3 класс. Урок-экскурсия. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Урок-экскурсия на природу в 3 классе. Предмет «Человек и мир»

экскурсия ориентирование

Тема экскурсии: Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Цели экскурсии:

— актуализировать знания учащихся о растениях и животных ближайшего окружения;

— создать условия для применения полученных знаний о способах ориентирования на практике;

— развивать умения распознавать растения и животные, наблюдать за сезонными явлениями, рефлексивные умения;

— воспитывать чувство восхищения красотой природы, стремление выполнять правила природоохранного поведения.

Оборудование: шест, компас, планшет, карандаши, бумага, карточки с заданиями для групп.

Ход экскурсии:

Необходимая подготовительная работа проводится в классе, перед проведением экскурсии. Сама экскурсия проводится желательно примерно за полчаса до полдня. Экскурсия проводится в ясную солнечную погоду.

В начале экскурсии целесообразно остановиться в каком-нибудь красивом уголке школьного двора или недалеко от школы. Эта часть экскурсии посвящается актуализации имеющихся у школьников знаний об осенних изменениях в природе, развитию у них эстетических чувств.

— Посмотрите вокруг, полюбуйтесь красками природы, послушайте ее звуки, почувствуйте ее запахи.

— Как называется этот период осени?

— Что свидетельствует о том, что осень уже наступила?

— Какие растения вы узнали?

— На каких знакомых вам деревьях уже начали желтеть листья? Почему?

— Давайте поиграем в игру «Загадаю – отгадай», чтобы вы проверили себя, как научились распознавать растения ближайшего окружения.

Учитель предлагает краткие описания  расположенных в поле зрения деревьев, кустарников, травянистых растений:

– листья похожи на сердечки, края зубчатые, плоды орешки, собраны в пучки, снабженные одним крылышком; (липа)

– листья также похожи на сердечки, но края цельные, листья темно-зеленые; (сирень)

– листья плотные, с заостренной верхушкой, основание слегка вытянутое, на длинных сплюснутых с боков черешках; (тополь)

– листья мелкие, зубчатые, плоды орешки, напоминают по форме бабочку; (береза)

– листья крупные, резные, на длинных черешках, плоды двукрылатки; (клен)

– лист состоит из трех листиков, цветки розового или белого цвета, напоминают головку; (клевер).

Фронтальная практическая работа по ориентированию на местности.

Затем школьники переходят на открытую или частично открытую местность. Учитель напоминает задачи предстоящей работы, знакомит с планом работы.

— Мы обязательно проработаем свои знания на экскурсии: ориентирование на местности, определение горизонта и т.д.

— Выясните, на какой местности – открытой или закрытой – мы находимся, в виде чего (круга, полукруга) вы видите горизонт, почему?

— Определите, где на местности линия горизонта.

— На каком расстоянии примерно она находится?

— А если нам нужно увидеть местность дальше этой линии горизонта, что нужно сделать для этого?

— Есть ли вблизи более высокие места, с которых мы могли бы наблюдать линию горизонта? (Учитель обращает внимание детей на то, что если возникнет когда-нибудь необходимость (например, вы заблудились) увидеть местность дальше, нужно вблизи найти более высокое место и подняться на него.)

Учитель напоминает, как важно уметь ориентироваться на местности и предлагает сориентироваться на местности с помощью компаса, т.е. определить в какой стороне горизонта находится от нас школа. Учащиеся вспоминают, как это можно сделать, с помощью чего. Учитель принимает предложения детей. Дети пробуют определить стороны горизонта по местным признакам (если есть таковые).

— Но как узнать, насколько верны эти местные признаки?

— Каким правилам ориентирования по местным признакам нужно следовать?

— Давайте проверим правильность определения сторон горизонта по местным признакам с помощью компаса!

— Кто расскажет нам правила пользования компасом?

Определение сторон горизонта по компасу.

— В каком направлении от нас находится школа?

Учитель уточняет, в каком направлении нужно идти, чтобы вернуться в школу, в каком направлении от школы дети шли на место проведения экскурсии.

Организуются тренировочные упражнения на местности – определяется, в какой стороне горизонта по отношению к месту стоянки детей находятся некоторые местные предметы (одиноко стоящие деревья, другие школьные сооружения, стоянка автобусов и т.п.).

Определение сторон горизонта с помощью шеста

Учитель подводит учащихся к шесту на площадке (в начале первого). Еще до полдня и в полдень по заданию учителя один из учеников отмечал длину тени, падающей от шеста. Учащиеся выясняют, какой это способ определения сторон горизонта, как этим способом пользоваться. Уточняется время.

— Что здесь еще не хватает?

Кто-то из учащихся сначала отмечает длину тени. Обращается внимание на увеличение длины тени после полудня. (Если экскурсия проводится в другое время, пользуются уже готовым отметками длины тени, сделанные учителем заранее.) Школьники определяют по длине тени стороны горизонта: ищут самую короткую тень, вспоминают, какая сторона горизонта находится в этом направлении (пишут на песке букву «С»),  выясняют, как называется противоположная сторона, как найти запад и восток. Все направления прочерчиваются на песке, подписываются стороны горизонта. На песке, таким образом, получаем схему, показывающую стороны горизонта. Затем школьники определяют промежуточные стороны горизонта, показывают их на схеме.

— Полученные данные сверяем с компасом.

Самостоятельная практическая работа в группах. Каждая группа отправляется на свое место работы и выполняет задания по определению местоположения указанных предметов. После выполнения работы нужно проверить полученные результаты, сверить данные по одним и тем же предметам. Выясняется причина различий в полученных результатах (дети находись в разном положении относительно одних и тех же предметов).

Подведение итогов.

— Чему вы сегодня научились на экскурсии?

— Где могут пригодиться умения ориентирования на местности?

— Что было самым сложным в работе? Почему?

— Что больше всего понравилось? Почему?

— Как вы себя чувствовали на экскурсии?

— Что помогало поддерживать хорошее настроение, желание работать?

— Какое растение вам больше всего понравилось в это время года? Почему?

— Давайте поблагодарим природу своими улыбками за подаренные нам приятные чувства, за прекрасную погоду, за солнечные лучики, согревавшие нас во время нашей экскурсии!

Все уроки в начальной школе

Смотрите также уроки:

План и масштаб

Земля на глобусе и карте

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ;) Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

KidStore Издательство «МИФ» La Redoute spim.ru

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Bobber
Kinderly
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика