими на листья липы, но в отличие от последней, листья, черешки и веточки растения покрыты жесткими волосками; цветки собраны в сережки, зацветает первым в лесу, плод орех.

4. Колючий кустарник с замечательными по вкусу и аромату целебными, малиново-красными ягодами, состоящими из отдельных сочных «шариков» с косточками внутри; листья напоминают перо (перистые), состоят из 5-7, а верхние — из 3-х листочков.

Задание 3-й микрогруппе:

С помощью рисунков учебника, опознайте травянистые растения и кустарнички хвойных лесов по их описанию:

1. Вечнозеленый кустарничек, большое количество небольших кожистых блестящих листочков, большое количество бокальчатых, розовато-белых плотно сидящих цветочков, красные кисло-сладкие ягоды.

2. Лиловые мелкие колокольчатые цветки, листочки похожи на хвоинки, цветет в августе-сентябре.

3. Невысокое травянистое, похожее на маленький кустик, растение с широкими листьями, покрытыми густыми шелковистыми волосками и состоящими из трех долек. Цветки белого цвета из пяти лепестков и с желтой серединкой. Плоды – душистые и очень вкусные красноватые ягоды – никнут к земле. Отсюда и название растения.

4. Ее листочки состоят из трех отдельных частей-сердечек. Листья растения обладают кислым вкусом. Отсюда и название. В мае травка цветет довольно крупными для небольшого растения бело-розоватыми цветочками с пятью лепестками.

Задание 4-й микрогруппе:

Используя рисунки в учебнике, опознайте травянистые растения по их описанию:

1. Два небольших листочка высоко над землей, белые душистые цветки, красные ядовитые ягоды.

2. На верхушке прямого тонкого стебелька – нежный и красивый цветок с шестью белыми или розоватыми лепестками; под цветком три сильно изрезанных листа; цветок на тонком стебельке качается даже от слабого ветра.

3. Два овальных листа, цветки белые колокольчатые с нежным ароматом, расположенные один за одним на тонком стебельке, ягоды красные, ядовитые.

4. Цветки тёмно-розовые, состоят из четырех лепестков, собраны в кисть. И цветоножки и стебель кисти красноватой окраски. Длинные узкие листья со светлой жесткой срединной жилкой по форме несколько напоминают листья ивы.

 Задание 5-й микрогруппе:

Используя рисунки в учебнике и слова для справок, опознайте растения по их описанию:

1. Цветок его по форме напоминает колокольчик. Лепестки цветка фиолетовые, а серединка цветка — желтая. Стебелек растения покрыт серебристыми волосками, поэтому очень пушистый.

2. На длинной тонкой цветоножке нежный и красивый довольно крупный цветок с пятью белыми или розоватыми лепестками; под цветком три сильно изрезанных листа; цветок на тонком стебельке качается даже от слабого ветра.

3. Цветки его похожи на маленькие ярко-голубые звездочки из-за того, что внутри цветка расположено много красивых белых тычинок, которые украшают его. Очень редко они бывают белыми или розовыми. Форма листьев необычная – разделены на три части-лопасти и напоминают печень.

4. Вверху стебель растения ветвится и на каждой ветви висит необыкновенной формы и окраски крупный пониклый цветок, состоящий из шести фиолетово-розовых, красноватых лепестков с темными штрихами и длинными, крупными красиво свисающими тычинками и пестиком. У лепестков цветка удивительная особенность, придающая неповторимую красоту растению, – каждый из лепестков закручивается к верху (отсюда название).

— Какое здесь растение лишнее? Почему?

Слова для справок: лилия кудреватая, ветреница лесная, сон-трава или прострел луговой, перелеска благородная или печеночница.

Физкультминутка «В лесу»:

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки (руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх)

На елках — птичьи голоса (руки в стороны)

Внизу на елочках – роса. (руки вниз)

Мы шли-шли, на ели зеленой шишки нашли. (Шаг на месте, затем руки вверх, потянулись.)

Мы шли-шли, на дубе желуди нашли. (Шаг на месте, затем руки вверх, потянулись.)

Мы шли-шли, чернику-ягоду нашли. (Шаг на месте, затем присели, руками будто собираем ягоды, встали.)

Мы шли-шли, землянику здесь нашли. (Шаг на месте, затем присели, руками будто собираем ягоды, встали.)

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Используются рисунки растений. При ответе ученики называют опознанные растения и указывают самый характерный признак, по которому они опознали то или иное растение (описания растений не зачитываются). По ходу ответов учащихся на доске размещаются рисунки. Вначале в верхний ряд выставляются рисунки деревьев, ниже в ряд выставляются рисунки кустарников, еще ниже – растения третьего яруса.

4. Закрепление знаний

Игры «Загадаю – отгадай», «Найди ошибки», «Добавь словечко».

Задания классу  после представления результатов работы 1-й микгрогруппы:

— Проверьте свою наблюдательность:

— У какого из деревьев самый зеленый ствол и необычной формы черешки?

— Какое дерево отличается могучим стволом и плодами с «шапочками»?

— У какого дерева золотистые, душистые цветки, а затем и плоды орешки собраны в пучки с крылышком?

— У какого дерева ствол вверху яркого оранжевого цвета?

— Какое дерево имеет короткие и самые колючие иголки?

Задания классу после представления результатов работы 2-й микрогруппы:

— Укажите ошибки в описаниях растений:

— Орешник или лещина – невысокий кустарник, листья его похожи на листья дуба.

— Малина – колючий кустарник с целебными ароматными синими ягодами; листья по форме напоминают сердце.

— Можжевельник – вечнозеленый кустарник; хвоинки расположены по одной на ветке; у него красные с сизоватым налетом шишки.

Задания классу после представления результатов работы 3-й микрогруппы:

— О каком растении идет речь?

— У нее небольшие блестящие листочки и гроздья красных ягод.

— У этого кустарничка очень вкусные черные с сизоватым налетом ягоды.

— Листья похожи на хвоинки, кисти его мелких колокольчатых, лиловых цветков издают слабый нежный и приятный запах.

— Листочки состоят из трех отдельных частей-сердечек.

Задания классу после представления результатов работы 4-й микрогруппы.

— Ландыш можно узнать по белым душистым цветкам колокольчатой формы. А еще по чем?

— Зверобой можно узнать по «шапке» золотистых цветков с черными чёрточками. А еще по чем?

— Кипрей или иван-чай можно узнать по длинным узким листьям, похожим на листья ивы. А еще по чем?

Задания после представления результатов работы 5-й микрогруппы.

— Найди ошибки в описании растений:

1. Цветок сон травы по форме напоминает колокольчик; лепестки желтого цвета. Стебелек растения гладкий, не опушенный.

2.У ветреницы лесной на коротком стебельке нежный и красивый довольно крупный цветок с множеством белых или розоватых лепестков.

3. На ветвистом стебле лилии кудреватой висят мелкие пониклые цветки, состоящие из четырех фиолетово-розовых, красноватых закрученных внутрь лепестков с темными штрихами.

После ответов учащихся учитель может сообщать учащимся интересную и занимательную информацию о том или ином растении. (см. Интересные факты о растениях леса)

Если останется время можно провести игры «Укажи лишнее», “Какого растения не достаёт?” или “Доставь нужное”.

Игра «Укажи лишнее»:

— дуб, клен, орешник, липа (кустарник орешник, остальные деревья);

— ландыш майский, майник двулистный, калина, ветреница дубравная (кустарник калина, остальные травы);

— дуб, осина, сосна, береза (хвойное дерево – сосна, остальные — лиственные);

— калина, орешник, ежевика, малина, можжевельник (хвойный кустарник можжевельник, остальные — лиственные);

— малина, ежевика, осина, орешник (дерево осина, остальные — кустарники);

– зверобой, сон-трава, ветреница лесная, лилия кудреватая (зверобой, остальные растения занесены в Красную книгу Республики Беларусь).

Игра “Какого растения не достаёт?” (или “Доставь нужное”)

Какое растение из расположенных в нижнем ряду вы бы перенесли в верхние строки – вместо вопросительного знака? Объясните свой выбор.

Береза

Осина

Дуб

?

Ель

Яблоня

Черемуха

Липа

 

Орешник

Калина

Шиповник

?

Береза

Сосна

Смородина

Малина

 

Ландыш

Майник двулистный

Зверобой

?

Ветреница

Рябина

Лиственница

Дуб

 

Сон-трава

Венерин башмачок

Лилия кудреватая

?

Черника

Ветреница лесная

Земляника

Майник двулистный

Задания распределяются по микрогруппам или выполняются в парах, т.е. каждая микрогруппа выполняет часть из предложенных здесь заданий. Объем заданий учитель определяет в зависимости от темпа работы детей.

5. Итоговая рефлексия

6. Домашнее задание

Прочитать текст «Растения леса», разделить текст на части, озаглавить их; ответить на вопросы после текста.

Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из растений леса или подобрать загадки о растениях леса (составить загадки-описания) .

Полный список уроков в начальной школе

Смотрите также уроки:

Животные лесов

Значение леса (интегрированный урок)

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика