Русский язык. 3 класс. Урок: Главные члены предложения (1 ч.)
План-конспект урока Русского языка в 3 классе.
Тема урока: Главные члены предложения
Цели урока:
— познакомить учащихся со структурой предложения и главными членами: подлежащим и сказуемым;
— учить устанавливать связь между словами.
Ход урока
1. Организационный момент
Каллиграфическая минутка
Ж ж Х х Э э Жж Хх Ээ
Эх Жх Хж жж жи жа жу уж аж лж
Словарный диктант
2. Повторение
1) Виды предложений по цели высказывания.
— Какая может быть цель у высказывания? (что-то сообщить – повествовательные, что-то спросить – вопросительные, побудить к действию – побудительные)
— Вам нужно разобраться, какие предложения по цели высказывания записаны.
1 ряд выписывает повествовательные предложения,
2 ряд – побудительные предложения,
3 ряд – вопросительные предложения.
1) Зима – таинственное и волшебное время года.
2) Помоги птицам зимой.
3) Чем рисует мороз?
4) Береги родную природу.
5) В поле белеет пороша.
6) Кто оставил следы на снегу?
Проверка: взаимопроверка.
— Оцените работу своего товарища с помощью сигнальной карточки.
Один ученик от каждого ряда читает предложения и объясняет свой выбор, остальные оценивают ответ с помощью сигнальной карточки.
— Вывод. Какие бывают предложения по цели высказывания?
повествовательные
побудительные
вопросительные
2) Виды предложений по интонации.
— Какие предложения по интонации мы записали? (невосклицательные)
— Попробуйте сделать предложение “Помоги птицам зимой” восклицательным.
— Какой знак препинания теперь поставим в конце предложения? (!)
— Запишите это предложение. Отметьте все орфограммы. Приготовьтесь устно доказать выбор букв.
Помоги птицам зимой!
— Вывод. Какие же предложения бывают по интонации?
восклицательные
невосклицательные
3. Новая тема
— Распространите предложение.
День угасал.
Короткий осенний день угасал.
Лебеди опустились.
Лебеди опустились отдохнуть на берегу.
Работа с учебником.
Чтение правил. Стр. 46 упр 65
Стр. 45 упр. 64.
Чтение текста
— Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте?
— Какие предложения по интонации встретились в тексте?
— Что вы знаете о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом?
Главные члены выделяются сначала в первом предложении Быстро наступает вечер в глухом лесу.
— Найдите слово, отвечающее на вопрос: о чем говорится в предложении?
— Поставьте к нему грамматический вопрос. (Что? Вечер.)
— Найдите слово, отвечающее на смысловой вопрос: что говорится о вечере?
— Поставьте к нему грамматический вопрос. (Что делает? Наступает.)
— Выпишите главные члены из всех предложений текста.
Орфографическая работа: звукобуквенный анализ слова ели |йэл’и), объяснение написаний выделенных букв.
Стр. 46, правило.
Чтение информации о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом.
Знакомство с синтаксическим разбором предложения.
— Вы уже имеете представление о главных членах предложения, но со словами «синтаксический разбор предложения» встречаетесь впервые. Члены предложения бывают главными и второстепенными. Второстепенные (второй степени важности) — значит не самые важные, предложение может существовать и без них, но оно становится бедным, малоинформативным.
Подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения, потому что они выполняют организующую роль в структуре предложения, без них предложение существовать не может. Для пояснения главных членов служат второстепенные. Все слова предложения связаны между собой невидимыми нитями — вопросами.
Стр. 46 упр. 65.
Образец синтаксического разбора предложения.
Второе предложение текста «Вечер в лесу» учащиеся разбирают коллективно по образцу и подчеркивают главные члены.
Письмо предложений под диктовку с определением главных членов предложения.
Пожелтели от холода берёзки. Вода в реке потемнела. Ветер обрывал листья с деревьев. На небо надвигались тяжелые осенние облака.
Стр. 47 упр. 67. Развитие речи.
Творческая работа по иллюстрации к истории о Винни-Пухе и Кролике.
Рассматривание картинки.
Письменные ответы на вопросы.
Нахождение в них главных членов предложения и подчеркивание их.
4. Итоги урока
— Как связаны в предложении слова?
— Какие члены предложения вы теперь знаете?
— Какие вы знаете главные члены предложения?
— Почему они называются главными?
— Почему второстепенные члены предложения так называются?
— Без каких членов предложение может существовать, а без каких – не может?
5. Домашнее задание
Стр. 48 упр. 68.
Все уроки в начальной школе. Разработки
Следующие уроки русского языка:
Главные члены предложения (2 ч.)
Второстепенные члены предложения
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!