Человек и мир. 3 класс. Урок: Природные сообщества. Экология
План конспект урока по экологии в 3 классе. Предмет Человек и мир
Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?
Цели урока:
— формировать представление о природном сообществе, понятии “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе;
— развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе;
— создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.
Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, выставка книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся выбирают самостоятельно для выполнения любое задание из любого уровня.
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
1. Назови букву с правильным ответом.Болото – это:А) участок земли, где растения растут в условиях излишнего увлажнения;Б) участок земли, где главными являются деревья. | 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? | 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях избыточного увлажнения? |
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. | 2. Раздели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. | 2. Раздели перечисленные растения на возможные группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина. |
3. Узнай по описанию растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. | 3. Подчеркни, какие из названных признаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, крупные, кожистые, мягкие, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные нитевидные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, сладкие. | 3. Узнай растение по описанию, исправь ошибки в описании. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные; листья крупные, овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом. |
4. Закончи предложение. На болоте можно встретить таких птиц, как сова, … | 4. Закончи предложение.У многих болотных птиц длинные … | 4. Закончи предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Большинство болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему … |
5. Вставь пропущенное.Растение – комар – … – аист | 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. | 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля. |
Задания первого уровня оцениваются в 1 – 2 балла, 2 –го уровня в 3 – 4 балла; третьего – в 5 – 6 баллов. Для оценки результатов можно пользоваться следующей таблицей:
Количество баллов | Отметка | Количество баллов | Отметка |
1 | 1 | 11 — 14 | 6 |
2 – 3 | 2 | 15 — 18 | 7 |
4 – 6 | 3 | 19 — 20 | 8 |
7 — 8 | 4 | 21 — 25 | 9 |
9 — 10 | 5 | 26 – 30 | 10 |
Количество заданий можно уменьшить, вместо одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы или задания по теме.
3. Изучение нового материала
Ответы на вопросы учебника.
Игра «Ищи связи»
На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:
Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок — бабочка.
— Сделайте вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно).
На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи.
Формулировка темы урока
— Какие природные дома названы в этой игре?
На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем.
— Эти природные дома называются природными сообществами.
На доске над уже выставленными карточками появляется карточка Природные сообщества.
— Как вы понимаете слово «сообщество»?
— Рассмотрите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.
Вывод: растения и животные связаны между собой пищевыми связями.
— В лесу также все растения и животные живут сообща. Давайте это докажем. Смоделируем уже знакомые нам лесные «этажи».
На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда.
— Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах?
— Сделайте вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем?
— Таким образом, ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.
Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)
На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:
— С помощью карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.
Обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).
— Что вам напоминает получившийся рисунок?
— Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка?
— Рассмотрите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.
Вывод: в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.
— И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?
По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.
На доске появляется схема.
— Прокомментируйте схему с помощью текста учебника:
В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:
— Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла?
— Что будет, если исчезнут растения?
— Что будет, если исчезнут растительноядные животные?
— Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?
— Почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать?
— Вывод свой сравните с текстом учебника.
Чтение текста учебника
— В чем значение науки экологии для человека?
— Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи.
— На основе таблицы выясните, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:
Охраняемые территории
Заповедник | Заказник | Национальный парк |
Охраняется вся природа Запрещена всякая хозяйственная деятельность 1 – Березинский | Охраняется часть природы Запрещены некоторые виды хоз. деятельности Свыше 500 | Охрана природы Использование для туризма 4 (Беловежская пуща, Нарочанские озера, Браславские озера, Припятский) |
Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).
4. Закрепление изученного
— Прочитайте вывод учебника.
5. Домашнее задание
Прочитать текст по теме Природные сообщества. Экология, ответить на вопросы после него.
Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков или заповеднике Республики Беларусь.
Смотрите также уроки:
Памятники истории и культуры Беларуси
Традиционные народные праздники
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!