Человек и мир. 3 класс. Урок: Растения и животные болота
План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе
Тема урока: Растения и животные болота
Цели урока:
— формировать представление школьников о болоте как территории с постоянным излишним увлажнением и поросшей специфической растительностью;
— создать условия для усвоения знаний о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;
— развивать умения описывать и распознавать растения, работать в микрогруппах;
— содействовать воспитанию гуманного отношения ко всему живому.
Оборудование: гербарии растений, рисунки, таблицы с изображением растений и животных болота, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного
Заслушиваются задания, придуманные учениками.
Игра «Продолжи задуманное»
— С помощью игры я проверю, насколько осознанно вы усвоили правила природоохранного поведения в лесу. Я начинаю предложение, а тот, кого я вызову, продолжает его, не нарушая смысла задуманного.
— Чтобы мусор, разлагаясь, не отравлял почву и растения, я … (ученик продолжает: Я всегда буду его забирать с собой, чтобы выбросить).
— Чтобы не лишить многих животных необходимого для них лекарства, я всегда буду … (оставлять ядовитые грибы, не сбивая их ногами).
— Чтобы лес был здоровым и веселым, я никогда не буду разорять… (птичьи гнезда, муравейники).
— Чтобы не спугнуть птиц во время насиживания яиц и ухода за птенцами, я всегда в лесу буду …
— Если в лесу я увижу бабочек, встречу змею, жабу, других животных, я …
— Чтобы не топтать весной нежные почки и ростки растений, я всегда буду стараться ходить … (по лесным тропинкам и дорожкам).
Дополните схему:
Схему лучше сделать в виде отдельных карточек; две-три карточки поворачиваются обратной стороной. После того, как ученики предложили свои варианты дополнения схемы, учитель открывает и перевернутые карточки: украшение природы, зеленый наряд Земли; природный дом для животных.
3. Изучение нового материала
Учитель предлагает детям необычные слова, состоящие из одних согласных букв:
С в б л т н , ж р вл , ц п л с р , б г л н к; р с нк , кл кв , г л б к
— Чтобы правильно прочитать или расшифровать эти слова, нужно отправиться в одно очень интересное место. Куда, сейчас узнаем.
Отгадывание загадки про болото в учебнике.
Вводная беседа:
— Видели ли вы болото? Где?
— Что оно собой представляет?
— Чем отличается от леса?
— Как, на ваш взгляд, образуются болота?
— Давайте найдем в тексте ответ, как образуется болото и сравним с нашими предположениями?
— Найдите в тексте ответ, к каким условиям приспосабливаются растения, которые растут на болоте?
— Легко ли жить в таких условиях?
— Вспомните, что нужно для роста растений кроме воды, света, тепла и питательных веществ?
— Почему комнатное растение, которое чрезмерно поливать, скоро погибает?
— Сделаем вывод, чего не хватает растениям на болоте, где постоянно избыток влаги?
— И вот в таких условиях растут многие растения, что вызывает восхищение необыкновенной жизненной силой природы. Какие же растения могут жить в таких условиях? Рассмотрите рисунки в учебнике. Скажите, какие растения преобладают на болоте в отличие от леса?
— Почему практически здесь не растут деревья, за исключением сосны?
— Как вы думаете, можно ли встретить на болоте такие же высокие и стройные сосны, как в лесу?
Физкультминутка
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. Так же плавно опускают. Следим за осанкой. Движения совершаются под чтение учителем стихотворения:
– Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
– Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова – левою ногою.
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придешь домой.
Работа в парах или в микрогруппах с целью знакомства с растениями болот и формирования у школьников умения распознавать их. Ученики работают по заданиям:
1. Рассмотрите рисунки в учебнике и с их помощью узнайте растения по описанию:
а) Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри зеленые; листья овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
б) Листья мелкие, кожистые, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли длинные нитевидные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, но очень полезные.
в) Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока.
г) Стебли растения высотой до 2 метров с темно-коричневыми, почти черными бархатными шишками-початками на верху. Если зрелый початок растеребить, то из него полетит пух. У растения длинные (до 3 метров), довольно мясистые, толстые листья.
2. Найдите в тексте учебника описание клюквы, росянки, голубики.
3. Назовите лишнее растение. Объясните свой выбор.
Клюква, голубика, ландыш, багульник, торфяной мох.
Вместо заданий-описаний можно предложить загадки:
Красно, а не кумач;
Кругло, а не мяч;
Кисло, а не квас;
С болот, а не бекас.
(Клюква)
Что за ягода такая,
Будто небо голубая?
Зеленая внутри,
Но ты на это не смотри.
(Голубика)
И жукам, и мушкам
Липкая ловушка.
На болоте среди мхов
Она ловит комаров.
(Росянка)
Знакомство с животными болот
Ученики работают в парах – самостоятельная работа с учебником по вопросам:
— Какие животные встречаются на болоте?
— Какие приспособления имеют птицы для проживания на болоте?
— Составьте 1 – 2 цепи питания, которые существуют на болоте.
— Теперь можно и вернуться к расшифровке необычных слов и прочитать их.
сова болотная, журавль, цапля серая, багульник; росянка, клюква, голубика
Дети читают названия, указывают, что объединяет все перечисленные растения и животных.
— В одном из детских рассказов Г. Корженевской «Няскончаная казка» мальчик поспорил с аистом: что важнее – хлеб, выращенный на осушенном болоте или лягушки, живущие на болоте? Кто, по-вашему, прав в этом споре?
Обсуждение вопросов в парах:
— Нужно ли осушать все болота?
— Есть ли польза от болот?
Чтение статьи учебника о значении болот.
4. Итоговая рефлексия
5. Домашнее задание
Прочитать текст учебника по теме Болото. Растения и животные болота, ответить на вопросы после текста. Составить свои вопросы к тексту.
Специальное задание: подобрать к следующему уроку книги об известных заповедниках и национальных парках республики.
План-конспекты всех уроков в начальной школе
Смотрите также уроки:
Что такое природное сообщество? Что такое экология?
Памятники истории и культуры Беларуси
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!