Человек и мир. 3 класс. Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности

План-конспект урока по предмету «Человек и мир». 3 класс

способы ориентирования на местности

Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности

Цели урока:

— формировать представление о различных способах ориентирования на местности, содействовать осознанию учащимися того, что умения ориентирования на местности с помощью различных способов имеют важное практическое значение;

— развивать умение работать с учебником, познавательный интерес к изучению предмета;

— воспитывать желание изучать природу.

Оборудование: компас, таблица «Ориентирование по Солнцу», «Ориентирование по местным признакам», карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Психогимнастика «Солнышко»

— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают.

— Переключим внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

— Брюшное дыхание: представьте животик как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.

— Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

2. Проверка домашнего задания

— Если кто-то составил вопросы по теме, все вместе заслушиваем, ученики отвечают на них.

Учащиеся  выполняют задания (по вариантам) предложенные на доске:

На рисунке показана одна сторона горизонта. Обозначьте остальные основные и промежуточные стороны горизонта. Покажите на рисунке точкой расположение дерева, которое находится на северо-западе.

ориентирование на местности 3 класс

— Объясните, как вы выполняли задание. Все остальные проверяют себя.

3. Изучение новой темы

На доске записана тема урока Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности и план работы.

Учитель знакомит с задачами урока.

— Как вы думаете, что значит ориентироваться на местности?

— Для чего нужно уметь ориентироваться на местности?

Создание проблемной ситуации:

— Несколько ребят пошли в лес по грибы. Собирая грибы, зашли далеко в лес, туда, где раньше не были. Надо уже возвращаться домой. Ребята пошли, но вскоре поняли, что заблудились и дорогу домой найти не могут. Никто не знал, как ее искать. Как вы думаете, почему ребята заблудились?

— Почему они не смогли найти дорогу домой?

— Чему же нужно было научиться, прежде  чем идти в незнакомый лес?

— Вот на эти вопросы поможет дать ответ наш урок.

— Мы уже знаем, что люди придумали стороны горизонта, чтобы ориентироваться. Что же такое ориентирование на местности?

— Сверьте свои суждения с текстом учебника.

Физкультминутка «Мы веселые ребята»

— Я читаю одну строчку, вы слушаете меня и выполняете то, о чем я прошу, приговаривая «Солнечным осенним днем».

Мы танцуем возле клумбы (Дети: «Солнечным осенним днем» и делают танцевальные движения)

Так мы кружимся на месте, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и кружатся на месте.)

Так мы топаем ногами, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и топают ногами.)

Так мы хлопаем руками, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и хлопают в ладоши.)

А вот так мы моем руки, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и «моют руки».)

Так мы руки вытираем

И на солнце загораем!!! (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и поднимают головы вверх, навстречу солнцу.)

— Мы не случайно говорили о Солнце. Солнце не только дарит нам тепло и свет. Сегодня мы узнаем, как оно помогает нам ориентироваться на местности. Давайте прочитаем об этом в учебнике.

Тренировочная практическая работа:

— Представьте, что  настольная лампа показывает положение солнца в полдень. Повернитесь лицом в северную сторону. Покажите рукой, где будет запад, другой рукой – восток, повернитесь лицом к югу.

Учитель переносит лампу в противоположную часть класса.

— Покажите теперь мне основные стороны горизонта.

(Практическая работа, которая предложена в учебнике, выполняется на местности во время экскурсии. План экскурсии здесь)

— Говорят, что определение сторон горизонта по Солнцу ненадежный способ. Как вы думаете, почему?

— Самый надежный способ – определение сторон горизонта по компасу.

Практическая работа: знакомство с компасом. Чтение текста учебника о работе с компасом. Определение сторон горизонта и ориентирование с помощью компаса.

— Разделимся на 4 микрогруппы. Три микрогруппы готовят сообщение, а также рисунок, о том, как можно определить стороны горизонта по одному из местных признаков. Четвертая микрогруппа  работает над заданиями под рубрикой «Порассуждай».

Подведение итогов работы в микрогруппах (обращается внимание на значение знаний о правилах ориентирования по местным признакам, когда нет под рукой компаса или в пасмурный день).

4. Закрепление

Игра «Верно — неверно».

— Я зачитываю выражения, если вы с ним соглашаетесь, хлопайте в ладоши, если нет – машите руками.

– Самый надежный способ ориентирования — по компасу.

– В лесу в пасмурный день стороны горизонта можно найти с помощью местных признаков.

– По муравейнику или по стволу дерева всегда можно точно определить стороны горизонта.

– Муравейник, как правило, находится с южной стороны дерева.

– С южной стороны ветви на дереве реже, чем на северной.

– Если идти в лес в южном направлении, то возвращаться нужно в северном.

5. Подведение итогов

— У вас на партах лежат солнышки с разным настроением. Подымите то солнышко, которое отражает ваше настроение.

способы ориентирования на местности

6. Домашнее задание

Прочитать текст на стр. … учебника.

Задание для желающих: составить рассказ или нарисовать рисунок «Как могу я сориентироваться в лесу».

Перейти ко всем урокам в начальной школе!

Смотрите также уроки:

Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

Урок-экскурсия. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика