Человек и мир. 3 класс. Урок: Растения и животные болота

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Растения и животные болота. 3 класс

Тема урока: Растения и животные болота

Цели урока:

— формировать представление школьников о болоте как территории с постоянным излишним увлажнением и поросшей специфической растительностью;

— создать условия для усвоения знаний о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;

— развивать умения описывать и распознавать растения, работать в микрогруппах;

— содействовать воспитанию гуманного отношения ко всему живому.

Оборудование: гербарии растений, рисунки, таблицы с изображением растений и животных болота, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного

Заслушиваются задания, придуманные учениками.

Игра «Продолжи задуманное»

— С помощью игры я проверю, насколько осознанно вы усвоили правила природоохранного поведения в лесу. Я начинаю предложение, а тот, кого я вызову, продолжает его, не нарушая смысла задуманного.

— Чтобы мусор, разлагаясь, не отравлял почву и растения, я … (ученик продолжает: Я всегда буду его забирать с собой, чтобы выбросить).

— Чтобы не лишить многих животных необходимого для них лекарства, я всегда буду … (оставлять ядовитые грибы, не сбивая их ногами).

— Чтобы лес был здоровым и веселым, я никогда не буду разорять… (птичьи гнезда, муравейники).

— Чтобы не спугнуть птиц во время насиживания яиц и ухода за птенцами, я всегда в лесу буду …

— Если в лесу я увижу бабочек, встречу змею, жабу, других животных, я …

— Чтобы не топтать весной нежные почки и ростки растений, я всегда буду стараться ходить … (по лесным тропинкам и дорожкам).

Дополните схему:

Растения и животные болота

Схему лучше сделать в виде отдельных карточек; две-три карточки поворачиваются обратной стороной. После того, как ученики предложили свои варианты дополнения схемы, учитель открывает и перевернутые карточки: украшение природы, зеленый наряд Земли; природный дом для животных.

3. Изучение нового материала

Учитель предлагает детям необычные слова, состоящие из одних согласных букв:

С в  б л т н ,  ж р вл ,  ц п л  с р  , б г л н к; р с нк , кл кв , г л б к

— Чтобы правильно прочитать или расшифровать эти слова, нужно отправиться в одно очень интересное место. Куда, сейчас узнаем.

Отгадывание загадки про болото в учебнике.

Вводная беседа:

— Видели ли вы болото? Где?

— Что оно собой представляет?

— Чем отличается от леса?

— Как, на ваш взгляд, образуются болота?

— Давайте найдем в тексте ответ, как образуется болото и сравним с нашими предположениями?

— Найдите в тексте ответ, к каким условиям приспосабливаются растения, которые растут на болоте?

— Легко ли жить в таких условиях?

— Вспомните, что нужно для роста растений кроме воды, света, тепла и питательных веществ?

— Почему комнатное растение, которое чрезмерно поливать, скоро погибает?

— Сделаем вывод, чего не хватает растениям на болоте, где постоянно избыток влаги?

— И вот в таких условиях растут многие растения, что вызывает восхищение необыкновенной жизненной силой природы. Какие же растения могут жить в таких условиях? Рассмотрите рисунки в учебнике. Скажите, какие растения преобладают на болоте в отличие от леса?

— Почему практически здесь не растут деревья, за исключением сосны?

— Как вы думаете, можно ли встретить на болоте такие же высокие и стройные сосны, как в лесу?

Физкультминутка

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. Так же плавно опускают. Следим  за осанкой. Движения совершаются под чтение учителем стихотворения:

– Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

– Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова  – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой.

Работа в парах или в микрогруппах с целью знакомства с растениями болот и формирования у школьников умения распознавать их. Ученики работают по заданиям:

1. Рассмотрите рисунки в учебнике и с их помощью узнайте растения по описанию:

а) Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри зеленые; листья овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.

б) Листья мелкие, кожистые, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли длинные нитевидные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, но очень полезные.

в) Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока.

г) Стебли растения высотой до 2 метров с темно-коричневыми, почти черными бархатными шишками-початками на верху. Если зрелый початок растеребить, то из него полетит пух. У растения длинные (до 3 метров), довольно мясистые, толстые листья.

2. Найдите в тексте учебника описание клюквы, росянки, голубики.

3. Назовите лишнее растение. Объясните свой выбор.

Клюква, голубика, ландыш, багульник, торфяной мох.

Вместо заданий-описаний можно предложить загадки:

Красно, а не кумач;

Кругло, а не мяч;

Кисло, а не квас;

С болот, а не бекас.

(Клюква)

Что за ягода такая,

Будто небо голубая?

Зеленая  внутри,

Но ты на это не смотри.

(Голубика)

И жукам, и мушкам

Липкая ловушка.

На болоте среди мхов

Она ловит комаров.

(Росянка)

Знакомство с животными болот

Ученики работают в парах – самостоятельная работа с учебником по вопросам:

— Какие животные встречаются на болоте?

— Какие приспособления имеют птицы для проживания на болоте?

— Составьте 1 – 2 цепи питания, которые существуют на болоте.

— Теперь можно и вернуться к расшифровке необычных слов и прочитать их.

сова болотная, журавль, цапля серая, багульник; росянка, клюква, голубика

Дети читают названия, указывают, что объединяет все перечисленные растения и животных.

— В одном из детских рассказов Г. Корженевской «Няскончаная казка» мальчик поспорил с аистом: что важнее – хлеб, выращенный на осушенном болоте или лягушки, живущие на болоте? Кто, по-вашему, прав в этом споре?

Обсуждение вопросов в парах:

— Нужно ли осушать все болота?

— Есть ли польза от болот?

Чтение статьи учебника о значении болот.

4. Итоговая рефлексия

5. Домашнее задание

Прочитать текст учебника по теме Болото. Растения и животные болота, ответить на вопросы после текста. Составить свои вопросы к тексту.

Специальное задание: подобрать к следующему уроку книги об известных заповедниках и национальных парках республики.

План-конспекты всех уроков в начальной школе

Смотрите также уроки:

Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Памятники истории и культуры Беларуси

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика