Человек и мир. 3 класс. Урок: Земля на глобусе и карте

План-конспект урока в 3 классе по предмету «Человек и мир»

земля на глобусе и карте 3 класс

Тема урока: Земля на глобусе и карте

Цели урока:

— формировать представление о глобусе как модели Земли, о карте как уменьшенном изображении всей Земли или ее больших участков на плоскости;

— учить читать карту;

— продолжить формирование умения читать план, сравнивать;

— воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уважение друг к другу в процессе совместной работы.

Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта Беларуси, таблица «План местности», карандаши, линейки, топографические знаки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка усвоенных знаний и умений по предыдущей теме.

Контроль знаний и умений осуществляется устным, письменным и практическим методом. Формы организации – индивидуальная и фронтальная.

Письменная проверка знаний. Несколько учащихся работают по карточкам, в которых содержаться письменные и практические  задания.

Карточка 1.

1. Обведи букву с правильным ответом.

Масштаб – это:

А) величина, которая показывает, на сколько уменьшены действительные расстояния на плане;

Б) величина, которая  показывает, во сколько  раз уменьшены действительные расстояния на плане.

2. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 м; 1 см ­– 5 м.  Сравни их, подчеркни, какой из них крупнее.

3. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка реки. Масштаб: в 1 см – 200 м.

4. Начерти план комнаты, длина которой 4 м, ширина – 3 м. Масштаб: в 1см – 1 м.

Карточка 2.

1. Чем план отличается от рисунка? Укажи буквы с правильным ответом.

А) На плане размеры предметов, расстояния вычерчиваются в масштабе;

Б) На плане предметы изображены так, как мы их видим сбоку;

В) На плане предметы изображены условными знаками;

Г) На плане  есть стрелка, с помощью которой можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта.

2. Ответь на вопросы.

А) Почему на плане можно определять расстояния? Потому, что план вычерчивается в …

Б) Почему с помощью плана можно ориентироваться? (Или определять стороны горизонта) На плане есть …

3. Определи на плане:

А) Где расположена школа по отношению к смешанному лесу?

Б) Что находится восточнее смешанного  леса? (Или на восток от смешанного леса?)

Карточка 3 (высокой степени сложности, для учеников с высоким уровнем знаний)

1. Вставь пропущенное, закончи предложение.

План вычерчивается в …, поэтому на нем можно определять расстояния. Стрелка на плане показывает …, поэтому на плане можно определять месторасположение предметов относительно …. На плане местность изображается с помощью ….

2. Исправьте ошибки в предложении.

План местности – это чертеж большого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сбоку.

3. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 см; 1 см ­– 5 м.  Сравни их, укажи, какой из них крупнее. Каким масштабом ты бы пользовался, если бы нужно было начертить план участка, длина которого 50 м и ширина 20 м? Почему?

4. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка смешанного леса. Масштаб: в 1 см – 200 м.

Устный опрос.

— Что такое план?

— Назовите признаки плана.

— Что значит читать план?

— Назовите объекты, которые мы встретим, если будем идти по грунтовой дороге с востока до смешанного леса.

— Определите расстояние от пашни, расположенной к северу от поселка Слобода до основного массива смешанного леса. Масштаб: 1 см – 200 м.

— В каком направлении нужно идти от речки, чтобы  попасть в смешанный лес? (В северном.)

— В каком направлении нужно возвращаться из леса на речку? (В южном.)

— Где расположен лес по отношению к фруктовому саду? (На севере.)

Топографический диктант (при наличии времени или вместо описанных выше методов и форм контроля).

— Покажите условными знаками объекты по пути следования детей в небольшом рассказе:

Вначале дети шли по грунтовой дороге вдоль пашни и фруктового сада, затем шли через смешанный лес, луг и вышли к речке. (Это задание 5 в рабочей тетради «Природа и человек»: 4 класс / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2004. С. 12.)

Проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью топографических знаков на специальных карточках: учащиеся по очереди выходят, выбирают необходимые знаки и размещают их с помощью магнитов на доске.

3. Оглашение темы урока. Постановка учебных задач

— Тема нашего урока — Земля на глобусе и карте. Нам предстоит узнать, что представляет собой глобус, карта, чем карта похожа на план, чем отличается от него, а также мы будем учиться читать карту.

4. Изучение нового материала

— Как вы думаете, можно ли на бумаге изобразить всю Землю, большой город? (Можно, но не на плане.)

— Для этого понадобится глобус или карта.

— Вспомните, какую форму имеет Земля.

— Какую форму имеет глобус? Почему?

— Что же такое глобус?

— Сверьте свои рассуждения учащиеся с текстом учебника на стр. 18.

Чтения текста учебника.

— Почему нельзя на плане показать всю Землю или большой город? (На плане изображается только небольшой участок земной поверхности.)

— Что такое глобус?

— Почему глобус дает наиболее точное представление о внешнем виде нашей планеты?

земля на глобусе и карте 3 класс

— Обратите внимание: на глобусе есть горизонтальные и вертикальные кривые линии. Горизонтальные линии называются параллелями, вертикальные – меридианами (названия линий не для запоминания). Самая длинная горизонтальная линия – экватор – это воображаемая окружность, которая делит земной шар на два равных полушария: южное и северное (показывает на глобусе). Длина окружности экватора примерно 40 тыс. км. Самая северная точка планеты – Северный полюс, самая южная – Южный полюс. Как вы думаете, какой полюс находится ближе к экватору? (примерно на одинаковом расстоянии, так как экватор делит земной шар на два равных полушария).

— Кроме северного и южного полушария на глобусе выделяют западное и восточное полушарие. На запад от начального меридиана (на глобусе он показан более жирным цветом, проходит через Европу) находится западное полушарие, к востоку от него – восточное.

Закрепление.

— Выполните задание 5 в рабочей тетради на стр. 15.

(или можно вместе с детьми вычертить схему глобуса: учитель — на доске, ученики — в своей тетради)

Учитель рисует на схеме линию земной оси, которая находится под определенным углом. На схеме учитель отмечает самую северную точку и спрашивает школьников, как она называется. После этого делается соответствующая подпись на чертеже. Затем отмечается самая южная точка земли, учащиеся называют ее и подписывают ее. Учитель спрашивает, как называется воображаемая линия, которая расположена на одинаковом расстоянии от обоих полюсов? Учащиеся подписывают на своем рисунке экватор. На одинаковом расстоянии от экватора в заключение подписывается Северное и Южное полушарие.

— Глобусом пользоваться не всегда удобно, поэтому придумали карту полушарий.

Вывешивается карта полушарий.

урок земля на глобусе и карте

Учащиеся рассматривают карту.

— Как вы думаете, как ее получили?

— По какой линии нужно разделить глобус, чтобы получились две равные половинки – Западное и Восточное полушария? (По вертикальной линии, которая отмечена на глобусе жирным цветом. Именно она делит земной шар на два полушария).

— Чем похожа карта полушарий на глобус? (На карте полушарий изображена вся Земля, на ней используются такие же условные знаки, как и на глобусе.)

— Чем отличается карта полушарий от глобуса? (Глобус  имеет шарообразную форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости).

Самостоятельная практическая работа по учебнику в микрогруппах.

Проверка самостоятельной работы.

Знакомство с физической картой Беларуси.

— Чем эта карта отличается от карты полушарий? (изображен только участок Земли – одна страна – Республика Беларусь).

5. Подведение итогов.

— Что такое глобус? карта?

— Чем похожи и чем отличаются карта и глобус?

6. Итоговая рефлексия

Рефлексия Солнышко

глобус и карта

7. Домашнее задание

Прочитать текст по теме. Составить вопросы к тексту.

Все уроки здесь

Смотрите также уроки:

Что такое карта

Звездное небо

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Один комментарий на “Человек и мир. 3 класс. Урок: Земля на глобусе и карте”

  • Виктор says:

    Мы с вами на сегодняшнем уроке найдем места на Земле, где самые благоприятные условия для роста растений, где всё время тепло и много влаги.

    Ответить

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика