Русский язык. 4 класс. Тема урока: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных
План-конспект урока Русского языка в 4 классе.
Тема урока: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных
Цели:
1. Закрепить знания об имени существительном как части речи, его признаках, изменениях имен существительных по родам и числам.
2. Закреплять знания учащихся о частях речи.
3. Работать над каллиграфией, орфографией.
4. Закреплять умение делать работу над ошибками (с памяткой).
5. Обобщить знания о съедобных и несъедобных грибах.
6. Воспитывать внимательность, аккуратность в работе; заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
- Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
- Таблица «Части речи».
План урока:
- Организационный этап
- Работа над ошибками
- Чистописание. Актуализация знаний
- Сообщение темы и постановка задач урока
- Работа по теме урока
- Закрепление изученного материала
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный этап
— Прозвенел звонок — начался урок!
2. Работа над ошибками
Выполнение работы над ошибками контрольной работы по теме «Предложение. Члены предложения».
В тетради вложены дифференцированные карточки с памятками и заданиями.
В это время ученики, которым не требуется работа над ошибками, выполняют задания в рабочей тетради по русскому языку для 4 класса.
Т. с. 18, упр. 3. Определить и подписать сверху части речи.
3. Чистописание. Актуализация знаний
Г Г Г г г г Гр Гр гр гр
Гри гри гри гриб грибы
Сыроежки, подосиновики, боровики, мухоморы
— Какие из этих грибов – съедобные? Какие – несъедобные? Какие грибы вы еще знаете?
Осенью грибники берут к..рзинки и идут в лес за грибами.
— Какую букву вставим? Почему?
— Есть ли в этом предложении однородные члены? Докажи! На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся? Чем являются в предложении? Подчеркните. Сделаем схему предложения.
— Теперь вспомним, какие части речи мы знаем. (в помощь – таблица на доске и форзац учебника) Что обозначает каждая часть речи? На какие вопросы отвечает? Вопросы – это наши слова помощники! Они помогают нам определить часть речи.
— Возвращаемся к нашему предложению. Определите здесь все части речи, используя слова-помощники.
4. Сообщение темы и постановка задач урока
— Сегодня мы вспомним и закрепим свои знания об имени существительном как части речи.
5. Работа по теме урока
Упр. 83 (устно)
— Доказывая, что названные вами слова являются именем существительным, используйте таблицу о частях речи.
Упр. 84 (языковое наблюдение)
Чтение стихотворения учителем.
— Ребята, предмет может быть один, и тогда это единственное число. А может быть предметов 2 или более, и тогда это будет какое число? (множественное)
— Выпишите из стихотворения имена существительные во множественном числе. Выписываем в столбик (1 чел. у доски)
— Поставьте эти имена существительные в единственное число.
— Сделайте вывод: как изменяются имена существительные? (по числам)
— Предметы в единственном числе имеют род.
— Теперь поставьте к нашим именам существительным в форме единственного числа слова он, мой; она, моя; оно, моё. Определите род имен существительных.
— Сделайте вывод: какие бывают имена существительные? (Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.) Какие слова помогают нам определить род?
— Обратите внимание: имена существительные изменяются по числам и бывают м., ж., ср. рода. Т.е. по родам они не изменяются! (Не может быть такого, чтобы шапка, которая женского рода, вдруг изменилась и стала м. или ср. рода.)
— Как вы думаете, можем ли мы определить род у имени существительного множественного числа? (Алгоритм: поставить сущ. в форму ед. числа + слово-помощник. Запись на доске.)
Физкультминутка
«Ребро, ладонь, кулак»
Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.
6. Закрепление изученного материала
— Ребро, ладонь, кулак. Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что в них общего. Чем они отличаются? (Какая часть речи? Число? Род?)
Упр. 85
— Прочитайте текст.
— Какой это текст: описание, повествование или рассуждение? Почему?
— Что нового вы узнали из прочитанного текста?
Упр. 86
Чтение текста учителем.
— Какие орфограммы вставим? Почему?
— Выпишите из текста выделенные имена существительные, укажите число, род.
Работа в тетради на печатной основе (Русский язык, 4 класс) по теме урока.
Т. с. 19-20
Упр. 1. Поставьте слова во множественное число.
Проверка по словарю.
Упр. 2. Определить род имен существительных. Распределить слова в 3 группы.
7. Итог урока. Рефлексия
— Назовите все части речи. Что обозначает и на какой вопрос отвечает?
Игра «Пять пальцев»
— Я знаю пять частей речи: …
— Как изменяются имена существительные?
— Какими бывают имена существительные? Как определить род имени существительного?
— Кому было что-то непонятно на уроке?
Выставление отметок.
8. Домашнее задание
С. 55, упр. 87. Объяснение учителем домашнего задания.
— Дома вам надо будет списать текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными именами существительными карандашом аккуратно подписать род и число.
Т. с. 20, упр. 3, 4.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!