Человек и мир. 3 класс. Формы земной поверхности

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

формы поверхности земли

Тема урока: Формы земной поверхности

Цели урока:

— формировать представление о разнообразии форм поверхности земли, их особенностях;

— показать значение равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека;

— содействовать осознанию учащимися своей роли в борьбе с образованием оврагов и разрушением почвы;

— развивать умения самостоятельной работы с учебником, умений самоконтроля и самооценки, работать в парах;

— создать условия для воспитания уважения и взаимопомощи друг к другу.

Оборудование: таблицы с изображением форм земной поверхности, макет холма, ящик с песком, лейка с водой, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний, умений, навыков

Работа с теллурием или глобусом с лампой:

— Поставьте глобус в такое положение, чтобы в северном полушарии было лето; зима.

— Почему в северном полушарии в таком положении Земли зима?

— Покажите, где на Земле в это время ночь, а где день. Почему?

— Почему сутки длятся 24 часа?

— Поставьте глобус в такое положение, чтобы в южном полушарии была зима.

— Почему здесь зима?

— Поверните глобус так, чтобы в восточном полушарии был день.

— Какое время года в таком положении Земли относительно Солнца в северном полушарии? Почему?

— Почему год длится 365 или 366 дней?

Несколько быстро работающих учеников могут работать по карточкам, на которых по предложенным рисункам школьники определяют, в какой части Земли день, в какой ночь, какое время года в том или ином полушарии. Сильным ученикам можно предложить самим нарисовать положение Земли относительно Солнца в то или иное время года.

3. Изучение нового материала

— На Земле выделяют две основные формы поверхности – горы и равнины. (На доске появляется соответствующая схема.)

Детям предлагается две таблицы с отражением гор и равнины.

— Где здесь горы, а где — равнина? Почему вы так думаете?

— Обратите внимание, что и на равнине и в горах поверхность состоит из неровностей – понижений и возвышений. На равнине возвышения называются холмами, некоторые понижения – овраги. Горы состоят из отдельных гор или горных цепей и межгорных понижений.

— Как вы думаете, чем горы отличаются от холмов?

В итоге беседы схема на доске дополняется и может быть представлена следующим образом:

формы земной поверхности

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой они решают задачи: что конкретно представляют собой холмы, что общего и отличного между горой и холмом, чем равнины отличается от гор. Учащиеся работают в парах в соответствии с алгоритмом мурманской методики (ММ). Каждая пара получает технологическую карточку с программой работы с определенным цветовым сигналом.

В карточках две части. В первой части — программа по самостоятельному изучению деловой статьи учебника. Во второй части – задания для самоконтроля на применение знаний по образцу.

Задания для самоконтроля выполняются каждым учеником самостоятельно. После того, как пара проработала программу карточки, учащиеся ищут себе партнеров с карточками, отличающимися цветовым сигналом. В вновь созданной паре вначале один ученик прорабатывает с партнером первую часть свой карточки (объясняет ему усвоенный материал), а затем партнер прорабатывает с ним первую часть своей карточки. После этого партнеры обмениваются карточками, и каждый самостоятельно выполняет задания второй части. Выполнив задания, учащиеся обсуждают результаты, оказывают в случае необходимости помощь друг другу. Учащиеся благодарят друг друга и ищут новых партнеров по цвету карточки. Таким образом, каждый ученик усваивает все элементы знаний, работая в парах сменного состава.

Карточка 1. Холм

1 часть — задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст учебника «Человек и мир» на стр. …

1. Найди в тексте, что такое холм. Назови части холма.

2. Что такое подножие? Вершина? Склон?

3. Рассмотри рисунок на стр. … Найди на нем части холма: вершину, пологий и крутой склон, подножие.

4. Найди в тексте, какую самую большую и самую малую высоту может иметь холм?

2 часть – задания для самоконтроля:

1. Подпиши части холма на рисунке. (Дается рисунок).

2. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Холм – это возвышение:

А) высота которого над окружающей местностью до 300 м;

Б) высота которого от подножия к вершине до 200 м.

3. Ответь «Да» или «Нет».

Будет ли холмом возвышение, высота которого над окружающей местностью 175 м, 15 м?

Карточка 2. Равнина, равнины холмистые и плоские

1 часть — задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст на стр. …

1. Найди в тексте, что такое равнина. Верно ли, что равнина – это большое пространство на земной поверхности с небольшими возвышениями и понижениями.

2.Найди в тексте, как называется равнина:

— без заметных понижений и повышений;

— на которой встречаются холмы.

3. Дополни схему:

формы поверхности земли

2 часть – задания для самоконтроля:

1. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Равнина – это:

А) небольшой участок земли с небольшими возвышениями и понижениями;

Б) большое пространство со значительными разницами высот;

В) большое пространство с незначительными разницами высот.

2. Закончи предложения.

Равнины бывают плоские и …

Равнины без заметных понижений и повышений – это …

Равнины, на которых встречаются холмы, это …

3.Ответь на вопросы.

Как называется равнина, на которой расположен наш населенный пункт?

Как называется форма поверхности, на которой расположена наша страна?

Физкультминутка «Гора»

Люди с самого рожденья

Жить не могут без движения.

  1. Руки опустите вниз, выровняйте спинку, голову не наклоняйте.
  2. Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.
  3. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.
  4. Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.
  5. Медленно опустите руки и улыбнитесь!

Фронтальная работа по знакомству с оврагом.

— Рассмотрите рисунок оврага, опишите его.

— Сравните свое описание с текстом учебника.

Практическая работа по учебнику на стр. … (холм моделирует заранее учитель). Выводы учащиеся сравнивают с текстом учебника.

— Какой вред наносят овраги сельскому хозяйству, как с ними бороться.

Учитель обобщает ответы учеников, дополняет их.

— Видели ли вы горы? Где?

— Чем горы отличаются от холмов?

Самостоятельное чтение в парах текста «Горы» по карточке:

1 часть – задания для самостоятельной работы:

Прочитай текст на стр. …

— Найди в тексте, чем похожи гора и холм.
— Верно ли, что гора и холм имеют одинаковые части? Какие?
— Чем гора отличается от холма?
— Какими бывают горы? Чем они отличаются?
— Что такое горные хребты?

2 часть – задания для самоконтроля:

1. Обведи кружком букву с правильным ответом.

Гора – это возвышение, высота которого над окружающей местностью:

А) выше 200 метров;

Б) выше 150 метров;

В) выше 5000 метров.

2. Закончи предложения.

Гора, как и холм, имеет подошву, …, … .

Высокие горы имеют обычно острые … , крутые …

Ряды гор со многими вершинами и общей подошвой называются …

3. Сделай  правильный вывод:

Гора и холм подобны тем, что они имеют подошву, … .

Гора отличается от холма тем, что высота ее над окружающей местностью выше …

4. Итог урока

Работа по карточке «Итоговый контроль»:

1.Опознай формы рельефа, изображенные на рисунках. Сделай необходимые подписи к ним. (Предлагается несколько рисунков: равнина плоская и холмистая, холм, горы).

2. Закончи предложения, вставь пропущенные слова:

Равнина – это … пространство на Земле с почти …поверхностью.

Холм – это возвышение на равнине, высота которого …

Овраг – это … в рельефе, с … склонами и … дном.

Гора – это возвышение на Земле, высота которого …

3. Дополни схему:

формы рельефа земной поверхности

4. Ответь на вопрос. Какая форма  поверхности будет, если высота возвышения над окружающей местностью будет:

А) до 10 м – это …

Б) до 200 м – это …

В) свыше 300 м – это …

Г) свыше 1000 м – это …

Контроль результатов. Взаимопроверка по эталону.

— Перечислите мне все формы рельефа земной поверхности.

Все уроки курса здесь!

Смотрите также уроки:

Равнинная поверхность нашей республики

Водоемы. Край голубых рек и озер

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

4 комментария на “Человек и мир. 3 класс. Формы земной поверхности”

  • Ольга Кутуева says:

    Сколько же всего интересного успевают дети 3а урок сделать! Такой динамичный урок точно понравится детям. Интересная Мурманская методика. Фи3культминутка тематическая чудесная! Все так 3дорово!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Олечка. Признаюсь, многие методики, о которых я пишу, я взяла не в университете, знания о них мне передала одна замечательная учительница, с которой я столкнулась на практике в школе, и которая уже все это проводила на своих уроках.

      Ответить
  • Крис says:

    Равнины, на которых встречаются холмы, это …??? подскажите…

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Это холмистые равнины ))) А которые без возвышений — плоские равнины.

      Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика