Человек и мир. 3 класс. Урок: Земля на глобусе и карте
План-конспект урока в 3 классе по предмету «Человек и мир»
Тема урока: Земля на глобусе и карте
Цели урока:
— формировать представление о глобусе как модели Земли, о карте как уменьшенном изображении всей Земли или ее больших участков на плоскости;
— учить читать карту;
— продолжить формирование умения читать план, сравнивать;
— воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уважение друг к другу в процессе совместной работы.
Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта Беларуси, таблица «План местности», карандаши, линейки, топографические знаки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка усвоенных знаний и умений по предыдущей теме.
Контроль знаний и умений осуществляется устным, письменным и практическим методом. Формы организации – индивидуальная и фронтальная.
Письменная проверка знаний. Несколько учащихся работают по карточкам, в которых содержаться письменные и практические задания.
Карточка 1.
1. Обведи букву с правильным ответом.
Масштаб – это:
А) величина, которая показывает, на сколько уменьшены действительные расстояния на плане;
Б) величина, которая показывает, во сколько раз уменьшены действительные расстояния на плане.
2. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 м; 1 см – 5 м. Сравни их, подчеркни, какой из них крупнее.
3. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка реки. Масштаб: в 1 см – 200 м.
4. Начерти план комнаты, длина которой 4 м, ширина – 3 м. Масштаб: в 1см – 1 м.
Карточка 2.
1. Чем план отличается от рисунка? Укажи буквы с правильным ответом.
А) На плане размеры предметов, расстояния вычерчиваются в масштабе;
Б) На плане предметы изображены так, как мы их видим сбоку;
В) На плане предметы изображены условными знаками;
Г) На плане есть стрелка, с помощью которой можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта.
2. Ответь на вопросы.
А) Почему на плане можно определять расстояния? Потому, что план вычерчивается в …
Б) Почему с помощью плана можно ориентироваться? (Или определять стороны горизонта) На плане есть …
3. Определи на плане:
А) Где расположена школа по отношению к смешанному лесу?
Б) Что находится восточнее смешанного леса? (Или на восток от смешанного леса?)
Карточка 3 (высокой степени сложности, для учеников с высоким уровнем знаний)
1. Вставь пропущенное, закончи предложение.
План вычерчивается в …, поэтому на нем можно определять расстояния. Стрелка на плане показывает …, поэтому на плане можно определять месторасположение предметов относительно …. На плане местность изображается с помощью ….
2. Исправьте ошибки в предложении.
План местности – это чертеж большого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сбоку.
3. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 см; 1 см – 5 м. Сравни их, укажи, какой из них крупнее. Каким масштабом ты бы пользовался, если бы нужно было начертить план участка, длина которого 50 м и ширина 20 м? Почему?
4. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка смешанного леса. Масштаб: в 1 см – 200 м.
Устный опрос.
— Что такое план?
— Назовите признаки плана.
— Что значит читать план?
— Назовите объекты, которые мы встретим, если будем идти по грунтовой дороге с востока до смешанного леса.
— Определите расстояние от пашни, расположенной к северу от поселка Слобода до основного массива смешанного леса. Масштаб: 1 см – 200 м.
— В каком направлении нужно идти от речки, чтобы попасть в смешанный лес? (В северном.)
— В каком направлении нужно возвращаться из леса на речку? (В южном.)
— Где расположен лес по отношению к фруктовому саду? (На севере.)
Топографический диктант (при наличии времени или вместо описанных выше методов и форм контроля).
— Покажите условными знаками объекты по пути следования детей в небольшом рассказе:
Вначале дети шли по грунтовой дороге вдоль пашни и фруктового сада, затем шли через смешанный лес, луг и вышли к речке. (Это задание 5 в рабочей тетради «Природа и человек»: 4 класс / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2004. С. 12.)
Проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью топографических знаков на специальных карточках: учащиеся по очереди выходят, выбирают необходимые знаки и размещают их с помощью магнитов на доске.
3. Оглашение темы урока. Постановка учебных задач
— Тема нашего урока — Земля на глобусе и карте. Нам предстоит узнать, что представляет собой глобус, карта, чем карта похожа на план, чем отличается от него, а также мы будем учиться читать карту.
4. Изучение нового материала
— Как вы думаете, можно ли на бумаге изобразить всю Землю, большой город? (Можно, но не на плане.)
— Для этого понадобится глобус или карта.
— Вспомните, какую форму имеет Земля.
— Какую форму имеет глобус? Почему?
— Что же такое глобус?
— Сверьте свои рассуждения учащиеся с текстом учебника на стр. 18.
Чтения текста учебника.
— Почему нельзя на плане показать всю Землю или большой город? (На плане изображается только небольшой участок земной поверхности.)
— Что такое глобус?
— Почему глобус дает наиболее точное представление о внешнем виде нашей планеты?
— Обратите внимание: на глобусе есть горизонтальные и вертикальные кривые линии. Горизонтальные линии называются параллелями, вертикальные – меридианами (названия линий не для запоминания). Самая длинная горизонтальная линия – экватор – это воображаемая окружность, которая делит земной шар на два равных полушария: южное и северное (показывает на глобусе). Длина окружности экватора примерно 40 тыс. км. Самая северная точка планеты – Северный полюс, самая южная – Южный полюс. Как вы думаете, какой полюс находится ближе к экватору? (примерно на одинаковом расстоянии, так как экватор делит земной шар на два равных полушария).
— Кроме северного и южного полушария на глобусе выделяют западное и восточное полушарие. На запад от начального меридиана (на глобусе он показан более жирным цветом, проходит через Европу) находится западное полушарие, к востоку от него – восточное.
Закрепление.
— Выполните задание 5 в рабочей тетради на стр. 15.
(или можно вместе с детьми вычертить схему глобуса: учитель — на доске, ученики — в своей тетради)
Учитель рисует на схеме линию земной оси, которая находится под определенным углом. На схеме учитель отмечает самую северную точку и спрашивает школьников, как она называется. После этого делается соответствующая подпись на чертеже. Затем отмечается самая южная точка земли, учащиеся называют ее и подписывают ее. Учитель спрашивает, как называется воображаемая линия, которая расположена на одинаковом расстоянии от обоих полюсов? Учащиеся подписывают на своем рисунке экватор. На одинаковом расстоянии от экватора в заключение подписывается Северное и Южное полушарие.
— Глобусом пользоваться не всегда удобно, поэтому придумали карту полушарий.
Вывешивается карта полушарий.
Учащиеся рассматривают карту.
— Как вы думаете, как ее получили?
— По какой линии нужно разделить глобус, чтобы получились две равные половинки – Западное и Восточное полушария? (По вертикальной линии, которая отмечена на глобусе жирным цветом. Именно она делит земной шар на два полушария).
— Чем похожа карта полушарий на глобус? (На карте полушарий изображена вся Земля, на ней используются такие же условные знаки, как и на глобусе.)
— Чем отличается карта полушарий от глобуса? (Глобус имеет шарообразную форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости).
Самостоятельная практическая работа по учебнику в микрогруппах.
Проверка самостоятельной работы.
Знакомство с физической картой Беларуси.
— Чем эта карта отличается от карты полушарий? (изображен только участок Земли – одна страна – Республика Беларусь).
5. Подведение итогов.
— Что такое глобус? карта?
— Чем похожи и чем отличаются карта и глобус?
6. Итоговая рефлексия
Рефлексия Солнышко
7. Домашнее задание
Прочитать текст по теме. Составить вопросы к тексту.
Смотрите также уроки:
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Мы с вами на сегодняшнем уроке найдем места на Земле, где самые благоприятные условия для роста растений, где всё время тепло и много влаги.