Человек и мир. 3 класс. Водоемы. Край голубых рек и озер

План-конспект урока по предмету «Человек и мир». 3 класс

разнообразие водоемов

Тема: Водоемы. Край голубых рек и озер

Цели урока:

— формировать представление о разнообразии водоемов, их особенностях, познакомить учащихся с крупнейшими водоемами Беларуси (крупнейшими реками и озерами);

— содействовать осознанию школьниками значения водоемов как важнейших природных богатств нашей республики, своей роли в сохранении исчерпаемых водных ресурсов, воспитанию чувства восхищения красотой природы своей страны;

— продолжить развитие умений читать карту – показывать на физической карте Беларуси водоемы – реки и озера, умений самостоятельно работать с учебником.

Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы, физическая карта Беларуси, контурные карты, разборная таблица “Источники загрязнения и меры по охране водоемов”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Устный опрос учащихся (по вопросам учебника).

3. Изучение нового материала, проверка и закрепление изученного

Самостоятельная работа учащихся по технологическим карточкам (на основе использования элементов модульной технологии). В ходе изучения новой темы осуществляется проверка знаний и умений по предыдущей теме.

Знакомство планом работы и с  задачами, записанными на технологической карте.

План работы:

1. Знакомство с темой и задачами урока.

2. Источник.

3. Река. Реки на физической карте Беларуси.

4. Озеро. Озера на физической карте Беларуси.

5. Значение водоемов в природе, использование их человеком.

6. Источники загрязнения и меры по охране водоемов в нашей республике.

— Тема сегодняшнего урока – Водоемы. Край голубых рек и озер. На уроке вы узнаете:

— какие бывают водоемы;

— какие крупнейшие реки протекают на территории Беларуси и какие самые известные озера расположены на территории республики;

— как охраняются водные богатства в стране.

— Вы научитесь: различать различные виды водоемов, показывать на карте крупнейшие реки и озера Беларуси.

Источник

Задания для самостоятельной работы (школьники работают по микрогруппам – 4 микрогруппы)

1. Отгадайте загадки:

Чистая водица

Из земли сочится.

Сквозь землю пробился –

Водою разлился.

2. Прочитайте текст на стр. учебника … Найдите в тексте, с чего начинается образование источника. Куда девается вода после дождя? Сквозь какие слои проходит вода? Какой слой не пропускает воду? В каком случае вода стекает к обрывистому берегу реки или к склону оврага?

3. Рассмотрите рисунок на стр. 24. Найдите на нём слой почвы и песка, слой глины, подземный ручеёк, источник. С помощью текста учебника сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается): почва, песок, глина, подземный ручеёк, источник.

4. Порассуждайте о значении источников в жизни природы и человека.

Задания классу после самостоятельной работы:

— Что нужно для того, чтобы образовался источник? (Дождь или вода тающего снега, слой песка, слой глины, склон)

Наводящие вопросы:

— Образовался бы источник, если не было слоя глины, только песок?

— Образовался бы источник, если не было бы уклона?

— Почему вода источника чистая и холодная?

— Какое значение имеют источники в природе, для человека?

Река. Реки на физической карте Беларуси

Самостоятельная работа в микрогруппах

1. Отгадайте загадку (каждая из микрогрупп получает одну из загадок):

От сосулек он родился,

По дорожкам пробежал,

И в овраге порезвился,

И до речки добежал.

Это дом трудяг бобров,Карасей и осетров.Кто  подскажет мне словечко –Как тот дом зовётся?

Собирает она воду

Родничков, ручьёв, болота.

А до моря добежит –

Всё ему отдать спешит.

Пробежала лента голубая,

Сквозь лесов и средь лугов петляя.

— По каким признакам вы узнали отгадку?

1. Прочитайте текст на стр …

2. Найдите в тексте ответ, как образуется река. Что такое исток? Устье? Русло? Притоки?

3. Рассмотрите рисунок на стр. 26. Найдите на нём части реки: исток, устье, притоки, русло.

4. Сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается).

Задания  классу после представления результатов работы группы:

— Отгадайте загадки:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в родничке,

А широкий в море.

— О каких частях реки здесь идет речь?

— Где исток, устье, русло?

Течет, течет –

Не вытечет.

Бежит, бежит –

Не выбежит.

— Почему вода в реке никогда не иссякает, а все бежит и бежит?

— Могут ли реки пересохнуть?

— Нашу республику  называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему?

— Сколько же озер и речек украшают нашу страну? Найдите ответ в тексте учебника.

— Давайте совершим путешествие по физической карте Беларуси.

Практичекая работа по карте:

— Определите, какая река протекает через территорию Беларуси с севера на юг.

— С какой возвышенности она берет начало?

— В какое море можно попасть, плывя по этой реке?

— Как называется левый приток реки, на котором стоит город Гомель?

— Как называется правый приток, который пересекает Центральноберезинскую равнину?

— Как называется правый приток, который протекает по Полесской низменности?

— Найдите реку, которая протекает на севере Беларуси и течет с востока на запад. Какой областной центр расположен на этой реке?

— Определите на какой реке стоит город Гродно.

— В каком направлении течет река?

— В какое море можно попасть, плывя по этой реке?

— На какой реке стоит город Брест?

— Как называется река в нашей местности?

— Какая река протекает по Полоцкой низменности?

— Какой приток р. Днепр течет с запада на восток?

— Какой приток р. Днепр пересекает Оршано-Могилевскую равнину?

— Как называется равнина, по которой течет р. Неман?

— Какая река самая длинная на территории нашей республики? Покажите ее самые крупные правые и левый притоки.

— Как называется река, на которой расположен наш областной центр?

Озеро. Озера на физической карте Беларуси

Самостоятельная работа в микрогруппах

 1. Отгадайте загадку:

Водоем, но не течет.

В него впадает и вытекает речка.

— По каким признакам вы узнали отгадку?

2. Прочитайте текст на стр. …

3. Найдите в тексте ответы на вопросы:

— Что такое озеро?

— Чем оно отличается от реки? Чем похоже?

— Как пополняются озера водой?

— Чем служат озера для реки?

4. Как называется самое крупное озеро республики? Найдите и покажите его на карте. Как называется самое глубокое озеро республики? Самое крупное озеро группы Браславских озер – озеро Дривяты. Найдите его на карте.

Задания для обсуждения после выступления представителей группы:

— Чем похожи и чем отличаются река и озеро?

— Порассуждайте, где будет более чистая вода: в реке или озере? Почему?

— Что происходит с водоёмами, если летом долго не идут дожди и стоит жаркая погода?

— Покажите на карте озеро Нарочь; Браславские озера. Где они находятся по отношению к. Минску?

— Послушайте, как красиво о Нарочи написал В. Жукевич:

Возера Нарач прасторнае, чыстае!

Ты, як паветра такое празрыстае:

ціхай пагодаю свеціцца дно –

ты на планеце такое адно.

Работа учащихся по методике “Обучение сверстников”

Задание 1-й микрогруппе:

1. Прочитайте в тексте  на стр. … учебника о значении водоемов в природе и жизни человека.

2. Подготовьте сообщение о значении водоемов, используя опорные слова: богатство, украшение, природный дом, отдых, питья, полив, водные дороги, водный транспорт, грузы, пассажиры. По желанию можно подготовить свои рисунки о значении водоемов.

Задание 2-й микрогруппе:

1. Составьте схему, которая показывает, что является источниками загрязнения водоемов.

2. Подготовьте сообщение по составленной схеме.

Задание 3-й микрогруппе:

 1. Составьте из предложенных рисунков схему: “Меры по охране водоемов”.

2. Подготовьте сообщение по ней.

Задание 4-й микрогруппе (целесообразно дать это задание заранее):

Подготовьте сообщение по плану:

1. Как называется водоем, расположенный в нашей местности.

2. Как он используется людьми нашего края. Состояние водоема (чистая и прозрачная ли вода в водоеме).

3. Что загрязняет водоем?

4. Что делается для охраны водоема. Что можем сделать мы для охраны водоема?

Обсуждение результатов работы в микрогруппах.

4. Итоговой контроль и обобщение по заданиям:

1. Отметьте знаком “+” те утверждения, с котороми вы согласны и знаком “–” – те, с которыми вы не согласны.

— источник – это выход подземных вод на поверности земли;

— озеро, как и река, имеет исток и устье;

— озеро – это природное углубление, заполненное водой, в котором вода не течет;

— река – природное углубление, по которому течет вода;

– вода источника всегда чистая.

2. Подчеркните лишннее.

А) На территории нашей республики протекают реки:

Днепр

Западный Буг

Неман

Западная Двина

Волга

3. Закончите предложения.

Самая длинная река на территории Беларуси – река …

Самое крупное озеро нашей республики – озеро …

4. Продолжите перечисленное.

Для того, чтобы вода в водоемах была чистой, нужно:

– каждому человеку выполнять правила природоохранного поведения;

– …

5. Соедините стрелкой написанное в столбцах так, чтобы получилось полное название указанных равнин.

Полесская Низменность Центральноберезинская
Минская Возвышенность Полоцкая
Неманская Равнина Оршано-Могилевская

Проверка работ осуществляется детьми путем сравнения с эталоном.

5. Рефлексия

— Понравился ли вам урок? Чем?

— Что было трудным? Почему?

— Что было самым интересным?

— Чему научились на уроке?

— Довольны ли вы своей работой?

6. Домашнее задание

Прочитать тексты по теме Водоемы, ответить на вопросы после текста.

Для желающих: составить вопросы и задания по теме или составить кроссворд “Водоемы нашей республики”. За основу можно взять слово “Беларусь”.

Ко всем урокам в начальных классах >>>>>

Смотрите также уроки:

Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика