Русский язык. 4 класс. Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного
План-конспект урока Русского языка в 4 классе.
Тема урока: Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного
Цели:
1. Познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.
2. Осуществить предварительное знакомство учащихся с названиями падежей, с падежными вопросами.
3. Работать над каллиграфией, орфографией.
4. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
5. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы. Привитие интереса к русскому языку, расширение кругозора через ознакомление с окружающим миром.
Оборудование:
- Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
- Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
- Таблица «Части речи».
План урока
- Организационный этап
- Работа над ошибками
- Чистописание. Актуализация знаний
- Сообщение темы и постановка задач урока
- Работа по теме урока
- Закрепление изученного материала
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный этап
— Прозвенел звонок — начался урок!
2. Чистописание. Актуализация знаний
Ч Ч Ч ч ч ч чт что
К К К к к к кт кто
Красивый, корыто, бранить, невод, мягкая, рыбы
— Выпишите только имена существительные.
– Почему вы выписали именно эти слова?
– Что называется именем существительным?
– На какие три группы можно разделить имена существительные? (Мужской род, женский род, средний род)
— Как изменяются имена существительные?
— Определите род и число выписанных вами имен существительных и подпишите сверху.
Иван рубил дрова, Василиса топила печь.
— Проговорим скороговорку. Запишите ее. Эта скороговорка нам еще пригодится на уроке.
3. Сообщение темы и постановка задач урока
— Сегодня вы узнаете, что значит изменить существительное по падежам.
4. Работа по теме урока
– Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? (на доске)
Нам нужен такой кораблю на море, чтобы мы могли с любой волна поспорить.
– Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить слова)
– Изменить окончания имен существительных по вопросам – просклонять. Смотрим в учебник на упр. 91.
– Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением. Есть у Склонения шесть сыновей-падежей.
– Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
– Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
– Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
– Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
– Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
– Падеж предложный – рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!
– Повторим названия падежей и их вопросы.
— Просклоняем имена существительные из упражнения: корень, трава, стекло.
— Вернемся к нашей скороговорке, которую мы записали на минутке чистописания. Эта скороговорка поможет вам выучить названия падежей по порядку. Посмотрите, здесь каждое слово по порядку начинается с той же самой буквы, как и названия падежей.
Чтение правила на с. 58.
Физкультминутка
«Ребро, ладонь, кулак»
Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.
5. Закрепление изученного материала
Упр. 92
— Составьте словосочетания, употребив имена существительные в нужном падеже. Запишите их. Сверху укажите падеж.
Работа в тетради на печатной основе для 4 класса.
Т. с. 20-21, упр. 1,2.
Индивидуальное задание. Вместо вопросов вставить существительное лиса:
Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пушистый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.
6. Итог урока. Рефлексия
— Что такое склонение? (изменение имен существительных по падежам)
— Что значит изменить существительные по падежам? (Это значит изменить их по падежным вопросам.)
— Сколько падежей в русском языке?
— Назовите падежи и их вопросы. (можно смотреть в учебник)
Выставление отметок.
— Урок наш подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, интересного. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».
7. Домашнее задание
С. 58, упр. 93, выучить наизусть правило и название падежей.
Объяснение учителем домашнего задания.
— Дома вам надо будет списать текст, над именами существительными, которые обозначают одежду, указать падеж.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Огромное спасибо, Татьяна. Уроки, которые я просматривала на Вашем блоге интересные, познавательные, очень доступные, творческие. Я очень рада воле случая, что однажды попала на Вашу страничку. Дай Бог Вам здоровья, творчества, неуёмной энергии и всех земных благ…