Как правильно читать сказки? (часть 2)

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Друзья, чтение сказок детям – это очень ответственное занятие, и его надо выполнять, осознавая это. В предыдущей статье Особенности художественного чтения сказок (часть 1) я начала рассказывать вам, как читать сказки детям. Приглашаю вас начать изучать вопрос именно с первой части, так как там освещено немало важных моментов.

Особенности художественного чтения сказок

Теперь продолжим:..

Особенности художественного чтения сказок или Как читать сказки детям и с детьми?

Подготовка детей к художественному чтению сказок состоит из двух этапов. Первый этап – подготовительный. Он включает:

1)      Ознакомление с содержанием сказки;

2)      Внимательное повторное чтение;

3)      Определение основных черт характеров героев и направлений развития сказочного сюжета;

4)      Разработку партитуры чтения.

Второй этап – исполнительский. Он представляет собой непосредственный процесс художественного чтения сказки вместе с детьми.

После первоначального ознакомления с текстом в процессе повторного чтения выполняется идейно-тематический анализ: уточняются идея сказки, ее тема, структура сюжета, цель (сверхзадача) исполнения.

Учитель может рассказать сказку, отчетливо выделяя различным тональным окрашиванием фрагменты текста, чтобы интонационной динамикой тона речи раскрыть чувства, переживаемые героями.

Приведем примерное содержание работы с детьми, направленной на их подготовку к выразительному чтению сказки:

1) Обобщающая беседа с целью проверки первичного восприятия сказки и ее подготовки к выразительному чтению.
2) Чтение учащимися текста по частям и анализ каждой части. Это поможет детям лучше понять содержание и художественные образы произведения. Разработка выразительных средств и характеристика литературного языка сказки. Составление партитуры чтения.
3) Подготовка детей к чтению и рассказыванию сказки: составление плана, подбор заглавий к каждой части, определение цели и основной мысли к каждой части.
4) Чтение сказки по ролям: выявление и исполнение слов автора и слов героев для развития у детей первоначальных умений передачи повествовательного тона чтения и прямой речи.
5) Выразительное чтение сказки учащимися.

После художественного чтения или рассказывания сказки учитель может выяснить, чем сказка понравилась детям, какие фрагменты ее содержания близки их жизненному опыту, известны ли им еще сказки с подобным содержанием и смыслом.

6) Подбор пословиц и поговорок к содержанию сказки.

Интонация при чтении сказки детям

Особенности художественного чтения сказок заключаются и в том, что при чтении сказки детям следует использовать словесные описания действий, основные интонационные формы, голосом выделять ключевые слова с помощью изменения их регистра, привлекать внимание слушателей при помощи замедления или ускорения темпа речи, постановки пауз, повышения или понижения тона и силы голоса. Большое значение имеет оправданное применение жестов и мимики.

В ходе исполнения зачина («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.д.) рекомендуется замедлить темп речи и увеличить силу звучания голоса для привлечения внимания слушателей к началу действия. Интонация при этом должна носить оттенок таинственности и загадочности, что способствует активизации интереса детей к содержанию сказки.

При чтении завязки – начала развития действия в фабуле сказки – увеличивается громкость голоса, интонационно подчеркиваются ключевые слова и, в зависимости от контекста, замедляется или ускоряется темп речи.

Исполнение повторов сопровождается ярко выраженным ускорением темпа речи и уменьшением силы звучания голоса, так как на этих элементах нецелесообразно фиксировать внимание слушателей, отвлекая их от восприятия основной линии сюжета. В ходе чтения последнего повтора сказки, предшествующего контрастной идее, за которой следует развязка действия, возможно замедление темпа речи и незначительное усиление силы звучания голоса.

Интонационное воспроизведение кульминации отличается повышением голоса и замедление темпа речи, что говорит ребятам о том, что логика развития действия в сюжете достигла апогея, после чего следует развязка или завершение.

Как правило, исполнению развязки свойственны замедление темпа речи и ее эмоциональное тонирование, а также понижение громкости звучания голоса в соответствии со смыслом текста.

Последние фразы сказки, финал, произносятся в замедленном темпе, их исполнение может приобретать характер таинственности, мягкости, сострадания, иронии в зависимости от смысловой нагрузки концовки сказки.

Для того чтобы дети поняли смысл сказки, необходимо раскрыть все противопоставления (контрасты), представленные в ее содержании. Так, сказочные герои часто группируются по принципу антитезы (Золушка – добрая и трудолюбивая, а мачеха ее – злая и ленивая и т.д.). Это дает учителю возможность в самом начале знакомства с текстом обучить ребят приемам создания характеристики действующих лиц и воспроизведения ее особенностей в звучащей речи, то есть тонирования.

Высказывания положительных сказочных героев передаются в звучащей речи посредством повышения тона, отрицательных – понижения; звучание голоса в высоких регистрах применяется для воспроизведения речи небольших животных, анимистических существ и предметов (мыши, лягушки, муравья и др.), использование низких звуковых регистров – для передачи слов сказочных персонажей значительной величины (слона, медведя, великана, богатыря и др.). Воплощение характеров действующих лиц сказки посредством голосового воспроизведения их высказываний в процессе чтения способствует развитию у детей навыков восприятия и передачи темпоральных и ритмических особенностей устной речи.

Характеристика всех героев сказок, разработанная на основе анализа действий, поведения, высказываний и поступков персонажей, способствует установлению в детском сознании логических и ассоциативных взаимосвязей между словами и называемыми ими понятиями, а следовательно, и формированию первичных представлений детей о номинативной (назывной) функции слова.

Как видите, чтение сказок детям и с детьми заслуживает особого внимания. И я думаю, если изначально начинать с ребенком вот такое осознанное и правильное чтение, то у вас даже не будет возникать вопрос: почему ребенок не любит читать.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий ;) Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

KidStore Издательство «МИФ» La Redoute spim.ru

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Комментарии (10) на “Как правильно читать сказки? (часть 2)”

  • Сергей:

    Чтение сказок — это настоящее искусство.

    Ответить
    • Татьяна Саксон:

      Согласна! И нам надо этому искусству учиться. И тогда это будет уже не просто чтением сказки, а волшебством, происходящим на глазах у ребенка!

      Ответить
  • Лана:

    Когда я читаю сказку своему ребенку, муж смеется и поддевает, что типа началось представление…Но, если ты сам не впечатлился сказкой, как ребенку-то впечатлиться..

    Ответить
    • Татьяна Саксон:

      Бывает, что ты не впечатлен, а ребенку нравится все же. Иногда даже в процессе чтения или обсуждения сказки ребенок меняет отношение самого взрослого к сказке. Но в целом, многое все же зависит от взрослого. От нас зависит, полюбит ли ребенок сказки как свой первый жанр и чтение вообще.

      Ответить
  • Татьяна:

    Раньше мне тяжеловато было читать сказки :)) Потом втянулась, расслабилась и сейчас читаю с выражением и с интонациями и со всякими жестами :))) Вместе и ахаем, и охаем, и хохочем!

    Ответить
  • Ольга:

    Да, чтение детям нравится выразительное. Получается театр одного актера (мамы), которая заражает своим энтузиазмом)))

    Ответить
  • Анатолий:

    У нас дети слушают сказки, особенно на ночь перед сном. Они и спать не могут, пока им сказку не прочтешь.

    Ответить
    • Татьяна Саксон:

      Ой, у меня это сейчас такая радость! Дочка проявила, наконец, интерес к чтению! Она и раньше слушала меня, книжки смотрела. Но теперь ее привлекает именно само мое чтение, а не книжка как предмет! С утра просыпается — и сразу несет мне книжку. Вечером перед сном про книжку обязательно напоминает. Это так радостно, так приятно. И читаем с таким интересом, что просто не оторваться :)

      Ответить
  • Инна:

    У меня сынок уже сам хорошо читает, но все равно очень любит, когда я ему читаю сказки. Слушание — особое удовольствие)

    Ответить
    • Татьяна Саксон:

      Согласна. Даже когда детки уже сами читают неплохо, все равно надо и самим для них читать. Это так приятно, и нам, и детям.

      Ответить

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Bobber
Kinderly
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика