Как правильно читать былины + Пословицы и поговорки о богатырях
Былины – это один из самых древних жанров литературы. Это старинные сказания, в которых сохранились воспоминания народа о далеком прошлом: о войнах с врагами народа, о борьбе трех всем нам известных богатырей с чудовищами и разбойниками, о легендарных героях, совершивших подвиги во имя народа.
Читать былины ребенку сложнее, чем другие жанры литературы: сказки, стихотворения, рассказы. Сразу же поясним, почему так: в этих сказаниях (в отличие от других жанров) нет динамики, т.е. они рассчитаны на медленное, спокойное чтение. Здесь очень вдумчивая структура текста, слишком подробное описание всего. А ребенок любит быструю смену действий. У ребенка КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ, т.е. он мыслит образами. Следовательно, для того чтобы перед ним возникла картинка происходящего в сказке, хватит одной фразы. Например, «снесла курочка яичко» — и сразу образ! Не так ли? А чтобы при чтении былины возник образ, понадобится гораздо больше слов:
«Во стольном городе во Киеве,
А у ласкового князя у Владимира,
Заводился у князя почестный пир
А на многи князя, на бояра
И на все поляницы удалые.
Все на пиру напивалися,
Все на пиру наедалися,
Все на пиру да пьяны-веселы»…
Из этого следует и то, что ребенку не нравится читать произведения такого жанра, для него это сложно и неинтересно. Возникает вопрос:
Как читать былины?
Ответ:
1) надо насытить их образами так, чтобы ребенок привык к их сложному языку!
2) надо проработать все!!! непонятные слова и выражения. Ведь в былинах используется много слов устаревших для создания образы старины, а теперь эти слова не используются. Ребенок должен понимать, о чем речь идет. И для этого надо понимать слова.
Только по проработке данных шагов ребенок будет готов к полноценному чтению и восприятию былин.
Как это сделать:
— Первое чтение былины должно быть образцовым (либо читает взрослый, либо звучит чтение диктора).
— Найти и объяснить все непонятные слова и выражения.
Вспомогательный материал при работе с былинами:
1. Рисовать картинки: богатырей, князя, войска и т.д. Но перед этим прочитать те строки, которые помогут нам представить эту картину, а затем сформулировать мысль более простыми, понятными ребенку словами, чтобы сразу возник образ.
2. Можно лепить из пластилина героев повествования.
3. Можно подготовить для ребенка рисунки, а он пусть подберет, к каким строкам они подходят. А если эти рисунки черно-белые, пусть он их еще и разукрасит!
4. Попробовать устроить домашний спектакль из игрушек на былину. Озвучивать речь героев, сперва упрощая ее, а потом как есть, со сложными оборотами. Это, кстати поможет в развитии речи вашего ребенка.
5. Поиграть в ролевую игру, например: «Ты богатырь, а я – Соловей-разбойник». Это поможет сделать сюжет более динамичным.
6. Кроме всего вышеперечисленного после прочтения былины для облегченного ее понимания посмотрите с ребенком ее экранизацию (мультфильм).
Все эти способы помогут вам приблизить ребенка к миру литературы и показать ему, насколько увлекателен такой жанр как былины!
А ведь читать былины полезно: и для развития мышления, и для развития речи, и для ознакомления с прошлым своего народа. Кроме того, в былинах отражено большое количество народной мудрости.
И вам на десерт я приготовила такую картинку: Пословицы и поговорки о богатырях.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Возможно, былины хорошо читать на ночь — медленное чтиво как раз для усыпления 🙂
Нашу не уторкаешь Спасибо за статью ,может действительно былинами брать
Помню, что и в школе былины было не легко изучать и никто этому не учил. Спасибо за практические подсказки!
Да, былины, по-моему. учить — тяжело, читать-легко.. спасибо.
даже в начальной школе уроки о былинах не просто идут, вот бы родители вняли вашим советам)) увы, сейчас чтение мамой книжки, обсуждение прочитанного, во многих семьях большая редкость.
К сожалению… А ведь это так важно! Пусть в школе учителя и стараются, но у них там целый класс детей, и всем уделить внимание не получается как ни старайся. Поэтому так важно, чтобы и родители сами принимали участие в развитии ребенка, а не взваливали все на школу. Это же не на школе скажется, а на ребенке!!!
Я начала читать Даше былины. когда ей еще годика не было, просто потому что я хоетла, чтобы она услышала этот мелодичный слог.
В какой-то моменты она стала просить почитать их, как сказки. А когда я писала курс по истории Древней Руси, то сделала целый цикл игр по былинам и вот эти тематические игры нравятся Даше больше всего. в них мы и читаем и играем и перевоплощаемся и рисуем и лепим и елаем логические задачки про богатырей. И она даже выбрала любимого богатыря, Алешу Поповича
Мне почему-то понравилась идея читать былины перед сном: думается, былинный слог очень благоприятен именно для вечера, перед сном… наверное, и сны будут хорошие)
Да, уснуть под такой слог хорошо 🙂
Если касается детей, то перед сном должен читать только родитель, выдерживая размеренную, спокойную мелодичную интонацию. Тогда это действительно будет приятно убаюкивать.
Былины, действительно перед сном лучше пойдут. Основательный у вас подход к изучению. Главное ребенка заинтересовать.
Это точно. Без интереса никуда.
Все нужно пробовать и тогда может получиться сочетание приятного и полезного.
[…] Источник […]
[…] Источник […]
[…] Источник […]