Человек и мир. 3 класс. Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности

План-конспект урока по предмету «Человек и мир». 3 класс

способы ориентирования на местности

Тема урока: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности

Цели урока:

— формировать представление о различных способах ориентирования на местности, содействовать осознанию учащимися того, что умения ориентирования на местности с помощью различных способов имеют важное практическое значение;

— развивать умение работать с учебником, познавательный интерес к изучению предмета;

— воспитывать желание изучать природу.

Оборудование: компас, таблица «Ориентирование по Солнцу», «Ориентирование по местным признакам», карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Психогимнастика «Солнышко»

— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают.

— Переключим внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.

— Брюшное дыхание: представьте животик как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.

— Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

2. Проверка домашнего задания

— Если кто-то составил вопросы по теме, все вместе заслушиваем, ученики отвечают на них.

Учащиеся  выполняют задания (по вариантам) предложенные на доске:

На рисунке показана одна сторона горизонта. Обозначьте остальные основные и промежуточные стороны горизонта. Покажите на рисунке точкой расположение дерева, которое находится на северо-западе.

ориентирование на местности 3 класс

— Объясните, как вы выполняли задание. Все остальные проверяют себя.

3. Изучение новой темы

На доске записана тема урока Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности и план работы.

Учитель знакомит с задачами урока.

— Как вы думаете, что значит ориентироваться на местности?

— Для чего нужно уметь ориентироваться на местности?

Создание проблемной ситуации:

— Несколько ребят пошли в лес по грибы. Собирая грибы, зашли далеко в лес, туда, где раньше не были. Надо уже возвращаться домой. Ребята пошли, но вскоре поняли, что заблудились и дорогу домой найти не могут. Никто не знал, как ее искать. Как вы думаете, почему ребята заблудились?

— Почему они не смогли найти дорогу домой?

— Чему же нужно было научиться, прежде  чем идти в незнакомый лес?

— Вот на эти вопросы поможет дать ответ наш урок.

— Мы уже знаем, что люди придумали стороны горизонта, чтобы ориентироваться. Что же такое ориентирование на местности?

— Сверьте свои суждения с текстом учебника.

Физкультминутка «Мы веселые ребята»

— Я читаю одну строчку, вы слушаете меня и выполняете то, о чем я прошу, приговаривая «Солнечным осенним днем».

Мы танцуем возле клумбы (Дети: «Солнечным осенним днем» и делают танцевальные движения)

Так мы кружимся на месте, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и кружатся на месте.)

Так мы топаем ногами, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и топают ногами.)

Так мы хлопаем руками, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и хлопают в ладоши.)

А вот так мы моем руки, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и «моют руки».)

Так мы руки вытираем

И на солнце загораем!!! (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и поднимают головы вверх, навстречу солнцу.)

— Мы не случайно говорили о Солнце. Солнце не только дарит нам тепло и свет. Сегодня мы узнаем, как оно помогает нам ориентироваться на местности. Давайте прочитаем об этом в учебнике.

Тренировочная практическая работа:

— Представьте, что  настольная лампа показывает положение солнца в полдень. Повернитесь лицом в северную сторону. Покажите рукой, где будет запад, другой рукой – восток, повернитесь лицом к югу.

Учитель переносит лампу в противоположную часть класса.

— Покажите теперь мне основные стороны горизонта.

(Практическая работа, которая предложена в учебнике, выполняется на местности во время экскурсии. План экскурсии здесь)

— Говорят, что определение сторон горизонта по Солнцу ненадежный способ. Как вы думаете, почему?

— Самый надежный способ – определение сторон горизонта по компасу.

Практическая работа: знакомство с компасом. Чтение текста учебника о работе с компасом. Определение сторон горизонта и ориентирование с помощью компаса.

— Разделимся на 4 микрогруппы. Три микрогруппы готовят сообщение, а также рисунок, о том, как можно определить стороны горизонта по одному из местных признаков. Четвертая микрогруппа  работает над заданиями под рубрикой «Порассуждай».

Подведение итогов работы в микрогруппах (обращается внимание на значение знаний о правилах ориентирования по местным признакам, когда нет под рукой компаса или в пасмурный день).

4. Закрепление

Игра «Верно — неверно».

— Я зачитываю выражения, если вы с ним соглашаетесь, хлопайте в ладоши, если нет – машите руками.

– Самый надежный способ ориентирования — по компасу.

– В лесу в пасмурный день стороны горизонта можно найти с помощью местных признаков.

– По муравейнику или по стволу дерева всегда можно точно определить стороны горизонта.

– Муравейник, как правило, находится с южной стороны дерева.

– С южной стороны ветви на дереве реже, чем на северной.

– Если идти в лес в южном направлении, то возвращаться нужно в северном.

5. Подведение итогов

— У вас на партах лежат солнышки с разным настроением. Подымите то солнышко, которое отражает ваше настроение.

способы ориентирования на местности

6. Домашнее задание

Прочитать текст на стр. … учебника.

Задание для желающих: составить рассказ или нарисовать рисунок «Как могу я сориентироваться в лесу».

Перейти ко всем урокам в начальной школе!

Смотрите также уроки:

Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по Солнцу, компасу. Ориентирование по местным природным признакам

Урок-экскурсия. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика