3 класс. Урок-экскурсия. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Урок-экскурсия на природу в 3 классе. Предмет «Человек и мир»

экскурсия ориентирование

Тема экскурсии: Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Цели экскурсии:

— актуализировать знания учащихся о растениях и животных ближайшего окружения;

— создать условия для применения полученных знаний о способах ориентирования на практике;

— развивать умения распознавать растения и животные, наблюдать за сезонными явлениями, рефлексивные умения;

— воспитывать чувство восхищения красотой природы, стремление выполнять правила природоохранного поведения.

Оборудование: шест, компас, планшет, карандаши, бумага, карточки с заданиями для групп.

Ход экскурсии:

Необходимая подготовительная работа проводится в классе, перед проведением экскурсии. Сама экскурсия проводится желательно примерно за полчаса до полдня. Экскурсия проводится в ясную солнечную погоду.

В начале экскурсии целесообразно остановиться в каком-нибудь красивом уголке школьного двора или недалеко от школы. Эта часть экскурсии посвящается актуализации имеющихся у школьников знаний об осенних изменениях в природе, развитию у них эстетических чувств.

— Посмотрите вокруг, полюбуйтесь красками природы, послушайте ее звуки, почувствуйте ее запахи.

— Как называется этот период осени?

— Что свидетельствует о том, что осень уже наступила?

— Какие растения вы узнали?

— На каких знакомых вам деревьях уже начали желтеть листья? Почему?

— Давайте поиграем в игру «Загадаю – отгадай», чтобы вы проверили себя, как научились распознавать растения ближайшего окружения.

Учитель предлагает краткие описания  расположенных в поле зрения деревьев, кустарников, травянистых растений:

– листья похожи на сердечки, края зубчатые, плоды орешки, собраны в пучки, снабженные одним крылышком; (липа)

– листья также похожи на сердечки, но края цельные, листья темно-зеленые; (сирень)

– листья плотные, с заостренной верхушкой, основание слегка вытянутое, на длинных сплюснутых с боков черешках; (тополь)

– листья мелкие, зубчатые, плоды орешки, напоминают по форме бабочку; (береза)

– листья крупные, резные, на длинных черешках, плоды двукрылатки; (клен)

– лист состоит из трех листиков, цветки розового или белого цвета, напоминают головку; (клевер).

Фронтальная практическая работа по ориентированию на местности.

Затем школьники переходят на открытую или частично открытую местность. Учитель напоминает задачи предстоящей работы, знакомит с планом работы.

— Мы обязательно проработаем свои знания на экскурсии: ориентирование на местности, определение горизонта и т.д.

— Выясните, на какой местности – открытой или закрытой – мы находимся, в виде чего (круга, полукруга) вы видите горизонт, почему?

— Определите, где на местности линия горизонта.

— На каком расстоянии примерно она находится?

— А если нам нужно увидеть местность дальше этой линии горизонта, что нужно сделать для этого?

— Есть ли вблизи более высокие места, с которых мы могли бы наблюдать линию горизонта? (Учитель обращает внимание детей на то, что если возникнет когда-нибудь необходимость (например, вы заблудились) увидеть местность дальше, нужно вблизи найти более высокое место и подняться на него.)

Учитель напоминает, как важно уметь ориентироваться на местности и предлагает сориентироваться на местности с помощью компаса, т.е. определить в какой стороне горизонта находится от нас школа. Учащиеся вспоминают, как это можно сделать, с помощью чего. Учитель принимает предложения детей. Дети пробуют определить стороны горизонта по местным признакам (если есть таковые).

— Но как узнать, насколько верны эти местные признаки?

— Каким правилам ориентирования по местным признакам нужно следовать?

— Давайте проверим правильность определения сторон горизонта по местным признакам с помощью компаса!

— Кто расскажет нам правила пользования компасом?

Определение сторон горизонта по компасу.

— В каком направлении от нас находится школа?

Учитель уточняет, в каком направлении нужно идти, чтобы вернуться в школу, в каком направлении от школы дети шли на место проведения экскурсии.

Организуются тренировочные упражнения на местности – определяется, в какой стороне горизонта по отношению к месту стоянки детей находятся некоторые местные предметы (одиноко стоящие деревья, другие школьные сооружения, стоянка автобусов и т.п.).

Определение сторон горизонта с помощью шеста

Учитель подводит учащихся к шесту на площадке (в начале первого). Еще до полдня и в полдень по заданию учителя один из учеников отмечал длину тени, падающей от шеста. Учащиеся выясняют, какой это способ определения сторон горизонта, как этим способом пользоваться. Уточняется время.

— Что здесь еще не хватает?

Кто-то из учащихся сначала отмечает длину тени. Обращается внимание на увеличение длины тени после полудня. (Если экскурсия проводится в другое время, пользуются уже готовым отметками длины тени, сделанные учителем заранее.) Школьники определяют по длине тени стороны горизонта: ищут самую короткую тень, вспоминают, какая сторона горизонта находится в этом направлении (пишут на песке букву «С»),  выясняют, как называется противоположная сторона, как найти запад и восток. Все направления прочерчиваются на песке, подписываются стороны горизонта. На песке, таким образом, получаем схему, показывающую стороны горизонта. Затем школьники определяют промежуточные стороны горизонта, показывают их на схеме.

— Полученные данные сверяем с компасом.

Самостоятельная практическая работа в группах. Каждая группа отправляется на свое место работы и выполняет задания по определению местоположения указанных предметов. После выполнения работы нужно проверить полученные результаты, сверить данные по одним и тем же предметам. Выясняется причина различий в полученных результатах (дети находись в разном положении относительно одних и тех же предметов).

Подведение итогов.

— Чему вы сегодня научились на экскурсии?

— Где могут пригодиться умения ориентирования на местности?

— Что было самым сложным в работе? Почему?

— Что больше всего понравилось? Почему?

— Как вы себя чувствовали на экскурсии?

— Что помогало поддерживать хорошее настроение, желание работать?

— Какое растение вам больше всего понравилось в это время года? Почему?

— Давайте поблагодарим природу своими улыбками за подаренные нам приятные чувства, за прекрасную погоду, за солнечные лучики, согревавшие нас во время нашей экскурсии!

Все уроки в начальной школе

Смотрите также уроки:

План и масштаб

Земля на глобусе и карте

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика