Как правильно читать сказки? (часть 1)

Вы, должно быть, читаете детям сказки и нередко задумываетесь, а как читать сказки детям правильно, на чем ставить сильный акцент, где задать вопрос, где ускорить чтение, а где, наоборот, замедлить. В данной статье про особенности художественного чтения сказок вы узнаете о методике чтения сказок.

Сказка – самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Ребят привлекает яркость образов, выразительность характеров персонажей, занимательный сюжет. Слушая сказки, дети становятся как бы участниками происходящих в них фантастических событий.

Как читать сказки? Методическая литература рекомендует читать сказку так, чтобы у ребят создавалось впечатление, будто рассказывается только что придуманная история. Ведь дети предпочитают слушать сказки, когда их рассказывают, а не читают.

Младшие школьники непроизвольно идентифицируют себя с ее героями, сопереживают им. Поэтому очень важно в процессе исполнения сказки манерой чтения показать, что действие доведено до конца, т.е. до полной победы добра над злом, жизни над смертью, любви над ненавистью, ума над глупостью. Финал сказки должен быть интонационно окрашен передачей состояния торжества справедливости, воплощения надежд, исполнения желаний, свершившегося праздника, радости и счастья.

Тексты сказок способствуют развитию речи учеников, поскольку служат первичным и самым доступным образцом художественного слова. Содержание сказки в наибольшей степени соответствует психолого-педагогическим особенностям развития детей младшего школьного возраста, миру детских ценностей, представлений, наглядно-образному типу мышления, памяти, непроизвольному характеру усвоения информации.

Учебные программы предусматривают ознакомление младших школьников с особенностями сказки как жанра, со спецификой ее фабулы (сюжета), идеи, персонажей. Сказку от реалистических литературных произведений отличают художественно-фантастические образы и вымысел, соответствующие анималистическим взглядам на происхождение мира (вера в существование душ и духов), мистическое одушевление сил природы.

Композиционная структура сказки содержит ряд характерных компонентов, соответствующих закономерностям развития драматургического действия этого жанра: зачин, повторы, введение которых обусловлено появлением в линии сюжета новых действующих лиц, деталей, обстоятельств, кульминация, развязка, финал.

При обучении младших школьников выразительному чтению учителю необходимо уделять большое внимание раскрытию композиционных и языковых особенностей сказок, выявлению отличий этого жанра от других художественных произведений. Это очень важно в методике чтения сказки.

Чтение сказок характеризуют возвышенность, таинственность, мягкость, искренность тона. Чем больше в сказке вымысла, тем труднее добиться естественности, убедительности и правдоподобия при передаче голосом фантастических явлений, характеров сказочных героев, их поступков, мыслей, чувств, желаний, что зависит от индивидуальной позиции чтеца, уровня его интеллектуального и эстетического развития, исполнительской трактовки образов.

В начальных классах дети изучают сказки про животных, волшебные и бытовые. Для их усвоения на уроках можно проводить беседы, выборочное чтение, словесное рисование, составление плана, чтение в лицах, рассказывание сказки, инсценирование, драматизацию, составление сказки по аналогии с ранее прочитанной и т.д.

Бытовые сказки читаются и анализируются как реалистические произведения. В процессе подготовки к выразительному чтению бытовой сказки дети должны понять ее образы, раскрыть характеры персонажей. В ходе подготовительной работы важно подвести учеников к осознанию роли художественных и выразительных средств, ведущей идеи и основной мысли произведения.

В сказках про животных в аллегорической форме отражаются межличностные взаимоотношения людей в сфере социального взаимодействия, их жизненный опыт. Младшие школьники осознают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета (лиса и журавль на самом деле не ходят в гости друг к другу), однако непроизвольно воспринимают содержание произведения и в течение продолжительного времени остаются под воздействием впечатлений от сказочных событий. Поэтому в процессе рассказывания сказки важно не разрушить архитектонику образов ее вымышленного мира.

Анализ текста бытовых сказок и сказок про животных аналогичен разбору реалистического произведения. Все виды заданий на уроках чтения должны помочь учащимся воспринять содержание сказки. Так, специально поставленные вопросы: какова главная мысль сказки? Почему это произведение называется сказкой? – способствует правильному осознанию развития сюжета, мотивов поведения и взаимоотношений персонажей. Можно предложить детям чтение текста сказки по ролям.

Для сказок, персонажами которых выступают явления природы, предметы, деревья, характерна реальная основа – смена времен года, факты и события, происходящие в объективно существующей действительности. Фантастическими в них являются диалоги животных и птиц, предметов и природных явлений.

Дети младшего школьного возраста осознают границу между реальностью и вымыслом. Описание природы в сказках способствует становлению у школьников объективных представлений об окружающей действительности, природе, мироздании, развитию логического мышления и связной контекстной речи. Дети учатся рассказывать о природных явлениях, используя художественные образы языка сказок.

Происхождение волшебных сказок восходит к самым древним языческим культурам и отражает особенности мифологического мышления и анимистического восприятия действительности нашими предками. В волшебных сказках мифологические представления, символы, надежды и фантазии народа воплощены в фантастических образах, действиях и предметах.

Художественный вымысел в волшебных сказках связан с действием высших сил, свершением фантастических событий и является одним из литературных средств создания магического мира. Так как в волшебных сказках герои взаимодействуют с одушевленными предметами, природными явлениями, обладающими мистической силой, а также с животными, выполняющими человеческие функции, то в ходе анализа текста сказки необходимо определить, на что направлено действие волшебных лиц, кто их использует и для чего, как они помогают сказочным персонажам.

Читать Особенности художественного чтения сказок (часть 2)

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

9 комментариев на “Как правильно читать сказки? (часть 1)”

  • Елена says:

    Вот давно я думала. что правильнее рассказывать, а не читать. Не люблю я так. Я смотрю на картинку и описываю события. Каждый раз по разному выходит. Красота! Мои аж рот раскрывают. но к анализу…после прочтения уже у меня язык заплетается и глаза закрываются.
    На что меня может хватить , так это на обсуждение перед сном каких то событий дня, поступков(лучше хороших, но бывает по вопросам детей и плохих).
    Интересная тема. Таня, спасибо!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Елена, вы чудесны! Конечно, все методы работы со сказкой в один присест и не осилишь. Да и того, что вы не просто считываете текст, а импровизируете, уже достаточно! Браво!

      Ответить
  • Тамара says:

    Соседка на меня посмотрела так, будто я с луны свалилась, когда я ей сказала, что детям читаю сказки и потом мы их обсуждаем.

    Дети должны получить долю волшебства. А когда это лучше всего? Когда люди, которым они доверяют, преподносят им это волшебство в виде сказки.

    Судьба детей соседки не удалась. А жаль, было всё так возможно.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Знаете, если бы на меня соседка так посмотрела, я бы, наверное, ответила ей тем же взглядом и невинно бы спросила: А вы что — не занимаетесь со своими детьми!? Иногда вот такой невинно-удивленный ответ может человеку даже мозги вправить 🙂

      Ответить
  • Ольга Кутуева says:

    Ска3ки очень важны для детей! Посредством ска3ок малыши у3нают многое о человеческих отношениях, мире, добре и 3ле. Очень хорошо, когда все обсуждается и анали3ируется. Вообще, часто так бывает, что малыш просто ничего не понял или не понял что-то конкретное, в3рослый объясняет, и все становится на свои места.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Да и вопросы взрослого к ребенку во время или после прочтения сказки задаются ведь не для того, чтобы спросить, а для того, чтобы выяснить, все ли ребенку понятно. И правда, в сказках дети первее чем где узнают, как поступать. И перенимают на себя модель поступков и отношений. Не зря ведь дети обычно видят себя в добрых героях.

      Ответить
  • Светлана says:

    У меня сыну уже 9 лет, вроде бы уже не маленький и прекрасно умеет читать сам, но на ночь я ему все равно читаю сказки, это сближает.. И наверное развивает, так как мы говорим, мы вместе, и я хоть немного понимаю, что творится у него в голове.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Здорово. С удовольствием читаю вот такие откровения. Это приятно. Совместные дела, занятия, и вообще совместное времяпрепровождение, конечно, сближают. Так что это касается и чтения.

      Ответить
  • Особенности чтения волшебных сказок бытовых сказок о животных says:

    […] Источник […]

    Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика