Человек и мир. 3 класс. Водоемы. Край голубых рек и озер

План-конспект урока по предмету «Человек и мир». 3 класс

разнообразие водоемов

Тема: Водоемы. Край голубых рек и озер

Цели урока:

— формировать представление о разнообразии водоемов, их особенностях, познакомить учащихся с крупнейшими водоемами Беларуси (крупнейшими реками и озерами);

— содействовать осознанию школьниками значения водоемов как важнейших природных богатств нашей республики, своей роли в сохранении исчерпаемых водных ресурсов, воспитанию чувства восхищения красотой природы своей страны;

— продолжить развитие умений читать карту – показывать на физической карте Беларуси водоемы – реки и озера, умений самостоятельно работать с учебником.

Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы, физическая карта Беларуси, контурные карты, разборная таблица “Источники загрязнения и меры по охране водоемов”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Устный опрос учащихся (по вопросам учебника).

3. Изучение нового материала, проверка и закрепление изученного

Самостоятельная работа учащихся по технологическим карточкам (на основе использования элементов модульной технологии). В ходе изучения новой темы осуществляется проверка знаний и умений по предыдущей теме.

Знакомство планом работы и с  задачами, записанными на технологической карте.

План работы:

1. Знакомство с темой и задачами урока.

2. Источник.

3. Река. Реки на физической карте Беларуси.

4. Озеро. Озера на физической карте Беларуси.

5. Значение водоемов в природе, использование их человеком.

6. Источники загрязнения и меры по охране водоемов в нашей республике.

— Тема сегодняшнего урока – Водоемы. Край голубых рек и озер. На уроке вы узнаете:

— какие бывают водоемы;

— какие крупнейшие реки протекают на территории Беларуси и какие самые известные озера расположены на территории республики;

— как охраняются водные богатства в стране.

— Вы научитесь: различать различные виды водоемов, показывать на карте крупнейшие реки и озера Беларуси.

Источник

Задания для самостоятельной работы (школьники работают по микрогруппам – 4 микрогруппы)

1. Отгадайте загадки:

Чистая водица

Из земли сочится.

Сквозь землю пробился –

Водою разлился.

2. Прочитайте текст на стр. учебника … Найдите в тексте, с чего начинается образование источника. Куда девается вода после дождя? Сквозь какие слои проходит вода? Какой слой не пропускает воду? В каком случае вода стекает к обрывистому берегу реки или к склону оврага?

3. Рассмотрите рисунок на стр. 24. Найдите на нём слой почвы и песка, слой глины, подземный ручеёк, источник. С помощью текста учебника сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается): почва, песок, глина, подземный ручеёк, источник.

4. Порассуждайте о значении источников в жизни природы и человека.

Задания классу после самостоятельной работы:

— Что нужно для того, чтобы образовался источник? (Дождь или вода тающего снега, слой песка, слой глины, склон)

Наводящие вопросы:

— Образовался бы источник, если не было слоя глины, только песок?

— Образовался бы источник, если не было бы уклона?

— Почему вода источника чистая и холодная?

— Какое значение имеют источники в природе, для человека?

Река. Реки на физической карте Беларуси

Самостоятельная работа в микрогруппах

1. Отгадайте загадку (каждая из микрогрупп получает одну из загадок):

От сосулек он родился,

По дорожкам пробежал,

И в овраге порезвился,

И до речки добежал.

Это дом трудяг бобров,Карасей и осетров.Кто  подскажет мне словечко –Как тот дом зовётся?

Собирает она воду

Родничков, ручьёв, болота.

А до моря добежит –

Всё ему отдать спешит.

Пробежала лента голубая,

Сквозь лесов и средь лугов петляя.

— По каким признакам вы узнали отгадку?

1. Прочитайте текст на стр …

2. Найдите в тексте ответ, как образуется река. Что такое исток? Устье? Русло? Притоки?

3. Рассмотрите рисунок на стр. 26. Найдите на нём части реки: исток, устье, притоки, русло.

4. Сделайте подписи к рисунку (рисунок прилагается).

Задания  классу после представления результатов работы группы:

— Отгадайте загадки:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в родничке,

А широкий в море.

— О каких частях реки здесь идет речь?

— Где исток, устье, русло?

Течет, течет –

Не вытечет.

Бежит, бежит –

Не выбежит.

— Почему вода в реке никогда не иссякает, а все бежит и бежит?

— Могут ли реки пересохнуть?

— Нашу республику  называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему?

— Сколько же озер и речек украшают нашу страну? Найдите ответ в тексте учебника.

— Давайте совершим путешествие по физической карте Беларуси.

Практичекая работа по карте:

— Определите, какая река протекает через территорию Беларуси с севера на юг.

— С какой возвышенности она берет начало?

— В какое море можно попасть, плывя по этой реке?

— Как называется левый приток реки, на котором стоит город Гомель?

— Как называется правый приток, который пересекает Центральноберезинскую равнину?

— Как называется правый приток, который протекает по Полесской низменности?

— Найдите реку, которая протекает на севере Беларуси и течет с востока на запад. Какой областной центр расположен на этой реке?

— Определите на какой реке стоит город Гродно.

— В каком направлении течет река?

— В какое море можно попасть, плывя по этой реке?

— На какой реке стоит город Брест?

— Как называется река в нашей местности?

— Какая река протекает по Полоцкой низменности?

— Какой приток р. Днепр течет с запада на восток?

— Какой приток р. Днепр пересекает Оршано-Могилевскую равнину?

— Как называется равнина, по которой течет р. Неман?

— Какая река самая длинная на территории нашей республики? Покажите ее самые крупные правые и левый притоки.

— Как называется река, на которой расположен наш областной центр?

Озеро. Озера на физической карте Беларуси

Самостоятельная работа в микрогруппах

 1. Отгадайте загадку:

Водоем, но не течет.

В него впадает и вытекает речка.

— По каким признакам вы узнали отгадку?

2. Прочитайте текст на стр. …

3. Найдите в тексте ответы на вопросы:

— Что такое озеро?

— Чем оно отличается от реки? Чем похоже?

— Как пополняются озера водой?

— Чем служат озера для реки?

4. Как называется самое крупное озеро республики? Найдите и покажите его на карте. Как называется самое глубокое озеро республики? Самое крупное озеро группы Браславских озер – озеро Дривяты. Найдите его на карте.

Задания для обсуждения после выступления представителей группы:

— Чем похожи и чем отличаются река и озеро?

— Порассуждайте, где будет более чистая вода: в реке или озере? Почему?

— Что происходит с водоёмами, если летом долго не идут дожди и стоит жаркая погода?

— Покажите на карте озеро Нарочь; Браславские озера. Где они находятся по отношению к. Минску?

— Послушайте, как красиво о Нарочи написал В. Жукевич:

Возера Нарач прасторнае, чыстае!

Ты, як паветра такое празрыстае:

ціхай пагодаю свеціцца дно –

ты на планеце такое адно.

Работа учащихся по методике “Обучение сверстников”

Задание 1-й микрогруппе:

1. Прочитайте в тексте  на стр. … учебника о значении водоемов в природе и жизни человека.

2. Подготовьте сообщение о значении водоемов, используя опорные слова: богатство, украшение, природный дом, отдых, питья, полив, водные дороги, водный транспорт, грузы, пассажиры. По желанию можно подготовить свои рисунки о значении водоемов.

Задание 2-й микрогруппе:

1. Составьте схему, которая показывает, что является источниками загрязнения водоемов.

2. Подготовьте сообщение по составленной схеме.

Задание 3-й микрогруппе:

 1. Составьте из предложенных рисунков схему: “Меры по охране водоемов”.

2. Подготовьте сообщение по ней.

Задание 4-й микрогруппе (целесообразно дать это задание заранее):

Подготовьте сообщение по плану:

1. Как называется водоем, расположенный в нашей местности.

2. Как он используется людьми нашего края. Состояние водоема (чистая и прозрачная ли вода в водоеме).

3. Что загрязняет водоем?

4. Что делается для охраны водоема. Что можем сделать мы для охраны водоема?

Обсуждение результатов работы в микрогруппах.

4. Итоговой контроль и обобщение по заданиям:

1. Отметьте знаком “+” те утверждения, с котороми вы согласны и знаком “–” – те, с которыми вы не согласны.

— источник – это выход подземных вод на поверности земли;

— озеро, как и река, имеет исток и устье;

— озеро – это природное углубление, заполненное водой, в котором вода не течет;

— река – природное углубление, по которому течет вода;

– вода источника всегда чистая.

2. Подчеркните лишннее.

А) На территории нашей республики протекают реки:

Днепр

Западный Буг

Неман

Западная Двина

Волга

3. Закончите предложения.

Самая длинная река на территории Беларуси – река …

Самое крупное озеро нашей республики – озеро …

4. Продолжите перечисленное.

Для того, чтобы вода в водоемах была чистой, нужно:

– каждому человеку выполнять правила природоохранного поведения;

– …

5. Соедините стрелкой написанное в столбцах так, чтобы получилось полное название указанных равнин.

Полесская Низменность Центральноберезинская
Минская Возвышенность Полоцкая
Неманская Равнина Оршано-Могилевская

Проверка работ осуществляется детьми путем сравнения с эталоном.

5. Рефлексия

— Понравился ли вам урок? Чем?

— Что было трудным? Почему?

— Что было самым интересным?

— Чему научились на уроке?

— Довольны ли вы своей работой?

6. Домашнее задание

Прочитать тексты по теме Водоемы, ответить на вопросы после текста.

Для желающих: составить вопросы и задания по теме или составить кроссворд “Водоемы нашей республики”. За основу можно взять слово “Беларусь”.

Ко всем урокам в начальных классах >>>>>

Смотрите также уроки:

Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика