Человек и мир. 3 класс. Урок: Опора тела и движение

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

урок опора тела и движение

Тема урока: Опора тела и движение

Цели урока:

— формировать представление о костной и мышечной системах человека, строении скелета человека, значении скелета и мышц для организма;

— содействовать осознанию учащимися роли физкультуры и спорта для укрепления мышц и скелета, сохранения правильной осанки, воспитанию потребности в занятиях физической культурой, поддержанию правильной осанки;

— развивать логическое мышление, внимание, умение работать с текстом – находить необходимые данные, ответы на вопросы.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Мышцы», раздаточный материал с изображением скелета и мышц человека, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

По методике «Взаимопроверка»

Ученики в парах выполняют письменные задания.

1. Назови буквы с правильным ответом. Кожа выполняет функции:

А) защищает от холода и жары, микробов;

Б) предупреждает от повреждения внутренние органы;

В) является органом обоняния;

Г) дышит.

2. Закончите предложения.

Кожа позволяет сгибаться пальцам, рукам, ногам, потому что она …

Кожа упругая, эластичная потому, что смазывается …

В коже есть поры, благодаря этому через кожу мы …

3. Продолжи перечисленное.

Чтобы кожу содержать в чистоте, нужно:

– каждый день принимать душ;

– 1 – 2 раза в неделю мыться с мочалкой и мылом;

– мыть руки …

После выполнения заданий ученики обмениваются работами в парах и проверяют их. Правильно выполненные задания отмечаются знаком «+», неправильно – знаком «-», если сомневаются в правильности – ставят знаки «+ -».

3. Изучение нового материала

Демонстрация разнообразных видов движений – танцевальных, физкультурных в течение 1 – 2 минут. (Ученики повторяют)

После этого учитель обращает внимание на слова, написанные на доске: «Движение – это жизнь».

— Объясните смысл этих слов.

— Какие органы в вашем организме помогают совершать движения?

После получения ответов учащихся, учитель уточняет сказанное и предлагает рассмотреть рисунок скелета.

— Назовите части скелета по рисунку.

— А теперь нащупайте части скелета на своем организме: грудную клетку, кости рук, ног.

— Сгибайте руки. Почему это можно сделать? (кости рук, ног соединены подвижно с помощью суставов)

— Мы уже знаем, что защищает череп. А что защищает грудная клетка?

— Итак, сделаем вывод, какую роль выполняет скелет в нашем организме (защищает внутренние органы от повреждений).

— Давайте подумаем, что было бы, если не было бы скелета? Может ли костюм, например, стоять сам без человека? Нет. Отсюда сделайте вывод, чем является скелет для человека?

По ходу беседы на доске сделается запись:

Скелет

Защищает внутренние органы

Является опорой

А дальше можно предложить интересную информацию о скелете человека в рубрике «А знаете ли вы, что …»:

– У ребенка 270 костей, а у взрослых 206. С годами некоторые кости срастаются в одну. После 40 лет человек начинает «расти вниз». Каждые 10 лет рост уменьшается на 1 см. причина этого – высыхание хрящей в суставах и позвоночнике. Кость по прочности превосходит даже гранит. Ее упругость выше даже чем у дуба, а вес – легче металла. Чтобы кости были прочными, им нужна пища, богатая кальцием. Кальция много в молоке, твороге, сыре, морской рыбе. Очень необходимо костям и солнце. Под его влиянием образуется витамин Д. А с его помощью лучше усваиваются вещества, необходимые костям.

Физкультминутка:

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайка ждет. (Дети  выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом. (Прыгают тихонько на одной ноге, потом на другой и на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех. (Бег на месте.)

— Пощупайте руку в верхней части ее, а затем сожмите кулак, согните руку и снова пощупайте. Что заметили?

— Что находится под кожей на костях?

— Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. …

— Что происходит с мышцами при сгибе руки?

— Какую же работу в нашем организме совершают мышцы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что у человека нет мускулов. Что с ним тогда произойдет?

После возможных ответов учеников, учитель предлагает прочитать об этом в учебнике.

Чтение статьи и ответы на вопросы после нее.

— Без мышц человек ужасно похудеет и от него останется, как говорят «кожа да кости» потому, что мышцы составляют почти половину массы тела. Без мышц человек не только не смог бы совершать никаких движений, он не смог бы дышать, принимать пищу. Без них не будет течь кровь по сосудам в нашем теле, и не будет работать сердце. Потрогайте, что мы ощущаем под кожей лица? Без мышц лица мы не смогли улыбаться, удивляться, раскрывать рот… Все движения нашего тела совершаются благодаря мышцам.

— Что же нужно делать, для того, чтобы наши мышцы были сильными, выносливыми, быстрыми?

Следующий этап урока ­– выяснение, что такое осанка, правильная осанка, почему нужно следить за осанкой.

Учитель просит выйти двух учеников и пройти их по классу, следя за своей осанкой при ходьбе.

— Остальные учащиеся оценивают правильность осанки. Поможет сделать это текст учебника на стр. … (первый абзац).

— Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит человек с правильной осанкой?

— Что является признаком неправильной осанки?

— Найдите в тексте и прочитайте, почему нужно соблюдать правильную осанку?

— Покажите, как правильно сидеть за партой.

— Чтобы проверить, правильно ли вы выполнили задание, рассмотрите рисунки в учебнике на стр. …, сделайте выводы.

— Прочитайте в учебнике на стр. …, как правильно сидеть за партой во время слушания учителя, во время письма.

— Покажите мне, как вы поняли текст.

После выполнения действий учащимися, ученики объясняют, почему локти обеих рук должны лежать на столе, почему нельзя опираться грудью о стол и т.п.

Учителю полезно показать школьникам, как целесообразно менять позу за партой при усталости, а также несколько гимнастических упражнений.

— Как вы носите ранец в школу?

Учитель объясняет, почему нельзя носить ранец и другие тяжести в одной руке.

— А знаете ли вы правила укрепления мышц? Секреты тренировки мышц спрятаны колдуном в зашифрованных письмах. Хотите их прочитать? Но нужно знать секретный код, чтобы их прочитать.

Учитель раздает карточки с письмами каждой паре учеников.

Задания на карточках:

1) Найди способ прочитать первое правило укрепления мышц.

скелет и мышцы человека

(Пользу приносят не всякие упражнения, а только те, которые требуют от тебя некоторого усилия и труда)

2) Найди способ прочитать второе правило укрепления мышц.

скелет и мышцы

(Отличными тренировками могут стать помощь родителям по дому, работа на садовом участке)

3) Найди способ прочитать третье правило укрепления мышц.

урок опора тела и движение

(Каждый вид физических упражнений развивает только одно качество. Чтобы развивать все качества, нужно заниматься всем понемножку.)

— Так бокс, бег, фехтование развивают быстроту. Толкание ядра, тяжелая атлетика развивает силу. Плавание, бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах развивают выносливость.

4) Найди способ прочитать 4-е правило тренировки мышц.

опора тела и движение

(Тренировать мышцы нужно регулярно, лучше 4-5 раз в неделю).

4. Подведение итогов

— Что нового сегодня узнали на уроке?

— Чему научились?

— Что нужно делать для того, чтобы выработать хорошую осанку?

— Что запишем на листе «Азбука здоровья»?

Открывается следующий лепесток: занятие физкультурой, спортом, физическим трудом…

5. Домашнее задание

Прочитать тексты на стр. … учебника, подготовить сообщение о значении скелета и мышц для нашего организма, о том, что нужно делать для того, чтобы выработать хорошую осанку.

Все собрание уроков в начальной школе

Смотрите также уроки:

Сердце и кровеносные сосуды (система кровообращения человека)

Дыхание человека

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика