Человек и мир. 3 класс. Равнинная поверхность нашей республики

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Равнинная поверхность беларуси

Тема урока: Равнинная поверхность нашей республики (Равнинная поверхность Беларуси)

Цели урока:

— систематизировать и обобщить знания учащихся о формах поверхности, об особенностях поверхности республики Беларусь, значении равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека;

— развивать умения работать с картой, учить работать с контурной картой (наносить на контурную карту крупнейшие формы поверхности Республики Беларусь);

— воспитывать чувство восхищения красотой просторов родной страны, ответственности за состояние ее природы, а также аккуратность, самостоятельность в работе.

Оборудование: политическая карта Европы или мира, физическая карта Беларуси, листочки бумаги, иллюстрации с изображением поверхности различных частей Беларуси.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала, проверка изученного ранее

— Как называется наша Родина?

— В какой части света она находится?

— Посмотрите на политическую карту и скажите, велика ли территория нашей страны? Сравните ее территорию с территорией Украины, России, а затем, например, со странами Балтии, Болгарией, Германией Польшей.

Делается вывод, что наша страна, конечно же, меньше, чем такие большие страны как наши соседи Украина и Россия, но зато больше многих европейских стран, и почти равные по площади с Германией, Польшей.

— Послушайте стихотворение белорусского поэта Ю. Свирки:

Мяжуе з Польшчай,

Украінай,

Расіяй, Латвіяй, Літвой.

Твой родны край, твая Айчына –

Жыццё тваё і гонар твой.

І ты яе запомні імя,

Як неба, сонца і зару.

Твая зямля, Твая Радзіма

Названа светла –

Бе – ла – русь.

(Юрась Свірка “Твая Беларусь”)

— Также гордо говорит о нашей родной Беларуси другой известный поэт Нил Гилевич:

Я – беларус, я нарадзіўся

На гэтай казачнай зямлі,

Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх

Адвеку прашчуры жылі.

Я – беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае імя:

Аб добрай славе Беларусі

У свеце знаюць нездарма!

(З верша “Я – Беларус”)

— В любви к Беларуси признается Янка Журба:

Усю прыгажосць тваю,

Беларусь ты мая,

І тваю яснату

Эх, люблю моцна я?

(З верша “Як люблю я цябе, Беларусь!”)

— Нельзя не любить нашу Родину с ее сосновыми дубравами, березовыми рощами, щедрыми лесами, синевой рек и озер!

— Природа щедро наделила нашу республику многими природными богатствами. Что же составляет природные богатства Беларуси? Подумайте и запишите на листочке слова, которые означают природные богатства страны. Подумайте также над тем, что составляет при этом главное природное богатство нашей Родины. Работайте в парах. На задание вам отводится 2 минуты.

Афиширование работы учащихся, обоснование главного выбора.

— Давайте совершим путешествие по родной стране и проверим, насколько хорошо вы знаете природные богатства своей страны. В путешествии нам будет помогать физическая карта РБ.

Актуализация знаний учащихся о формах поверхности с помощью схемы, которую нужно дополнить:

— Вспомните, какие формы поверхности бывают.

Равнинная поверхность нашей республики

— Какие из них встречаются на территории нашей страны?

Узнайте по описанию:

— Возвышенность, высота которой над окружающей местностью не более 200 м?

— Более 200 м над окружающей местностью?

— Высотой над окружающей местностью 15 м?

— Высотой над уровнем моря 345 м, но при этом над окружающей местностью 175 м? (Высота на карте показана над уровнем Балтийского моря).

— Высотой 200 м от подножия до вершины?

Практическая работа на стр. … учебника. Первый и второй пункты работы выполняются фронтально под руководством учителя. После выполнения первой части практической работы ученики рассматривают рисунок в учебнике на стр. … и выясняют, почему одни равнины называют низменностями, другие возвышенностями.

Дальше практическую работу выполняют по частям в микрогруппах (по 4 — 5 человек) по методике «Обучение сверстников». 4-й пункт практической работы выполняют две микрогруппы.

После выполнения практической работы каждая из микрогрупп представляет свою часть путешествия по карте Беларуси.

Итоговая беседа

— Какая поверхность нашей страны?

— Какие виды равнин встречаются на территории страны?

— Равнины, низменности, возвышенности – это все виды равнин. Высота их поверхности над уровнем моря не превышает 200 м. Этим они похожи. А чем они отличаются?

— Какие равнины самые высокие над уровнем моря?

— Какие самые низкие?

— Какая часть Беларуси более низменная? Более возвышенная? Как мы это определили?

Путешествие по Беларуси по карте

— Давайте представим, что мы совершаем путешествие по нашей стране с г. Бреста сначала в г. Гомель. Какую равнину мы пересечем?

— С Гомеля мы отправляемся в г. Могилев. Какие формы поверхности мы пересечем?

— А теперь нам надо в г. Минск?

— А теперь мы в древнейшем городе Беларуси – Полоцке? На какой равнине мы окажемся?

Практическая работа на контурной карте

Учитель представляет контурную карту, говорит, чем она отличается от физической карты (на ней изображена территория, реки и т.д., но нет надписей, цвета и др. условных обозначений). Ученики под руководством учителя подписывают на контурной карте Беларуси крупнейшие равнины.

— Знакомство с природными богатствами нашей страны мы начали с её равнинного пространства. Почему же равнинное пространство считается природным богатством? Подумайте в своих микрогруппах перед тем, как дать ответ на этот вопрос. У вас 2 минуты.

3. Подведение итогов. Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что вам особенно понравилось? Почему?

— Что было трудным? Почему?

— Что было делать легко? Почему?

— Поблагодарите друг друга за совместную работу.

4. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы, подписать на контурной карте крупные возвышенности, равнины, низменности республики Беларусь, которые названы в тексте учебника.

Смотреть все уроки в младших классах!

Смотрите также уроки:

Край голубых рек и озер

Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

3 комментария на “Человек и мир. 3 класс. Равнинная поверхность нашей республики”

  • Александр says:

    А ук нас в обозримом пространстве далеко не равнина. Сихоте- Алинь, если слышали ….

    Ответить
  • Наталья says:

    Статья очень познавательная, но было бы неплохо публиковать белорусских поэтов и на русском.

    Ответить
  • Светлана says:

    Какой подробный конспект урока, учителям непременно пригодится.

    Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика