Русский язык. 4 класс. Тема урока: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных

План-конспект урока Русского языка в 4 классе.

Русский язык. 4 класс. Тема урока: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных

Тема урока: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных

Цели:

1. Закрепить знания об имени существительном как части речи, его признаках, изменениях имен существительных по родам и числам.

2. Закреплять знания учащихся о частях речи.

3. Работать над каллиграфией, орфографией.

4. Закреплять умение делать работу над ошибками (с памяткой).

5. Обобщить знания о съедобных и несъедобных грибах.

6. Воспитывать внимательность, аккуратность в работе; заботливое отношение к природе.

Оборудование:

  1. Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
  2. Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
  3. Таблица «Части речи».

План урока:

  1. Организационный этап
  2. Работа над ошибками
  3. Чистописание. Актуализация знаний
  4. Сообщение темы и постановка задач урока
  5. Работа по теме урока
  6. Закрепление изученного материала
  7. Итог урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

— Прозвенел звонок — начался урок!

2. Работа над ошибками

Выполнение работы над ошибками контрольной работы по теме «Предложение. Члены предложения».

В тетради вложены дифференцированные карточки с памятками и заданиями.

В это время ученики, которым не требуется работа над ошибками, выполняют задания в рабочей тетради по русскому языку для 4 класса.

Т. с. 18, упр. 3. Определить и подписать сверху части речи.

3. Чистописание. Актуализация знаний

Г Г Г г г г Гр Гр гр гр

Гри гри гри гриб грибы

Сыроежки, подосиновики, боровики, мухоморы

— Какие из этих грибов – съедобные? Какие – несъедобные? Какие грибы вы еще знаете?

Осенью грибники берут к..рзинки и идут в лес за грибами.

— Какую букву вставим? Почему?

— Есть ли в этом предложении однородные члены? Докажи! На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся? Чем являются в предложении? Подчеркните. Сделаем схему предложения.

Русский язык. 4 класс. Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных

— Теперь вспомним, какие части речи мы знаем. (в помощь – таблица на доске и форзац учебника) Что обозначает каждая часть речи? На какие вопросы отвечает? Вопросы – это наши слова помощники! Они помогают нам определить часть речи.

— Возвращаемся к нашему предложению. Определите здесь все части речи, используя слова-помощники.

4. Сообщение темы и постановка задач урока

— Сегодня мы вспомним и закрепим свои знания об имени существительном как части речи.

5. Работа по теме урока

Упр. 83 (устно)

— Доказывая, что названные вами слова являются именем существительным, используйте таблицу о частях речи.

Упр. 84 (языковое наблюдение)

Чтение стихотворения учителем.

— Ребята, предмет может быть один, и тогда это единственное число. А может быть предметов 2 или более, и тогда это будет какое число? (множественное)

— Выпишите из стихотворения имена существительные во множественном числе. Выписываем в столбик (1 чел. у доски)

— Поставьте эти имена существительные в единственное число.

— Сделайте вывод: как изменяются имена существительные? (по числам)

— Предметы в единственном числе имеют род.

— Теперь поставьте к нашим именам существительным в форме единственного числа слова он, мой; она, моя; оно, моё. Определите род имен существительных.

— Сделайте вывод: какие бывают имена существительные? (Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.) Какие слова помогают нам определить род?

— Обратите внимание: имена существительные изменяются по числам и бывают м., ж., ср. рода. Т.е. по родам они не изменяются! (Не может быть такого, чтобы шапка, которая женского рода, вдруг изменилась и стала м. или ср. рода.)

— Как вы думаете, можем ли мы определить род у имени существительного множественного числа? (Алгоритм: поставить сущ. в форму ед. числа + слово-помощник. Запись на доске.)

Физкультминутка

«Ребро, ладонь, кулак»

Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.

6. Закрепление изученного материала

— Ребро, ладонь, кулак. Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что в них общего. Чем они отличаются? (Какая часть речи? Число? Род?)

Упр. 85

— Прочитайте текст.

— Какой это текст: описание, повествование или рассуждение? Почему?

— Что нового вы узнали из прочитанного текста?

Упр. 86

Чтение текста учителем.

— Какие орфограммы вставим? Почему?

— Выпишите из текста выделенные имена существительные, укажите число, род.

Работа в тетради на печатной основе (Русский язык, 4 класс) по теме урока.

Т. с. 19-20

Упр. 1. Поставьте слова во множественное число.

Проверка по словарю.

Упр. 2. Определить род имен существительных. Распределить слова в 3 группы.

7. Итог урока. Рефлексия

— Назовите все части речи. Что обозначает и на какой вопрос отвечает?

Игра «Пять пальцев»

— Я знаю пять частей речи: …

Русский язык. 4 класс. Тема: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных

— Как изменяются имена существительные?

— Какими бывают имена существительные? Как определить род имени существительного?

— Кому было что-то непонятно на уроке?

Выставление отметок.

8. Домашнее задание

С. 55, упр. 87. Объяснение учителем домашнего задания.

— Дома вам надо будет списать текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными именами существительными карандашом аккуратно подписать род и число.

Т. с. 20, упр. 3, 4.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика