Человек и мир. 3 класс. Водоемы. Край голубых рек и озер
План-конспект урока по предмету «Человек и мир». 3 класс
Тема: Водоемы. Край голубых рек и озер
Цели урока:
— формировать представление о разнообразии водоемов, их особенностях, познакомить учащихся с крупнейшими водоемами Беларуси (крупнейшими реками и озерами);
— содействовать осознанию школьниками значения водоемов как важнейших природных богатств нашей республики, своей роли в сохранении исчерпаемых водных ресурсов, воспитанию чувства восхищения красотой природы своей страны;
— продолжить развитие умений читать карту – показывать на физической карте Беларуси водоемы – реки и озера, умений самостоятельно работать с учебником.
Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы, физическая карта Беларуси, контурные карты, разборная таблица “Источники загрязнения и меры по охране водоемов”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Устный опрос учащихся (по вопросам учебника).
3. Изучение нового материала, проверка и закрепление изученного
Самостоятельная работа учащихся по технологическим карточкам (на основе использования элементов модульной технологии). В ходе изучения новой темы осуществляется проверка знаний и умений по предыдущей теме.
Знакомство планом работы и с задачами, записанными на технологической карте.
План работы:
1. Знакомство с темой и задачами урока.
2. Источник.
3. Река. Реки на физической карте Беларуси.
4. Озеро. Озера на физической карте Беларуси.
5. Значение водоемов в природе, использование их человеком.
6. Источники загрязнения и меры по охране водоемов в нашей республике.
— Тема сегодняшнего урока – Водоемы. Край голубых рек и озер. На уроке вы узнаете:
— какие бывают водоемы;
— какие крупнейшие реки протекают на территории Беларуси и какие самые известные озера расположены на территории республики;
— как охраняются водные богатства в стране.
— Вы научитесь: различать различные виды водоемов, показывать на карте крупнейшие реки и озера Беларуси.
Источник
Задания для самостоятельной работы (школьники работают по микрогруппам – 4 микрогруппы)
1. Отгадайте загадки:
Чистая водица Из земли сочится. |
Сквозь землю пробился – Водою разлился. |
2. Прочитайте текст на стр. учебника … Найдите в тексте, с чего начинается образование источника. Куда девается вода после дождя? Сквозь какие слои проходит вода? Какой слой не пропускает воду? В каком случае вода стекает к обрывистому берегу реки или к склону оврага?
3. Рассмотрите рисунок на стр. 24. Найдите на нём слой почвы и песка, слой глины, подземный ручеёк, источник. С помощью текста учебника сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается): почва, песок, глина, подземный ручеёк, источник.
4. Порассуждайте о значении источников в жизни природы и человека.
Задания классу после самостоятельной работы:
— Что нужно для того, чтобы образовался источник? (Дождь или вода тающего снега, слой песка, слой глины, склон)
Наводящие вопросы:
— Образовался бы источник, если не было слоя глины, только песок?
— Образовался бы источник, если не было бы уклона?
— Почему вода источника чистая и холодная?
— Какое значение имеют источники в природе, для человека?
Река. Реки на физической карте Беларуси
Самостоятельная работа в микрогруппах
1. Отгадайте загадку (каждая из микрогрупп получает одну из загадок):
От сосулек он родился, По дорожкам пробежал, И в овраге порезвился, И до речки добежал. |
Это дом трудяг бобров,Карасей и осетров.Кто подскажет мне словечко –Как тот дом зовётся? |
Собирает она воду Родничков, ручьёв, болота. А до моря добежит – Всё ему отдать спешит. |
Пробежала лента голубая, Сквозь лесов и средь лугов петляя. |
— По каким признакам вы узнали отгадку?
1. Прочитайте текст на стр …
2. Найдите в тексте ответ, как образуется река. Что такое исток? Устье? Русло? Притоки?
3. Рассмотрите рисунок на стр. 26. Найдите на нём части реки: исток, устье, притоки, русло.
4. Сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается).
Задания классу после представления результатов работы группы:
— Отгадайте загадки:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в родничке,
А широкий в море.
— О каких частях реки здесь идет речь?
— Где исток, устье, русло?
Течет, течет –
Не вытечет.
Бежит, бежит –
Не выбежит.
— Почему вода в реке никогда не иссякает, а все бежит и бежит?
— Могут ли реки пересохнуть?
— Нашу республику называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему?
— Сколько же озер и речек украшают нашу страну? Найдите ответ в тексте учебника.
— Давайте совершим путешествие по физической карте Беларуси.
Практичекая работа по карте:
— Определите, какая река протекает через территорию Беларуси с севера на юг.
— С какой возвышенности она берет начало?
— В какое море можно попасть, плывя по этой реке?
— Как называется левый приток реки, на котором стоит город Гомель?
— Как называется правый приток, который пересекает Центральноберезинскую равнину?
— Как называется правый приток, который протекает по Полесской низменности?
— Найдите реку, которая протекает на севере Беларуси и течет с востока на запад. Какой областной центр расположен на этой реке?
— Определите на какой реке стоит город Гродно.
— В каком направлении течет река?
— В какое море можно попасть, плывя по этой реке?
— На какой реке стоит город Брест?
— Как называется река в нашей местности?
— Какая река протекает по Полоцкой низменности?
— Какой приток р. Днепр течет с запада на восток?
— Какой приток р. Днепр пересекает Оршано-Могилевскую равнину?
— Как называется равнина, по которой течет р. Неман?
— Какая река самая длинная на территории нашей республики? Покажите ее самые крупные правые и левый притоки.
— Как называется река, на которой расположен наш областной центр?
Озеро. Озера на физической карте Беларуси
Самостоятельная работа в микрогруппах
1. Отгадайте загадку:
Водоем, но не течет.
В него впадает и вытекает речка.
— По каким признакам вы узнали отгадку?
2. Прочитайте текст на стр. …
3. Найдите в тексте ответы на вопросы:
— Что такое озеро?
— Чем оно отличается от реки? Чем похоже?
— Как пополняются озера водой?
— Чем служат озера для реки?
4. Как называется самое крупное озеро республики? Найдите и покажите его на карте. Как называется самое глубокое озеро республики? Самое крупное озеро группы Браславских озер – озеро Дривяты. Найдите его на карте.
Задания для обсуждения после выступления представителей группы:
— Чем похожи и чем отличаются река и озеро?
— Порассуждайте, где будет более чистая вода: в реке или озере? Почему?
— Что происходит с водоёмами, если летом долго не идут дожди и стоит жаркая погода?
— Покажите на карте озеро Нарочь; Браславские озера. Где они находятся по отношению к. Минску?
— Послушайте, как красиво о Нарочи написал В. Жукевич:
Возера Нарач прасторнае, чыстае!
Ты, як паветра такое празрыстае:
ціхай пагодаю свеціцца дно –
ты на планеце такое адно.
Работа учащихся по методике “Обучение сверстников”
Задание 1-й микрогруппе:
1. Прочитайте в тексте на стр. … учебника о значении водоемов в природе и жизни человека.
2. Подготовьте сообщение о значении водоемов, используя опорные слова: богатство, украшение, природный дом, отдых, питья, полив, водные дороги, водный транспорт, грузы, пассажиры. По желанию можно подготовить свои рисунки о значении водоемов.
Задание 2-й микрогруппе:
1. Составьте схему, которая показывает, что является источниками загрязнения водоемов.
2. Подготовьте сообщение по составленной схеме.
Задание 3-й микрогруппе:
1. Составьте из предложенных рисунков схему: “Меры по охране водоемов”.
2. Подготовьте сообщение по ней.
Задание 4-й микрогруппе (целесообразно дать это задание заранее):
Подготовьте сообщение по плану:
1. Как называется водоем, расположенный в нашей местности.
2. Как он используется людьми нашего края. Состояние водоема (чистая и прозрачная ли вода в водоеме).
3. Что загрязняет водоем?
4. Что делается для охраны водоема. Что можем сделать мы для охраны водоема?
Обсуждение результатов работы в микрогруппах.
4. Итоговой контроль и обобщение по заданиям:
1. Отметьте знаком “+” те утверждения, с котороми вы согласны и знаком “–” – те, с которыми вы не согласны.
— источник – это выход подземных вод на поверности земли;
— озеро, как и река, имеет исток и устье;
— озеро – это природное углубление, заполненное водой, в котором вода не течет;
— река – природное углубление, по которому течет вода;
– вода источника всегда чистая.
2. Подчеркните лишннее.
А) На территории нашей республики протекают реки:
Днепр
Западный Буг
Неман
Западная Двина
Волга
3. Закончите предложения.
Самая длинная река на территории Беларуси – река …
Самое крупное озеро нашей республики – озеро …
4. Продолжите перечисленное.
Для того, чтобы вода в водоемах была чистой, нужно:
– каждому человеку выполнять правила природоохранного поведения;
– …
5. Соедините стрелкой написанное в столбцах так, чтобы получилось полное название указанных равнин.
Полесская | Низменность | Центральноберезинская |
Минская | Возвышенность | Полоцкая |
Неманская | Равнина | Оршано-Могилевская |
Проверка работ осуществляется детьми путем сравнения с эталоном.
5. Рефлексия
— Понравился ли вам урок? Чем?
— Что было трудным? Почему?
— Что было самым интересным?
— Чему научились на уроке?
— Довольны ли вы своей работой?
6. Домашнее задание
Прочитать тексты по теме Водоемы, ответить на вопросы после текста.
Для желающих: составить вопросы и задания по теме или составить кроссворд “Водоемы нашей республики”. За основу можно взять слово “Беларусь”.
Ко всем урокам в начальных классах >>>>>
Смотрите также уроки:
Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина
Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!