Человек и мир. 3 класс. Урок: Значение леса (интегрированный)

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

План конспект урока интегрированного по предмету Человек и мир в 3 классе

значение леса для человека

Тема урока: Значение леса (интегрированный урок с уроком изоискусства или внеклассного чтения)

Цели урока:

— обобщить, систематизировать и углубить знания младших школьников о значении леса для человека и в природе;

— воспитывать восхищение красотой леса, стремление выполнять правила природоохранного поведения, оказывать посильную помощь лесным обитателям;

— создать условия для развития творческих способностей учащихся, познавательного интереса к своей познавательной деятельности.

Оборудование: картины с изображением леса, аудиозаписи с голосами птиц, шумом леса, листы бумаги для записей, листы для рисования, цветные карандаши или фломастеры и иллюстрации для коллажа, клей. Плакат с правилами поведения в лесу, карточки с необходимыми текстами.

Ход урока

1. Организационный момент

Урок по данной теме лучше провести по технологии «Педагогические мастерские» и интегрированный с уроком рисования или русского языка. На доске записаны пословицы, поговорки о значении леса:

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Из леса всегда что-нибудь принесешь – даже если ни к чему не прикасался. Лес всегда тебя одарит. (Н. Сладков)

Бесценна нашего леса краса,

Зеленое золото – наши леса.

Может звучать также тихо мелодия, звукозапись голосов птиц, шума леса. На доске — картины с изображением леса.

Слово учителя:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

2. Вводная беседа:

Формулируется проблема, которая будет решаться на уроке.

— Ребята, все мы когда-то побывали в лесу. Представьте себе уголок леса, в котором вы бывали.

— Кто что представил?

3. Работа по теме урока

Работа в микрогруппах

Мы все любим лес. За что же мы так любим и ценим лес? Давайте запишем в колонку на наших листах бумаги слова, в которых заключено значение леса.

Каждый ученик представляет свой список слов микрогруппе и пополняет словами других членов.

— А теперь выберите для себя самое главное слово в своем списке.

Представление результата работы

Представитель каждой группы представляет результаты работы в группе.

— Все ли согласны с мнением группы?

Если кто-то не согласен с группой в выборе главного слова, ему представляется слово.

Учитель обобщает ответы детей, фиксируя только то, что говорили дети.

— Но все ли мы перечислили, что дает нам лес, за что мы его любим?

Учитель раздает карточки учащимся.

(Учитель отбирает тот материал, который наиболее ему подходит, может сочетать стихи и прозу, а может использовать и иллюстрации, с отражением значения леса для человека, в природе).

Ен настоены на травах,На брусніцах і грыбах,Ен чаборам кучарывымІ суніцамі прапах.

(З верша “Лес” М. Алтухоў)

Калі кепска чалавеку,Я параю ад душы:Не спяшайся ў аптэку,А ў лясы ты паспяшы.

(З верша “Лес” М. Алтухоў)

А будет жажда мучить,То мне лесовичокСредь зарослей колючихПокажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Солнце прячется в тумане,Лес дремучий, до свиданья!Защитил ты нас от зноя,Напоил живой водою,

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

(С. Погореловский)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,Где чистым воздухом так сладостно дышать,Есть в травах и цветах целительная силаДля всех умеющих их тайну разгадать. Ты полон свежести, и все в тебе живое,И сколько у тебя загадок и чудес!Ты испокон веков сдружился с человеком,Берет он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

1. Всё, что окружает тебя, – всё из леса. Стул, стол, кровать. Шкаф, этажерка, тумбочка. Книжная полка и книжки на ней. Пол, потолок, стены. Крыльцо, забор, навес. Весло, лодка, удочки. Пенал, карандаш, тетради. Балалайка, гитара, скрипка. (Н. Сладков «Дары леса»)

2. А радостное возбуждение, которое охватывает тебя, стоит только в лес войти! А лесные секреты и тайны, что на каждом шагу! А тысячи птичьих песен, наполняющих уши! А запахи тысяч цветов, от которых в носу свербит! А радости каждый день года! (Н. Сладков «Дары леса»)

3. Там где лес, всегда чистый воздух. Ох, какой чудесный в лесу воздух – целительный настой! Ведь деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека. Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр для очистки воздуха.

4. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, целительную тишину.

5. А еще лес является защитником почвы, лесных рек и ручейков.

6. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары животным: орехи, ягоды, грибы. (После этой карточки, можно уточнить, для каких животных лес является домом.)

— Зачитайте содержание карточек.

— О чем идет речь в этой карточке, о каком значении леса говорится?

По ходу работы ученики пополняют свой перечень слов. После прочтения карточек, учитель просит:

— Выберите теперь главное слово в своем списке.

— Кто поменял свой выбор. Почему?

