Человек и мир. 3 класс. Урок: Значение леса (интегрированный)

План конспект урока интегрированного по предмету Человек и мир в 3 классе

значение леса для человека

Тема урока: Значение леса (интегрированный урок с уроком изоискусства или внеклассного чтения)

Цели урока:

— обобщить, систематизировать и углубить знания младших школьников о значении леса для человека и в природе;

— воспитывать восхищение красотой леса, стремление выполнять правила природоохранного поведения, оказывать посильную помощь лесным обитателям;

— создать условия для развития творческих способностей учащихся, познавательного интереса к своей познавательной деятельности.

Оборудование: картины с изображением леса, аудиозаписи с голосами птиц, шумом леса, листы бумаги для записей, листы для рисования, цветные карандаши или фломастеры и иллюстрации для коллажа, клей. Плакат с правилами поведения в лесу, карточки с необходимыми текстами.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок по данной теме лучше провести по технологии «Педагогические мастерские» и интегрированный с уроком рисования или русского языка. На доске записаны пословицы, поговорки о значении леса:

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Из леса всегда что-нибудь принесешь – даже если ни к чему не прикасался. Лес всегда тебя одарит. (Н. Сладков)

Бесценна нашего леса краса,

Зеленое золото – наши леса.

Может звучать также тихо мелодия, звукозапись голосов птиц, шума леса. На доске — картины с изображением леса.

Слово учителя:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

2. Вводная беседа:

Формулируется проблема, которая будет решаться на уроке.

— Ребята, все мы когда-то побывали в лесу. Представьте себе уголок леса, в котором вы бывали.

— Кто что представил?

3. Работа по теме урока

Работа в микрогруппах

Мы все любим лес. За что же мы так любим и ценим лес? Давайте запишем в колонку на наших листах бумаги слова, в которых заключено значение леса.

Каждый ученик представляет свой список слов микрогруппе и пополняет словами других членов.

— А теперь выберите для себя самое главное слово в своем списке.

Представление результата работы

Представитель каждой группы представляет результаты работы в группе.

— Все ли согласны с мнением группы?

Если кто-то не согласен с группой в выборе главного слова, ему представляется слово.

Учитель обобщает ответы детей, фиксируя только то, что говорили дети.

— Но все ли мы перечислили, что дает нам лес, за что мы его любим?

Учитель раздает карточки учащимся.

(Учитель отбирает тот материал, который наиболее ему подходит, может сочетать стихи и прозу, а может использовать и иллюстрации, с отражением значения леса для человека, в природе).

Ен настоены на травах,На брусніцах і грыбах,Ен чаборам кучарывымІ суніцамі прапах.

(З верша “Лес” М. Алтухоў)

Калі кепска чалавеку,Я параю ад душы:Не спяшайся ў аптэку,А ў лясы ты паспяшы.

(З верша “Лес” М. Алтухоў)

А будет жажда мучить,То мне лесовичокСредь зарослей колючихПокажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Солнце прячется в тумане,Лес дремучий, до свиданья!Защитил ты нас от зноя,Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

(С. Погореловский)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,Где чистым воздухом так сладостно дышать,Есть в травах и цветах целительная силаДля всех умеющих их тайну разгадать. Ты полон свежести, и все в тебе живое,И сколько у тебя загадок и чудес!Ты испокон веков сдружился с человеком,Берет он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

1. Всё, что окружает тебя, – всё из леса. Стул, стол, кровать. Шкаф, этажерка, тумбочка. Книжная полка и книжки на ней. Пол, потолок, стены. Крыльцо, забор, навес. Весло, лодка, удочки. Пенал, карандаш, тетради. Балалайка, гитара, скрипка. (Н. Сладков «Дары леса»)

2. А радостное возбуждение, которое охватывает тебя, стоит только в лес войти! А лесные секреты и тайны, что на каждом шагу! А тысячи птичьих песен, наполняющих уши! А запахи тысяч цветов, от которых в носу свербит! А радости каждый день года! (Н. Сладков «Дары леса»)

3. Там где лес, всегда чистый воздух. Ох, какой чудесный в лесу воздух – целительный настой! Ведь деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр для очистки воздуха.

4. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, целительную тишину.

5. А еще лес является защитником почвы, лесных рек и ручейков.

6. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары животным: орехи, ягоды, грибы. (После этой карточки, можно уточнить, для каких животных лес является домом.)

— Зачитайте содержание карточек.

— О чем идет речь в этой карточке, о каком значении леса говорится?

По ходу работы ученики пополняют свой перечень слов. После прочтения карточек, учитель просит:

— Выберите теперь главное слово в своем списке.

— Кто поменял свой выбор. Почему?

Мы сегодня говорили о том, что лес – это фабрика кислорода, чистого и целебного воздуха, уютный дом для многих животных, это грибы, ягоды, орехи, зеленая аптека, это защитник речек и ручейков, почвы, источник строительного материала, сырья для получения бумаги. Лес – это настоящее украшение природы, чудесный зеленый наряд Земли, удивительная книга со своими загадками и открытиями… Лес человека щедро одаривает. Но чем же человек лесу отвечает, как относится к своему верному и щедрому другу?! Как вы думаете, о чем бы попросил нас лес, если бы мог говорить?

— Что каждый из нас может сделать для леса? Запишите на листочках свои предложения (в течение 2 минут).

— Зачитайте, что вы написали и объясните, что вы считаете самым важным.

Обогащение знаний учащихся о правилах поведения в лесу.

Раздаются карточки.

1. У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!Вот птичьи трели раздались,Вот белка скачет вверх и вниз,А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, бегать и кричать

И громко музыку включать!

2. Вы в поход пришли,  ребята…Отдохнуть, конечно, надо:Поиграть и порезвиться,И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

3. Нельзя стекло в лесу кидать,Нельзя бутылки разбивать;Осколки острые опасны –О них порежешься ужасно!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

4. Чтоб лес красив был и здоров,Без личинок вредных и жуков,Муравьи на страже день и ночь:Гонят разных листоедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

5. Если в травеУвидали яйцоИли услышалиКрики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

6. Для ежиков и белокЛес – дом родной.Они живут там смелоИ летом, и зимой.

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

7. Есть цветочки редкие,Белые, цветные, нежные:Вам кивнут приветливоЛандыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

8. В лесу летают мотыльки,Ползут ужи, живут жуки…Природа-мать им жизнь дала.У них у всех свои дела.

И жабу увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без этих животных, друг мой,

Лес одинокий, и пустой…

— Ознакомьтесь со стихотворениями, прочитайте свой стих всему классу.

После прочтения каждого стихотворения (в соответствии с порядковым номером), формулируется правило поведения. Если ученики говорят только о том, чего нельзя делать, учитель спрашивает, а как нужно. К уроку готовится плакат, на котором отражены важнейшие правила поведения в лесу. После формулировки правила школьниками, учитель постепенно открывает его запись на плакате.

Примерная формулировка правил для плаката:

1. Не шумите в лесу. Ходите тихо, осторожно по лесным тропинкам.
2. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. Мусор обязательно забирайте с собой!
3. Не бейте в лесу стекло!
4. Не разоряйте муравейники! Не ходите вблизи муравейника! Помогите поставить ограждение возле муравейника.
5. Не разоряйте птичьи гнезда, не заглядывайте в него, не трогайте руками птенцов!
6. Не забирайте из леса животных домой! Любуйтесь и наблюдайте за ними в лесу.
7. Не рвите редкие цветы! Они будут долго радовать нас и лес там, где растут.
8. Не обижайте никого в лесу: ни насекомых, ни змей, ни жаб… При встрече с ними проходите осторожно мимо, уступая дорогу.
9. Не уничтожайте несъедобные грибы! Оставляйте их диким животным.

— Давайте разделимся на две большие группы. 1 группа сделает из предложенных иллюстраций коллаж о значении леса, а вторая — нарисует плакат «Чем мы можем помочь лесу?»

Афиширование работ. Ученики представляют свои работы, объясняют их содержание.

Если проводится интегрированный урок с чтением, дети под руководством учителя вспоминают рассказы, стихотворения, посвященные лесу; если с уроком изоискусства – ученики знакомятся с произведениями известных художников.

4. Закрепление знаний

Творческая работа

— Пересмотрите свой список слов и напишите минисочинение с использованием этих слов. Темы минисочинений: Значение леса для человека, Зеленое золото наши леса или Значение леса в природе.

По окончании работы – представление сочинений или рассказов.

5. Итог урока

Слово учителя:

Спасибо, лес,

за все твои красоты,

за ягоды-монисты,

за грибы…

Спасибо, лес!

Наверно, не напрасно

меня в свой терем

ежедневно ждешь. (М. Люгарин)

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес! (С. Погореловский)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

— Наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам не решить пока, но кое-что мы сможем сделать: посадить деревце, ухаживать за рощей, подкармливать птиц зимой, взять под охрану муравейник, поляну с удивительными цветами.

— Давайте все вместе произнесем клятву (клятва записана на доске)

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

 Смотрите все уроки в начальной школе здесь>>>>>

Смотрите также уроки:

Растения и животные болота

Природные сообщества. Экология

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро

Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика