Человек и мир. 3 класс. Формы земной поверхности
План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе
Тема урока: Формы земной поверхности
Цели урока:
— формировать представление о разнообразии форм поверхности земли, их особенностях;
— показать значение равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека;
— содействовать осознанию учащимися своей роли в борьбе с образованием оврагов и разрушением почвы;
— развивать умения самостоятельной работы с учебником, умений самоконтроля и самооценки, работать в парах;
— создать условия для воспитания уважения и взаимопомощи друг к другу.
Оборудование: таблицы с изображением форм земной поверхности, макет холма, ящик с песком, лейка с водой, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка знаний, умений, навыков
Работа с теллурием или глобусом с лампой:
— Поставьте глобус в такое положение, чтобы в северном полушарии было лето; зима.
— Почему в северном полушарии в таком положении Земли зима?
— Покажите, где на Земле в это время ночь, а где день. Почему?
— Почему сутки длятся 24 часа?
— Поставьте глобус в такое положение, чтобы в южном полушарии была зима.
— Почему здесь зима?
— Поверните глобус так, чтобы в восточном полушарии был день.
— Какое время года в таком положении Земли относительно Солнца в северном полушарии? Почему?
— Почему год длится 365 или 366 дней?
Несколько быстро работающих учеников могут работать по карточкам, на которых по предложенным рисункам школьники определяют, в какой части Земли день, в какой ночь, какое время года в том или ином полушарии. Сильным ученикам можно предложить самим нарисовать положение Земли относительно Солнца в то или иное время года.
3. Изучение нового материала
— На Земле выделяют две основные формы поверхности – горы и равнины. (На доске появляется соответствующая схема.)
Детям предлагается две таблицы с отражением гор и равнины.
— Где здесь горы, а где — равнина? Почему вы так думаете?
— Обратите внимание, что и на равнине и в горах поверхность состоит из неровностей – понижений и возвышений. На равнине возвышения называются холмами, некоторые понижения – овраги. Горы состоят из отдельных гор или горных цепей и межгорных понижений.
— Как вы думаете, чем горы отличаются от холмов?
В итоге беседы схема на доске дополняется и может быть представлена следующим образом:
Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой они решают задачи: что конкретно представляют собой холмы, что общего и отличного между горой и холмом, чем равнины отличается от гор. Учащиеся работают в парах в соответствии с алгоритмом мурманской методики (ММ). Каждая пара получает технологическую карточку с программой работы с определенным цветовым сигналом.
В карточках две части. В первой части — программа по самостоятельному изучению деловой статьи учебника. Во второй части – задания для самоконтроля на применение знаний по образцу.
Задания для самоконтроля выполняются каждым учеником самостоятельно. После того, как пара проработала программу карточки, учащиеся ищут себе партнеров с карточками, отличающимися цветовым сигналом. В вновь созданной паре вначале один ученик прорабатывает с партнером первую часть свой карточки (объясняет ему усвоенный материал), а затем партнер прорабатывает с ним первую часть своей карточки. После этого партнеры обмениваются карточками, и каждый самостоятельно выполняет задания второй части. Выполнив задания, учащиеся обсуждают результаты, оказывают в случае необходимости помощь друг другу. Учащиеся благодарят друг друга и ищут новых партнеров по цвету карточки. Таким образом, каждый ученик усваивает все элементы знаний, работая в парах сменного состава.
Карточка 1. Холм
1 часть — задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст учебника «Человек и мир» на стр. …
1. Найди в тексте, что такое холм. Назови части холма.
2. Что такое подножие? Вершина? Склон?
3. Рассмотри рисунок на стр. … Найди на нем части холма: вершину, пологий и крутой склон, подножие.
4. Найди в тексте, какую самую большую и самую малую высоту может иметь холм?
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Подпиши части холма на рисунке. (Дается рисунок).
2. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Холм – это возвышение:
А) высота которого над окружающей местностью до 300 м;
Б) высота которого от подножия к вершине до 200 м.
3. Ответь «Да» или «Нет».
Будет ли холмом возвышение, высота которого над окружающей местностью 175 м, 15 м?
Карточка 2. Равнина, равнины холмистые и плоские
1 часть — задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст на стр. …
1. Найди в тексте, что такое равнина. Верно ли, что равнина – это большое пространство на земной поверхности с небольшими возвышениями и понижениями.
2.Найди в тексте, как называется равнина:
— без заметных понижений и повышений;
— на которой встречаются холмы.
3. Дополни схему:
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Равнина – это:
А) небольшой участок земли с небольшими возвышениями и понижениями;
Б) большое пространство со значительными разницами высот;
В) большое пространство с незначительными разницами высот.
2. Закончи предложения.
Равнины бывают плоские и …
Равнины без заметных понижений и повышений – это …
Равнины, на которых встречаются холмы, это …
3.Ответь на вопросы.
Как называется равнина, на которой расположен наш населенный пункт?
Как называется форма поверхности, на которой расположена наша страна?
Физкультминутка «Гора»
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движения.
- Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.
- Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
- Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.
- Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
- Медленно опустите руки и улыбнитесь!
Фронтальная работа по знакомству с оврагом.
— Рассмотрите рисунок оврага, опишите его.
— Сравните свое описание с текстом учебника.
Практическая работа по учебнику на стр. … (холм моделирует заранее учитель). Выводы учащиеся сравнивают с текстом учебника.
— Какой вред наносят овраги сельскому хозяйству, как с ними бороться.
Учитель обобщает ответы учеников, дополняет их.
— Видели ли вы горы? Где?
— Чем горы отличаются от холмов?
Самостоятельное чтение в парах текста «Горы» по карточке:
1 часть – задания для самостоятельной работы:
Прочитай текст на стр. …
— Найди в тексте, чем похожи гора и холм.
— Верно ли, что гора и холм имеют одинаковые части? Какие?
— Чем гора отличается от холма?
— Какими бывают горы? Чем они отличаются?
— Что такое горные хребты?
2 часть – задания для самоконтроля:
1. Обведи кружком букву с правильным ответом.
Гора – это возвышение, высота которого над окружающей местностью:
А) выше 200 метров;
Б) выше 150 метров;
В) выше 5000 метров.
2. Закончи предложения.
Гора, как и холм, имеет подошву, …, … .
Высокие горы имеют обычно острые … , крутые …
Ряды гор со многими вершинами и общей подошвой называются …
3. Сделай правильный вывод:
Гора и холм подобны тем, что они имеют подошву, … .
Гора отличается от холма тем, что высота ее над окружающей местностью выше …
4. Итог урока
Работа по карточке «Итоговый контроль»:
1.Опознай формы рельефа, изображенные на рисунках. Сделай необходимые подписи к ним. (Предлагается несколько рисунков: равнина плоская и холмистая, холм, горы).
2. Закончи предложения, вставь пропущенные слова:
Равнина – это … пространство на Земле с почти …поверхностью.
Холм – это возвышение на равнине, высота которого …
Овраг – это … в рельефе, с … склонами и … дном.
Гора – это возвышение на Земле, высота которого …
3. Дополни схему:
4. Ответь на вопрос. Какая форма поверхности будет, если высота возвышения над окружающей местностью будет:
А) до 10 м – это …
Б) до 200 м – это …
В) свыше 300 м – это …
Г) свыше 1000 м – это …
Контроль результатов. Взаимопроверка по эталону.
— Перечислите мне все формы рельефа земной поверхности.
Все уроки курса здесь!
Смотрите также уроки:
Равнинная поверхность нашей республики
Водоемы. Край голубых рек и озер
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Сколько же всего интересного успевают дети 3а урок сделать! Такой динамичный урок точно понравится детям. Интересная Мурманская методика. Фи3культминутка тематическая чудесная! Все так 3дорово!
Спасибо, Олечка. Признаюсь, многие методики, о которых я пишу, я взяла не в университете, знания о них мне передала одна замечательная учительница, с которой я столкнулась на практике в школе, и которая уже все это проводила на своих уроках.
Равнины, на которых встречаются холмы, это …??? подскажите…
Это холмистые равнины ))) А которые без возвышений — плоские равнины.