Мы сегодня говорили о том, что лес – это фабрика кислорода, чистого и целебного воздуха, уютный дом для многих животных, это грибы, ягоды, орехи, зеленая аптека, это защитник речек и ручейков, почвы, источник строительного материала, сырья для получения бумаги. Лес – это настоящее украшение природы, чудесный зеленый наряд Земли, удивительная книга со своими загадками и открытиями… Лес человека щедро одаривает. Но чем же человек лесу отвечает, как относится к своему верному и щедрому другу?! Как вы думаете, о чем бы попросил нас лес, если бы мог говорить?

— Что каждый из нас может сделать для леса? Запишите на листочках свои предложения (в течение 2 минут).

— Зачитайте, что вы написали и объясните, что вы считаете самым важным.

Обогащение знаний учащихся о правилах поведения в лесу.

Раздаются карточки.

1. У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!Вот птичьи трели раздались,Вот белка скачет вверх и вниз,А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, бегать и кричать

И громко музыку включать!

2. Вы в поход пришли,  ребята…Отдохнуть, конечно, надо:Поиграть и порезвиться,И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

3. Нельзя стекло в лесу кидать,Нельзя бутылки разбивать;Осколки острые опасны –О них порежешься ужасно!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

4. Чтоб лес красив был и здоров,Без личинок вредных и жуков,Муравьи на страже день и ночь:Гонят разных листоедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

5. Если в травеУвидали яйцоИли услышалиКрики птенцов,

Не приближайтесь,

Не лезьте туда

И не тревожьте

Ни птиц, ни гнезда.

6. Для ежиков и белокЛес – дом родной.Они живут там смелоИ летом, и зимой.

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

7. Есть цветочки редкие,Белые, цветные, нежные:Вам кивнут приветливоЛандыши, подснежники…

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких

Очень мало на земле…

8. В лесу летают мотыльки,Ползут ужи, живут жуки…Природа-мать им жизнь дала.У них у всех свои дела.

И жабу увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без этих животных, друг мой,

Лес одинокий, и пустой…

— Ознакомьтесь со стихотворениями, прочитайте свой стих всему классу.

После прочтения каждого стихотворения (в соответствии с порядковым номером), формулируется правило поведения. Если ученики говорят только о том, чего нельзя делать, учитель спрашивает, а как нужно. К уроку готовится плакат, на котором отражены важнейшие правила поведения в лесу. После формулировки правила школьниками, учитель постепенно открывает его запись на плакате.

Примерная формулировка правил для плаката:

1. Не шумите в лесу. Ходите тихо, осторожно по лесным тропинкам.
2. Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. Мусор обязательно забирайте с собой!
3. Не бейте в лесу стекло!
4. Не разоряйте муравейники! Не ходите вблизи муравейника! Помогите поставить ограждение возле муравейника.
5. Не разоряйте птичьи гнезда, не заглядывайте в него, не трогайте руками птенцов!
6. Не забирайте из леса животных домой! Любуйтесь и наблюдайте за ними в лесу.
7. Не рвите редкие цветы! Они будут долго радовать нас и лес там, где растут.
8. Не обижайте никого в лесу: ни насекомых, ни змей, ни жаб… При встрече с ними проходите осторожно мимо, уступая дорогу.
9. Не уничтожайте несъедобные грибы! Оставляйте их диким животным.

— Давайте разделимся на две большие группы. 1 группа сделает из предложенных иллюстраций коллаж о значении леса, а вторая — нарисует плакат «Чем мы можем помочь лесу?»

Афиширование работ. Ученики представляют свои работы, объясняют их содержание.

Если проводится интегрированный урок с чтением, дети под руководством учителя вспоминают рассказы, стихотворения, посвященные лесу; если с уроком изоискусства – ученики знакомятся с произведениями известных художников.

4. Закрепление знаний

Творческая работа

— Пересмотрите свой список слов и напишите минисочинение с использованием этих слов. Темы минисочинений: Значение леса для человека, Зеленое золото наши леса или Значение леса в природе.

По окончании работы – представление сочинений или рассказов.

5. Итог урока

Слово учителя:

Спасибо, лес,

за все твои красоты,

за ягоды-монисты,

за грибы…

Спасибо, лес!

Наверно, не напрасно

меня в свой терем

ежедневно ждешь. (М. Люгарин)

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес! (С. Погореловский)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

— Наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам не решить пока, но кое-что мы сможем сделать: посадить деревце, ухаживать за рощей, подкармливать птиц зимой, взять под охрану муравейник, поляну с удивительными цветами.

— Давайте все вместе произнесем клятву (клятва записана на доске)

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

 Смотрите все уроки в начальной школе здесь>>>>>

Смотрите также уроки:

Растения и животные болота

Природные сообщества. Экология

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ;) Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

KidStore Издательство «МИФ» La Redoute spim.ru

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Bobber
Kinderly
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика