Как правильно читать былины + Пословицы и поговорки о богатырях

Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.

Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:

«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…

Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:

Как читать былины?

Ответ:

1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!

2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения. Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.

Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.

Как это сделать:

— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).

— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.

Вспомогательный материал при работе с былинами:

1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.

2. Можно лепить из пластилина героев повествования.

пословицы и поговорки о богатырях

3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!

пословицы и поговорки о богатырях

4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.

5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.

6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).

Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!

А ведь читать былины полезно: и для развития мышления, и для развития речи, и для ознакомления с прошлым своего народа. Кроме того, в былинах отражено большое количество народной мудрости.

И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.

Пословицы и поговорки о богатырях

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

12 комментариев на “Как правильно читать былины + Пословицы и поговорки о богатырях”

  • Рита says:

    Возможно, былины хорошо читать на ночь — медленное чтиво как раз для усыпления 🙂

    Ответить
  • Наташа says:

    Нашу не уторкаешь Спасибо за статью ,может действительно былинами брать

    Ответить
  • Искандер says:

    Помню, что и в школе былины было не легко изучать и никто этому не учил. Спасибо за практические подсказки!

    Ответить
  • Татьяна says:

    Да, былины, по-моему. учить — тяжело, читать-легко.. спасибо.

    Ответить
  • irina-se says:

    даже в начальной школе уроки о былинах не просто идут, вот бы родители вняли вашим советам)) увы, сейчас чтение мамой книжки, обсуждение прочитанного, во многих семьях большая редкость.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      К сожалению… А ведь это так важно! Пусть в школе учителя и стараются, но у них там целый класс детей, и всем уделить внимание не получается как ни старайся. Поэтому так важно, чтобы и родители сами принимали участие в развитии ребенка, а не взваливали все на школу. Это же не на школе скажется, а на ребенке!!!

      Ответить
  • Мария (учимся играя) says:

    Я начала читать Даше былины. когда ей еще годика не было, просто потому что я хоетла, чтобы она услышала этот мелодичный слог.
    В какой-то моменты она стала просить почитать их, как сказки. А когда я писала курс по истории Древней Руси, то сделала целый цикл игр по былинам и вот эти тематические игры нравятся Даше больше всего. в них мы и читаем и играем и перевоплощаемся и рисуем и лепим и елаем логические задачки про богатырей. И она даже выбрала любимого богатыря, Алешу Поповича

    Ответить
  • Ольга Фомина says:

    Мне почему-то понравилась идея читать былины перед сном: думается, былинный слог очень благоприятен именно для вечера, перед сном… наверное, и сны будут хорошие)

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Да, уснуть под такой слог хорошо 🙂
      Если касается детей, то перед сном должен читать только родитель, выдерживая размеренную, спокойную мелодичную интонацию. Тогда это действительно будет приятно убаюкивать.

      Ответить
  • Инна says:

    Былины, действительно перед сном лучше пойдут. Основательный у вас подход к изучению. Главное ребенка заинтересовать.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Это точно. Без интереса никуда.

      Ответить
  • Александр says:

    Все нужно пробовать и тогда может получиться сочетание приятного и полезного.

    Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика