Простые текстовые арифметические задачи (их классификация, примеры и способы решения)
Учителю начальных классов просто необходимо знать, какие имеются виды задач. Сегодня вы узнаете про простые текстовые арифметические задачи. Простые текстовые арифметические задачи — это задачи, которые решаются одним арифметическим действием. Когда мы читаем задачу, мы автоматически соотносим ее с каким либо видом, а тут уже сразу легко становится понятно, каким действием ее надо решать.
Я предоставлю вам не только саму классификацию простых текстовых задач, но и приведу их примеры, а также расскажу про решение текстовых задач арифметическим способом. Все примеры я взяла из учебников математики для 2 класса (ч.1, ч.2), по которым обучаются в школах Беларуси.
Все простые арифметические задачи подразделяют на две большие группы:
— АД I (+/-), то есть те, которые решаются арифметическими действиями первого порядка (сложением или вычитанием);
— АД II (*/:), то есть те, которые решаются арифметическими действиями второго порядка (умножением или делением).
Рассмотрим первую группу простых текстовых арифметических задач (АД I):
1) Задачи, раскрывающие конкретный смысл сложения (+)
пример 1:
В соревнованиях по бегу приняли участие 4 девочки и 5 мальчиков. Сколько учеников из класса участвовало в соревнованиях?
пример 2:
После того, как Саша решил 9 примеров, ему осталось решить еще 3 примера. Сколько всего примеров нужно было решить Саше?
Решаются такие задачи сложением: a+b=?
2) Задачи, раскрывающие конкретный смысл вычитания (-)
пример 1:
Мама испекла 15 пирожков. Сколько пирожков осталось после того, как съели 10 пирожков?
пример 2:
В банке было 15 стаканов сока. За обедом выпили 5 стаканов. Сколько стаканов сока осталось?
Решаются такие задачи вычитанием: a-b=?
3) Задачи на взаимосвязь между компонентами и результатом действия сложения или вычитания:
а) на нахождение неизвестного 1-го слагаемого (?+а=b)
пример:
Мальчик положил в коробку 4 карандаша. Там их стало 13. Сколько карандашей было в коробке первоначально?
Чтобы решить эту задачу, надо от результата действия отнять известное 2-е слагаемое: b-a=?
б) на нахождение неизвестного 2-го слагаемого (a+?=b)
пример:
В кастрюлю и чайник налили 13 стаканов воды. Сколько стаканов воды налили в чайник, если в кастрюлю налили 5 стаканов?
Задачи такого типа решаются вычитанием, от результата действия отнимается известное 1-е слагаемое: b-a=?
в) на нахождение неизвестного уменьшаемого (?-а=b)
пример:
Ольга собрала букет. В вазу она поставила 3 цвета, и у нее осталось 7 цветов. Сколько цветов было в букете?
Арифметическим способом решение текстовых задач данного типа производится сложением результата действия и вычитаемого: b+a=?
г) на нахождение неизвестного вычитаемого (а-?=b)
пример:
Купили 2 десятка яиц. После того как несколько яиц взяли для выпечки, осталось 15. Сколько яиц взяли?
Эти задачи решаются вычитанием: от уменьшаемого отнимаем результат действия: а-b=?
4) Задачи на уменьшение / увеличение на несколько единиц в прямой, косвенной форме
примеры задач на уменьшение на несколько единиц в прямой форме:
В одной коробке было 20 кг бананов, а во второй — на 5 меньше. Сколько килограммов бананов было во второй коробке?
Первый класс собрал 19 ящиков яблок, а второй — на 4 ящика меньше. Сколько ящиков яблок сорвал второй класс?
Эти задачи решаются вычитанием (a-b=?)
Примеров задач на уменьшение в косвенной форме, а также на увеличение в прямой или косвенной форме в учебнике 2-го класса по математике я не обнаружила. Если будет необходимость, пишите в комментариях — и я дополню статью собственными примерами.
5) Задачи на разностные сравнения
пример 1:
Масса гуся — 7 кг, а курицы — 3 кг. На сколько килограммов масса курицы меньше массы гуся?
пример 2:
В первой коробке 14 карандашей, а во второй — 7. На сколько больше карандашей в первой коробке, чем во второй?
Решение текстовых задач на разностные сравнения производится вычитанием от большего числа меньшего.
Мы закончили разбираться с простыми текстовыми арифметическими задачами 1 группы и переходим к задачам 2 группы. Если вам было что-либо непонятно, спрашивайте в комментариях.
Вторая группа простых текстовых арифметических задач (АД II):
1) Задачи, раскрывающие конкретный смысл умножения
примеры:
Сколько ног у двух собак? У трех собак?
Возле дома стоят три машины. У каждой машины по 4 колеса. Сколько колес у трех машин?
Данные задачи решаются умножением: a*b=?
2) Задачи, раскрывающие конкретный смысл деления:
а) по содержанию
примеры:
10 пирожных раздали детям, по два каждому. Сколько детей получили пирожные?
В пакетах по 2 кг находится 14 кг муки. Сколько таких пакетов?
В этих задачах мы узнаем, сколько частей получилось с равным содержанием.
б) на равные части
примеры:
Полоску длиной 10 см разрезали на две равные части. Какой длины каждая часть?
Нина разложила 10 пирожных на 2 тарелки поровну. Сколько пирожных на одной тарелке?
А в этих задачах мы узнаем, каково содержание одной равной части.
Как бы то ни было, все эти задачи решаются делением: a:b=?
3) Задачи на взаимосвязь между компонентом и результатом действий умножения и деления:
а) на нахождение неизвестного первого множителя: ?*а=b
Собственный пример:
В нескольких коробках по 6 карандашей. Всего в коробках 24 карандаша. Сколько коробок?
Решается делением произведения на известный второй множитель: b:a=?
б) на нахождение неизвестного второго множителя: а*?=b
пример:
В кафе за один столик можно посадить 3 человека. Сколько таких столиков будет занято, если туда придут 15 человек?
Решается делением произведения на известный первый множитель: b:a=?
в) на нахождение неизвестного делимого: ?:а=b
Собственный пример:
Коля принес в класс конфеты и поделил их поровну между всеми учениками. В классе 16 детей. Каждый получил по 3 конфеты. Сколько конфет принес Коля?
Решается умножением частного на делитель: b*a=?
г) на нахождение неизвестного делителя: а:?=b
Собственный пример:
Витя принес 44 конфеты в класс и поделил их поровну между всеми учениками. Каждый получил по 2 конфеты. Сколько учеников в классе?
Решается делением делимого на частное: а:b=?
4) Задачи на увеличение / уменьшение в несколько раз в прямой или косвенной форме
В учебнике 2 класса примеров подобных текстовых арифметических задач не найдено.
5) Задачи на кратное сравнение
Решаются делением большего на меньшее.
Друзья, вся вышеизложенная классификация простых текстовых задач — это лишь часть большой классификации всех текстовых задач. Кроме того, имеются еще задачи на нахождение процентов, о которых я вам не рассказала. Обо всем этом вы можете узнать из данного видео:
Я надеюсь, что данная классификация, а также мои подсказки по решению текстовых задач арифметическим способом вам пригодятся! До новых встреч! Не забывайте заглядывать в мою методическую копилку, а также на страничку с конспектами уроков в начальной школе!
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Все просто и понятно. Я заменяю в началке лишь иногда, но тогда уже поздно бывает во всем разбираться.
Ну да, тогда надо приловчиться хотя бы по программе все отработать. Но у меня было время, когда и мне приходилось подменять учителя без предварительной подготовки. Если есть опыт, то даже не готовясь по пунктам провести урок на высоте и объяснить ребенку что-то просто. Вот не разбираясь в задачах, будет сложно сразу объяснить. А имея эту информацию в голове, человек может ее вспомнить именно тогда, когда надо. Для того я и выдаю эту инфу, чтобы она в голове отложилась и пригодилась.
Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся записывать план решения задачи и экономить время.
В статье анализируются способы решения простых текстовых задач младшими школьниками с различным уровнем умственного развития. Приведена статистика успешности решения разных видов простых задач детьми с различным уронем умственного развития. Даются рекомендации по использованию задач при диагностике уровня умственного развития детей.