Человек и мир. 3 класс. Урок: Сердце и кровеносные сосуды
План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе
Тема урока: Сердце и кровеносные сосуды
Цели урока:
— формировать представление о системе кровообращения человека, о работе сердца, кровеносных сосудов;
— содействовать осознанию учащимися значения физических упражнений для укрепления сердца и сосудов, воспитанию у младших школьников стремления заниматься физкультурой, физическим трудом, делать физзарядку, играть в подвижные игры для поддержания и укрепления своего здоровья;
— развивать интерес к изучению своего организма, наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование: таблица «Органы кровообращения», «Строение сердца», муляж сердца, схема на доске или плакате, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Проводится по методике «Взаимопроверка» (работа в парах). Вопросы для контроля знаний:
— Из каких частей состоит скелет?
— Какую роль в нашем организме выполняет скелет?
— Какую роль в нашем организме выполняют мышцы?
— От чего зависит осанка человека?
— Назови признаки хорошей осанки.
— Какие правила нужно соблюдать для того, чтобы сохранить хорошую осанку?
Ученики в парах отвечают по три вопроса.
Игра «Верно ли, что…» (при верных утверждениях дети хлопают в ладоши, при неверных – машут руками):
– признаками хорошей осанки служат: прямая спина, расправленные плечи;
– при плохой осанке хуже работает сердце, труднее дышать;
– при письме нужно опираться грудью о стол;
– нельзя носить ранец и другие тяжести в одной руке;
– скелет служит для опоры тела и защиты внутренних органов от повреждения;
– мышцы служат опорой тела.
3. Изучение нового материала
На доске могут записаны вопросы для возбуждения интереса к изучаемой теме:
— Зачем человеку сердце?
— Какого цвета кровь?
— Что такое артерии и вены?
— Что такое пульс?
Учитель спрашивает:
— На какие вопросы на доске вы знаете ответ?
— На остальные вопросы ответ можно будет найти в процессе изучения новой темы.
Ученики отгадывают загадку о сердце и проводят под руководством учителя небольшое исследование (практическую работу) в соответствии с планом на стр. учебника …
— Рассмотрите таблицу с изображением кровеносной системы, установите, из чего она состоит (из сердца и кровеносных сосудов).
— Обратите внимание, что кровеносные сосуды пронизывают буквально весь организм.
На доске можно записать:
Кровеносная система:
Сердце
Кровеносные сосуды
— Какую же роль в нашем организме выполняет кровь? Для ответа на этот вопрос прочитаем текст учебника «Сердце и кровеносные сосуды», первый абзац.
— Какую роль в организме выполняет кровь?
— Для чего нам нужны питательные вещества? (Для роста, восстановления сил).
— Что бы было, если бы из организма не удалялся углекислый газ и другие вредные вещества?
— По чему движется кровь в нашем организме?
— Чем отличаются сосуды на таблице (размерами, цветом).
— Как вы думаете, почему кровеносные сосуды отличаются цветом?
— Так, красным цветом на таблице показаны артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца. Кровь в них ярко-красного цвета, она богата кислородом и питательными веществами. Синим цветом показаны сосуды, которые называются венами. По венам кровь от всех органов возвращается к сердцу. Кровь в венах темно-вишневого цвета. Она насыщена углекислым газом и различными вредными веществами, которые выделяет наш организм. Самые мелкие, тончайшие сосуды называются капиллярами. Каждый капилляр в 50 раз тоньше волоса человека. Благодаря капиллярам в каждую клеточку нашего организма поступает кислород и питательные вещества и удаляется углекислый газ и другие вредные вещества.
Схему, начатую ранее можно дополнить названиями кровеносных сосудов (но названия сосудов запоминать детям не надо).
— Сделайте вывод о значении крови в нашем организме.
Учитель дополняет ответы учащихся еще одной функцией крови:
— Кровь – наша защитница. В крови есть клетки, которые всегда начеку и ведут постоянный бой с непрошеными гостями в нашем организме – вредными микробами, вызывающими болезни.
На доске строится схема:
Кровь
Разносит кислород и питательные вещества (артерии)
Уносит углекислый газ, другие вредные вещества (вены)
Защищает от микробов
— Почему кровь движется?
— Как быстро движется кровь по сосудам? Ответы найдите в тексте.
— По каким сосудам возвращается кровь в сердце?
— Чем она наполнена?
— Где кровь обогащается кислородом и очищается от углекислого газа?
— По каким сосудам сердце посылает кровь по всему телу?
Работа в парах или микрогруппах. Цель работы – обоснование роли физкультуры, спорта, физического труда для укрепления сердца.
Задания для совместной работы учащихся:
А. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после него.
Два мальчика помогали родителям на дачном участке. Один очень быстро устал и стал себя чувствовать плохо. Пульс стал у него очень частым, появились боли в сердце. Второй мальчик работал с родителями долго и почти не устал.
1. Подумайте, почему первый мальчик устал быстро?
2. Почему у него появились боли в сердце?
3. Что можно сказать о втором мальчике?
4. Как вы думаете, у какого мальчика пульс был более частым? Почему?
5. Чтобы вы порекомендовали первому мальчику.
Б. Прочитайте текст в учебнике на стр. …
1. Почему нужно укреплять сердце?
2. Сделайте вывод, что нужно делать для укрепления сердца.
После обсуждения результатов работы схема на доске дополняется:
Сердце укрепляют: физкультура, спорт…
доброта, добрые дела, положительные эмоции
4. Закрепление знаний
В виде игры «Цепочка знаний…»
Игра проводится с мячом. Учитель начинает предложение: «Сегодня на уроке …» и бросает мяч одному из учащихся. Ученик, поймавший мяч, продолжает: я узнал, что… (кровеносная система состоит из и т.д.) и бросает мяч другому ученику, который в свою очередь говорит: я узнал, что… Помогает детям играть схема на доске.
— А теперь порассуждаем над народными поговорками, пословицами и словами мудрецов:
Гигиена сердца предполагает добрые дела…
Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку…
Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.
Гнев человеку сушит кости и рушит сердце. (Русская пословица)
— На основании слов мудрецов скажите, что еще кроме физкультуры и спорта укрепляет сердце? (Доброта, добрые дела, добрые слова, положительные эмоции укрепляют сердце, здоровье человека.)
— Повернитесь друг к другу и скажите по доброму слову.
5. Подведение итогов
— Что интересного для себя узнали?
— Какие знания были полезными для вас?
— Как вы себя чувствовали на уроке?
— Какая запись в нашем листе «Азбуки здоровья» подходит к сегодняшнему уроку? (Занятие физкультурой, спортом, физическим трудом)
— Скажите, что новое можно записать в наш лист «Азбуки здоровья»?
Открывается новый лепесток: делать добро, поддерживать положительные эмоции.
6. Домашнее задание
Прочитать текст на стр. … учебника, подготовить сообщение о значении сердца и крови в нашем организме.
Для желающих: посчитать пульс после сна, после зарядки, во время приготовления домашних заданий, после подвижных игр или физического труда.
Можно предложить для желающих в качестве идеального задания нарисовать здоровое и больное сердце.
В классе после урока можно повесить на карточке «Полезные советы»:
1. Почаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.
2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.
3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.
4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!
Разработки уроков для начальной школы
Смотрите также уроки:
Значение правильного питания (органы пищеварения)
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!