Человек и мир. 3 класс. Урок: Дыхание человека

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

органы дыхания человека

Тема урока: Дыхание человека

Цели урока:

— формировать представления об органах дыхания, их роли в жизнедеятельности организма, расширить знания учащихся о значении чистого воздуха для дыхания человека;

— учить младших школьников принимать правильное решение при предложении подростков и взрослых покурить;

— содействовать осознанию учащимися вреда табакокурения, воспитанию стремления вести ЗОЖ без вредных привычек;

— развивать умение делать выводы и обобщения, внимание.

Оборудование: таблица «Органы дыхания», плакаты о вреде курения, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний

Тест:

1. Закончи предложения.

Органы кровообращения – это сердце и …

Кровь движется по …

2. Назови букву с полным правильным ответом.

Кровь разносит всем органам:

А) кислород;

Б) кислород и питательные вещества;

В) углекислый газ.

3. Соедини стрелкой написанное в столбцах.

Сохранить сердце здоровым, укрепить его помогает физкультура, спорт, подвижные игры
курение, алкоголь
Разрушает сердце, делает его больным добрые дела, доброта, хорошее настроение
гнев, плохое настроение
физический труд

4. Продолжи перечисленное.

Поддерживать здоровый образ жизни, значит:

– бережно относиться к своим органам чувств;

– заботиться о…

– заниматься …

– соблюдать …

– чередовать…

– делать …

5. Закончи предложение.

Если не заботиться об укреплении сердца, то …

3. Изучение нового материала

Чтобы ученики сами назвали тему урока, им предлагается следующее задание:

— Что объединяет следующие слова: нос, легкие, кислород, углекислый газ?

— Сколько времени человек может обойтись без пищи? Без воды? Без дыхания?

— О чем говорят эти факты?

После ответов учащихся учитель уточняет тему урока, знакомит с задачами урока:

— За урок мы успеем познакомиться с органами дыхания, выяснить, для чего нам нужен нос, легкие; почему так вредно для детей курение; научиться принимать правильное решение, если вам предлагают покурить.

Проводится опыт, описанный в учебнике на стр. …

Знакомство школьников с органами дыхания с помощью таблицы и рисунка в учебнике и путем движения воздуха в организме человека. Учитель показывает на таблице органы, ученики с помощью рисунка называют их.

— Для чего человеку нос? (Дети вспоминают, что нос – орган осязания.)

— Чтобы ответить еще для чего, читаем третий абзац текста «Без дыхания жизнь невозможна».

Вопросы после чтения абзаца:

— О чем идет речь в этом абзаце?

— От чего очищает нос воздух?

— Что помогает носу это сделать?

— Почему нужно дышать носом, а не ртом?

— Почему воздух в носу согревается?

— Что было бы, если бы не было носа?

Составляется схема на доске или открывается эта часть на плакате:

Нос – воздух

– очищается от …;

– согревается

— Для чего мы делаем вдох? Выдох?

— Что же происходит в легких при вдохе?

— Что мы уже знаем об этом с прошлого урока?

— Что берет кровь в легких?

— Куда она несет кислород?

— Что отдает кровь в легкие?

Схема дополняется:

Легкие – кровь

 – берет кислород;

– отдает углекислый газ

— Найдите в тексте ответ на вопрос: Почему учащается дыхание при физических упражнениях?

Дальше урок целесообразно вести с использованием игрового сюжета. Учитель говорит:

— Сегодня на уроке у нас в гостях Здоровячок, который приглашает нас в гости в свою страну «Радостных людей». Почему эта страна так называется, я думаю, мы узнаем с помощью Здоровячка.

— Здоровячок утверждает, что для того, чтобы сохранить здоровье, очень важно дышать чистым воздухом. Согласны вы? Он говорит, что в их стране чистый воздух и на улицах городов, и в домах. Как вы думаете, почему?

— Давайте узнаем, что сообщает Здоровячок о своей стране и сверим его сообщение с нашими предположениями.

Учитель зачитывает по одному предложению, а ученики комментируют его. Например:

— У нас много лесов, особенно сосновых. Связано это с чистотой воздуха?

— Мы особенно любим гулять в морозные дни. Как это связано с чистотой воздуха?

— Дома у нас светлые, солнечные. Как вы думаете, обеспечивает ли это чистоту воздуха?

— Свои квартиры мы постоянно проветриваем, часто делаем влажную уборку. В квартирах обязательно комнатные растения. Как вы думаете, для чего жители страны «Радостных людей» это делают?

— Сверьте свои ответы с текстом учебника на стр. … (3-й и 4–й абзацы).

При необходимости учитель дополняет ответы учащихся необходимыми аргументами.

— Жители страны «Радостных людей» нам еще прислали послания – пословицы, но они рассыпались на отдельные части. Но мы их обязательно соберем и прочтем. На доске (или на карточках) записаны пословицы, нужно соединить ее начало со второй частью (работа в микрогруппах):

Курильщик – а весь дом болеет.
Один курит, сам себе могильщик.
Кто табачное зелье любит, уму не товарищ.
Табак тот сам себя губит.

— О чем хотят предупредить нас эти пословицы?

— Здоровячок делится с детьми советами, как поступить, если им предложил кто-то из взрослых или подростков покурить.

На доске вывешивается плакат о том, как отказаться, если предложили покурить:

предложили покурить

Учащиеся анализируют его содержание.

— Какой бы способ отказа выбрали вы?

— А дальше Здоровячок подсказывает нам причины, по которым следует отказаться от курения. Давайте узнаем, что это за причины.

Работа продолжается в микрогруппах. На каждую микрогруппу (из 4 человек) раздается россыпь слов, записанных на отдельных листах бумаги. Ученики составляют предложение из отдельных слов, а затем по очереди каждая микрогруппа зачитывает это предложение всем. Примерное содержание предложений:

Я ребенок, а курение очень вредно для здоровья растущего организма.

Не курю – я здоровье берегу.

Хочу дышать свежим и чистым воздухом.

Сигареты сокращают жизнь.

Курение мешает учебе, ухудшает память, внимание.

Табачный дым содержит сильный яд и более 200 вредных веществ.

— Теперь можно и ответить на вопрос, почему так называется страна Здоровячка – страна «Радостных людей».

4. Подведение итогов

— Что вы сегодня узнали на уроке?

— Чему вы учились?

— Что нужно делать для того, чтобы дышать в помещении чистым воздухом?

— Что нужно сделать, если вам предложат закурить?

— Как вы думаете, что легче сделать: не начинать курить или бросить курить?

— Заметили ли вы, чем отличается человек некурящий и курящий?

— Что нужно записать на листок «Азбуки здоровья»?

На лепестках ромашки дети читают: выполнять правила гигиены дыхания; отказ от вредных привычек: курения, …

5. Домашнее задание

Прочитать тексты на стр. … учебника; подготовить сообщение о роли носа и легких в дыхании человека, о гигиене дыхания.

Для желающих: нарисовать некурящего человека и курильщика. Составить рассказ: Однажды мне предложили покурить…

Конспекты уроков для начальных классов

Смотрите также уроки:

Значение правильного питания для растущего организма (органы пищеварения)

Организм человека (обобщающий урок)

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика