Человек и мир. 3 класс. Урок: Земля на глобусе и карте

План-конспект урока в 3 классе по предмету «Человек и мир»

земля на глобусе и карте 3 класс

Тема урока: Земля на глобусе и карте

Цели урока:

— формировать представление о глобусе как модели Земли, о карте как уменьшенном изображении всей Земли или ее больших участков на плоскости;

— учить читать карту;

— продолжить формирование умения читать план, сравнивать;

— воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уважение друг к другу в процессе совместной работы.

Оборудование: глобус, карта полушарий, физическая карта Беларуси, таблица «План местности», карандаши, линейки, топографические знаки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка усвоенных знаний и умений по предыдущей теме.

Контроль знаний и умений осуществляется устным, письменным и практическим методом. Формы организации – индивидуальная и фронтальная.

Письменная проверка знаний. Несколько учащихся работают по карточкам, в которых содержаться письменные и практические  задания.

Карточка 1.

1. Обведи букву с правильным ответом.

Масштаб – это:

А) величина, которая показывает, на сколько уменьшены действительные расстояния на плане;

Б) величина, которая  показывает, во сколько  раз уменьшены действительные расстояния на плане.

2. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 м; 1 см ­– 5 м.  Сравни их, подчеркни, какой из них крупнее.

3. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка реки. Масштаб: в 1 см – 200 м.

4. Начерти план комнаты, длина которой 4 м, ширина – 3 м. Масштаб: в 1см – 1 м.

Карточка 2.

1. Чем план отличается от рисунка? Укажи буквы с правильным ответом.

А) На плане размеры предметов, расстояния вычерчиваются в масштабе;

Б) На плане предметы изображены так, как мы их видим сбоку;

В) На плане предметы изображены условными знаками;

Г) На плане  есть стрелка, с помощью которой можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта.

2. Ответь на вопросы.

А) Почему на плане можно определять расстояния? Потому, что план вычерчивается в …

Б) Почему с помощью плана можно ориентироваться? (Или определять стороны горизонта) На плане есть …

3. Определи на плане:

А) Где расположена школа по отношению к смешанному лесу?

Б) Что находится восточнее смешанного  леса? (Или на восток от смешанного леса?)

Карточка 3 (высокой степени сложности, для учеников с высоким уровнем знаний)

1. Вставь пропущенное, закончи предложение.

План вычерчивается в …, поэтому на нем можно определять расстояния. Стрелка на плане показывает …, поэтому на плане можно определять месторасположение предметов относительно …. На плане местность изображается с помощью ….

2. Исправьте ошибки в предложении.

План местности – это чертеж большого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сбоку.

3. Прочитай записи масштабов: 1 см – 50 см; 1 см ­– 5 м.  Сравни их, укажи, какой из них крупнее. Каким масштабом ты бы пользовался, если бы нужно было начертить план участка, длина которого 50 м и ширина 20 м? Почему?

4. Определи на плане расстояние от школы до ближайшего участка смешанного леса. Масштаб: в 1 см – 200 м.

Устный опрос.

— Что такое план?

— Назовите признаки плана.

— Что значит читать план?

— Назовите объекты, которые мы встретим, если будем идти по грунтовой дороге с востока до смешанного леса.

— Определите расстояние от пашни, расположенной к северу от поселка Слобода до основного массива смешанного леса. Масштаб: 1 см – 200 м.

— В каком направлении нужно идти от речки, чтобы  попасть в смешанный лес? (В северном.)

— В каком направлении нужно возвращаться из леса на речку? (В южном.)

— Где расположен лес по отношению к фруктовому саду? (На севере.)

Топографический диктант (при наличии времени или вместо описанных выше методов и форм контроля).

— Покажите условными знаками объекты по пути следования детей в небольшом рассказе:

Вначале дети шли по грунтовой дороге вдоль пашни и фруктового сада, затем шли через смешанный лес, луг и вышли к речке. (Это задание 5 в рабочей тетради «Природа и человек»: 4 класс / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2004. С. 12.)

Проверка правильности выполнения задания осуществляется с помощью топографических знаков на специальных карточках: учащиеся по очереди выходят, выбирают необходимые знаки и размещают их с помощью магнитов на доске.

3. Оглашение темы урока. Постановка учебных задач

— Тема нашего урока — Земля на глобусе и карте. Нам предстоит узнать, что представляет собой глобус, карта, чем карта похожа на план, чем отличается от него, а также мы будем учиться читать карту.

4. Изучение нового материала

— Как вы думаете, можно ли на бумаге изобразить всю Землю, большой город? (Можно, но не на плане.)

— Для этого понадобится глобус или карта.

— Вспомните, какую форму имеет Земля.

— Какую форму имеет глобус? Почему?

— Что же такое глобус?

— Сверьте свои рассуждения учащиеся с текстом учебника на стр. 18.

Чтения текста учебника.

— Почему нельзя на плане показать всю Землю или большой город? (На плане изображается только небольшой участок земной поверхности.)

— Что такое глобус?

— Почему глобус дает наиболее точное представление о внешнем виде нашей планеты?

земля на глобусе и карте 3 класс

— Обратите внимание: на глобусе есть горизонтальные и вертикальные кривые линии. Горизонтальные линии называются параллелями, вертикальные – меридианами (названия линий не для запоминания). Самая длинная горизонтальная линия – экватор – это воображаемая окружность, которая делит земной шар на два равных полушария: южное и северное (показывает на глобусе). Длина окружности экватора примерно 40 тыс. км. Самая северная точка планеты – Северный полюс, самая южная – Южный полюс. Как вы думаете, какой полюс находится ближе к экватору? (примерно на одинаковом расстоянии, так как экватор делит земной шар на два равных полушария).

— Кроме северного и южного полушария на глобусе выделяют западное и восточное полушарие. На запад от начального меридиана (на глобусе он показан более жирным цветом, проходит через Европу) находится западное полушарие, к востоку от него – восточное.

Закрепление.

— Выполните задание 5 в рабочей тетради на стр. 15.

(или можно вместе с детьми вычертить схему глобуса: учитель — на доске, ученики — в своей тетради)

Учитель рисует на схеме линию земной оси, которая находится под определенным углом. На схеме учитель отмечает самую северную точку и спрашивает школьников, как она называется. После этого делается соответствующая подпись на чертеже. Затем отмечается самая южная точка земли, учащиеся называют ее и подписывают ее. Учитель спрашивает, как называется воображаемая линия, которая расположена на одинаковом расстоянии от обоих полюсов? Учащиеся подписывают на своем рисунке экватор. На одинаковом расстоянии от экватора в заключение подписывается Северное и Южное полушарие.

— Глобусом пользоваться не всегда удобно, поэтому придумали карту полушарий.

Вывешивается карта полушарий.

урок земля на глобусе и карте

Учащиеся рассматривают карту.

— Как вы думаете, как ее получили?

— По какой линии нужно разделить глобус, чтобы получились две равные половинки – Западное и Восточное полушария? (По вертикальной линии, которая отмечена на глобусе жирным цветом. Именно она делит земной шар на два полушария).

— Чем похожа карта полушарий на глобус? (На карте полушарий изображена вся Земля, на ней используются такие же условные знаки, как и на глобусе.)

— Чем отличается карта полушарий от глобуса? (Глобус  имеет шарообразную форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости).

Самостоятельная практическая работа по учебнику в микрогруппах.

Проверка самостоятельной работы.

Знакомство с физической картой Беларуси.

— Чем эта карта отличается от карты полушарий? (изображен только участок Земли – одна страна – Республика Беларусь).

5. Подведение итогов.

— Что такое глобус? карта?

— Чем похожи и чем отличаются карта и глобус?

6. Итоговая рефлексия

Рефлексия Солнышко

глобус и карта

7. Домашнее задание

Прочитать текст по теме. Составить вопросы к тексту.

Все уроки здесь

Смотрите также уроки:

Что такое карта

Звездное небо

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Один комментарий на “Человек и мир. 3 класс. Урок: Земля на глобусе и карте”

  • Виктор says:

    Мы с вами на сегодняшнем уроке найдем места на Земле, где самые благоприятные условия для роста растений, где всё время тепло и много влаги.

    Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика