Человек и мир. 3 класс. Урок: Сердце и кровеносные сосуды

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

chelovek-i-mir

Тема урока: Сердце и кровеносные сосуды

Цели урока:

— формировать представление о системе кровообращения человека, о работе сердца, кровеносных сосудов;

— содействовать осознанию учащимися значения физических упражнений для укрепления сердца и сосудов, воспитанию у младших школьников стремления заниматься физкультурой, физическим трудом, делать физзарядку, играть в подвижные игры для поддержания и укрепления своего здоровья;

— развивать интерес к изучению своего организма, наблюдательность, логическое мышление.

Оборудование: таблица «Органы кровообращения», «Строение сердца», муляж сердца, схема на доске или плакате, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Проводится по методике «Взаимопроверка» (работа в парах). Вопросы для контроля знаний:

— Из каких частей состоит скелет?

— Какую роль в нашем организме выполняет скелет?

— Какую роль в нашем организме выполняют мышцы?

— От чего зависит осанка человека?

— Назови признаки хорошей осанки.

— Какие правила нужно соблюдать для того, чтобы сохранить хорошую осанку?

Ученики в парах отвечают по три вопроса.

Игра «Верно ли, что…» (при верных утверждениях дети хлопают в ладоши, при неверных – машут руками):

– признаками хорошей осанки служат: прямая спина, расправленные плечи;

– при плохой осанке хуже работает сердце, труднее дышать;

– при письме нужно опираться грудью о стол;

– нельзя носить ранец и другие тяжести в одной руке;

– скелет служит для опоры тела и защиты внутренних органов от повреждения;

– мышцы служат опорой тела.

3. Изучение нового материала

На доске могут записаны вопросы для возбуждения интереса к изучаемой теме:

— Зачем человеку сердце?

— Какого цвета кровь?

— Что такое артерии и вены?

— Что такое пульс?

Учитель спрашивает:

— На какие вопросы на доске вы знаете ответ?

— На остальные вопросы ответ можно будет найти в процессе изучения новой темы.

Ученики отгадывают загадку о сердце и проводят под руководством учителя небольшое исследование (практическую работу) в соответствии с планом на стр. учебника …

— Рассмотрите таблицу с изображением кровеносной системы, установите, из чего она состоит (из сердца и кровеносных сосудов).

— Обратите внимание, что кровеносные сосуды пронизывают буквально весь организм.

На доске можно записать:

Кровеносная система:

Сердце

Кровеносные сосуды

— Какую же роль в нашем организме выполняет кровь? Для ответа на этот вопрос прочитаем текст учебника «Сердце и кровеносные сосуды», первый абзац.

— Какую роль в организме выполняет кровь?

— Для чего нам нужны питательные вещества? (Для роста, восстановления сил).

— Что бы было, если бы из организма не удалялся углекислый газ и другие вредные вещества?

— По чему движется кровь в нашем организме?

— Чем отличаются сосуды на таблице (размерами, цветом).

— Как вы думаете, почему кровеносные сосуды отличаются цветом?

— Так, красным цветом на таблице показаны артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца. Кровь в них ярко-красного цвета, она богата кислородом и питательными веществами. Синим цветом показаны сосуды, которые называются венами. По венам кровь от всех органов возвращается к сердцу. Кровь в венах темно-вишневого цвета. Она насыщена углекислым газом и различными вредными веществами, которые выделяет наш организм. Самые мелкие, тончайшие сосуды называются капиллярами. Каждый капилляр в 50 раз тоньше волоса человека. Благодаря капиллярам в каждую клеточку нашего организма поступает кислород и питательные вещества и удаляется углекислый газ и другие вредные вещества.

Схему, начатую ранее можно дополнить названиями кровеносных сосудов (но названия сосудов запоминать детям не надо).

— Сделайте вывод о значении крови в нашем организме.

Учитель дополняет ответы учащихся еще одной функцией крови:

— Кровь – наша защитница. В крови есть клетки, которые всегда начеку и ведут постоянный бой с непрошеными гостями в нашем организме – вредными микробами, вызывающими болезни.

На доске строится схема:

Кровь

Разносит кислород и питательные вещества (артерии)

Уносит углекислый газ, другие вредные вещества (вены)

Защищает от микробов

— Почему кровь движется?

— Как быстро движется кровь по сосудам? Ответы найдите в тексте.

— По каким сосудам возвращается кровь в сердце?

— Чем она наполнена?

— Где кровь обогащается кислородом и очищается от углекислого газа?

— По каким сосудам сердце посылает кровь по всему телу?

Работа в парах или микрогруппах. Цель работы – обоснование роли физкультуры, спорта, физического труда для укрепления сердца.

Задания для совместной работы учащихся:

А. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после него.

Два мальчика помогали родителям на дачном участке. Один очень быстро устал и стал себя чувствовать плохо. Пульс стал у него очень частым, появились боли в сердце. Второй мальчик работал с родителями долго и почти не устал.

1. Подумайте, почему первый мальчик устал быстро?

2. Почему у него появились боли в сердце?

3. Что можно сказать о втором мальчике?

4. Как вы думаете, у какого мальчика пульс был более частым? Почему?

5. Чтобы вы порекомендовали первому мальчику.

Б. Прочитайте текст в учебнике на стр. …

1. Почему нужно укреплять сердце?

2. Сделайте вывод,  что нужно делать для укрепления сердца.

После обсуждения результатов работы схема на доске дополняется:

Сердце укрепляют: физкультура, спорт…

доброта, добрые дела, положительные эмоции

4. Закрепление знаний

В виде игры «Цепочка знаний…»

Игра проводится с мячом. Учитель начинает предложение: «Сегодня на уроке …» и бросает мяч одному из учащихся. Ученик, поймавший мяч, продолжает: я узнал, что… (кровеносная система состоит из и т.д.) и бросает мяч другому ученику, который в свою очередь говорит: я узнал, что… Помогает детям играть схема на доске.

— А теперь порассуждаем над народными поговорками, пословицами и словами мудрецов:

Гигиена сердца предполагает добрые дела…

Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку…

Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.

Гнев человеку сушит кости и рушит сердце. (Русская пословица)

— На основании слов мудрецов скажите, что еще кроме физкультуры и спорта укрепляет сердце? (Доброта, добрые дела, добрые слова, положительные эмоции укрепляют сердце, здоровье человека.)

— Повернитесь друг к другу и скажите по доброму слову.

5. Подведение итогов

— Что интересного для себя узнали?

— Какие знания были полезными для вас?

— Как вы себя чувствовали на уроке?

— Какая запись в нашем листе «Азбуки здоровья» подходит к сегодняшнему уроку? (Занятие физкультурой, спортом, физическим трудом)

— Скажите, что новое можно записать в наш лист «Азбуки здоровья»?

Открывается новый лепесток: делать добро, поддерживать положительные эмоции.

6. Домашнее задание

Прочитать текст на стр. … учебника, подготовить сообщение о значении сердца и крови в нашем организме.

Для желающих: посчитать пульс после сна, после зарядки, во время приготовления домашних заданий, после подвижных игр или физического труда.

Можно предложить для желающих в качестве идеального задания нарисовать здоровое и больное сердце.

В классе после урока можно повесить на карточке «Полезные советы»:

1. Почаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.

2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.

3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.

4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!

Разработки уроков для начальной школы

Смотрите также уроки:

Органы дыхания человека

Значение правильного питания (органы пищеварения)

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ;) Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

KidStore Издательство «МИФ» La Redoute spim.ru

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Bobber
Kinderly
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика