Как выучить стихотворение: легко, быстро, просто — разные способы
Здравствуйте, мои дорогие! В этой статье я расскажу вам о пяти способах заучивания стихотворений. Эти способы все до единого были испробованы на практике, и уже известно, что они работают. Я начну со способа, который подходит самым маленьким, а потом перейду к методам запоминания для детей постарше.
Итак, как выучить стихи:
Способ 1. Заменяем слово картинкой
Этот способ, как я уже говорила, подходит самым маленьким. Как все это происходит: взрослый пишет на большом листе (учитель — на доске) стихи. Для самых маленьких желательно, чтобы это было четверостишие, а не длинное стихотворение. Дальше взрослый читает ребенку стихотворение, чтобы тот знал, с какой интонацией оно читается. После этого они читают стихотворение вместе, а затем ребенок читает один. Потом ребенок закрывает глаза, а взрослый закрывает одно слово подходящей картинкой. И ребенок снова читает все стихотворение так, как оно было изначально. С каждым разом закрывается еще одно слово картинкой. В конце ребенок читает стихотворение только по картинкам и тем словам, которые невозможно заменить (союзы, предлоги и другие слова, к которым вы не смогли подобрать картинку). После такой проделанной работы ребенок сможет рассказать стихи по памяти. Посмотрите на примере стихотворения Агнии Барто «Грузовик».
Способ 2. Убираем слово
Данный способ похож на предыдущий, только слово не заменяется картинкой, а закрывается или стирается. В данном случае к концу не остается ни одного слова.
Способ 3. Убираем строчку
Аналогично второму способу, только убирается не слово, а целая строка стихотворения. Начиная с этого способа ребенок может уже учить стихи самостоятельно, без помощи взрослого. Для этого он должен сам переписать стихотворение на лист простым карандашом, а строчку убирать ластиком.
Способ 4. Насыщение образами
Этот способ я использовала в старших классах. Когда я просто заучивала стихи, то были моменты, на которых я забывала строчку или путала местами столбики. Я стала мысленно «рисовать мультик» по мотивам стихотворения: представляла последовательные картинки. А когда рассказывала стихотворения, просто вспоминала свои образы и переставала путаться.
Способ 5. «Снежный ком»
Я думаю, многие из вас слышали о такой игре, как «Снежный ком». Если не слышали, то вот ее правила.
Правила этой игры я перенесла на изучение стихотворений. Читаем первую строчку — и повторяем ее, не глядя на текст. Потом читаем первую и вторую строчку — и повторяем их не глядя на текст. Далее читаем 1-3 строки — и повторяем их не глядя на текст. И так до конца стихотворения. Здесь не следует торопиться. Если ты не можешь точно повторить три строчки, не надо читать их вместе с четвертой (повторите их еще разок). Этот метод хорош тем, что выученные таким образом стихи надолго остаются в памяти благодаря многократным повторениям. Не зря говорят «Повторенье — мать ученья». И если даже через год ребенок встретит первые строчки знакомого стихотворения, в памяти быстро всплывут остальные строки.
Что же, теперь вы знаете 5 способов, как выучить стих. Дерзайте и развивайте свою память и память ваших детей! А если вы знаете и другие способы, поделитесь ими с нами в комментариях к этой статье. Может, кому-то понравится именно ваш вариант заучивания стихов.
А теперь отдохните и послушайте, как ребенок рассказывает стих.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
А я мамку заставлял читать. И так запоминал.
Ну да, тоже способ 🙂
Очень хорошие способы заучивания стихов. Помню, мама в детстве всегда говорила: «Представляй картинку, когда учишь стих». И вправду, так быстрее запоминалось. 1ый и 2ой способы часто используются для заучивания стихов на английском языке.
А еще первый и второй способы используются учителями в начальных классах. Они очень хорошо подходят для работы группой. А пятый я использую до сих пор. Юлия, спасибо, что оценили 🙂
Здорово! Спасибо огромное! Для меня очень актуально, т. к дочка учится в школе. А вот способ №4 мне лично ближе всего. Если не могу что-либо запомнить — придумываю образы, ассоциации.
Здорово! Мне этот способ помогал басни учить. Такие образы яркие были!!!
Здравствуйте, Татьяна.
К сожалению не нашла формы обратной связи, поэтому пишу сюда.
Мне очень понравился Ваш сайт.
Татьяна, с удовольствием вручаю Вам Кубок признания за красивый сайт!
Мы с сыном только что учили стихотворение по второму способу. Ему понравилось. Смешно наблюдать, когда ребенок смотрит на доску, на которой стоят только знаки препинания, и читает стих!
Спасибо, Таня, за такие полезные советы. Они точно пригодятся любому родителю: ведь рано или поздно надо будет учить стихи со своими детьми!!!
А скоро Новый год, не пора ли начать учить с детками стих для Дедушки Мороза? 🙂
Да, наблюдать действительно забавно! И да, пора уже учить новогодние стихи. Планирую через неделю обнародовать свои новые стихи для детей: новогодние! Так что скоро будет что учить!
Отличные способы! Они не только детям подойдут. Если что-то не запоминается буду вставлять образы.
Удачи в конкурсе!
Ирина, спасибо. Я согласна: способы не только для детей. Взрослым тоже подойдут, 4 и 5.
а мы учим с помощью жестов…
если слово трава — то я показываю рукой вниз…
если ветер и деревья — то качаем руками в верху…
если слово — люблю, доброта и.т.д…то показываю на сердце…
так и учим…получается очень хорошо….потому что жесты запоминаются и если забыл слово то показываешь жест и тут же все вспоминается…)
Какой замечательный способ! Буду обязательно его пробовать применять с детьми. Еленка, спасибо, что поделились!
Есть мнение, что картинка и слуховой образ слова создают тормоз для запоминания. Дело касается языка в принципе и мне не совсем понятна логика. Но так сказала коллега, её на курсах научили. Как-нибудь удосужусь в этом разобраться.
Я не знаю, как там вашу коллегу учили, но… Чем больше воздействие на разные органы восприятия и чувства (зрение, слух и т.д.), тем лучше все запоминается! Поэтому не сомневайтесь и используйте разные способы. Золотое правило Коменского Я.А. гласит о том, что все, что можно потрогать, надо потрогать, все, что можно понюхать, надо дать понюхать и т.д. Я еще вернусь к этой теме в будущем и расскажу о законах памяти.
Я согласна с вами, Татьяна. Конечно, чем больше органов чувств применяется при изучении материала, тем лучше. К тому же, разные дети имеют разные типы восприятия информации. Чем больше вариантов изучения мы предложим (картинки, звуки, движения рук, эмоции) тем больше шансов попасть в точку.
Спасибо )) а мы ещё и напеваем стих, когда учим.
Ой, как интересно! Я напеваю строчки, когда сочиняю стихи, но никогда не думала, что можно напевать и тогда, когда их учишь! Юльчатка, спасибо за подсказку!
Спасибо, все способы по-своему хороши! Каждый найдет что-то для себя! Спасибо!
Прекрасные способы. А я дочкам читала стихи и так младшая запоминала их на слух, а смотрела по картинке. В 2 года на память их рассказывала переворачивая и искала страничку с картинкой.
Какой чудесный способ!
Я знаю другой способ заучивания стихов. Применяла его только на себе. Лупила себя книжкой по голове, когда забывала слово. Сама учила и сама себя наказывала.
🙂 Ну самой себя можно. Это называется «вбить себе знания» 🙂 Только не стоит применять это с другими!
Интересный способ у Вас Анна!
Татьяна, вручаю Вам Кубок признания (понравился Ваш сайт).
Ирина, спасибо 🙂
Спасибо за интересную методику, возьму на заметку!
Спасибо,Татьяна. Попробую.эти способы. Скоро новый год и это будут первые стихи моей дочки.
Это такое счастье: помогать что-то делать своему ребенку впервые!
Вот и мы с детьми учили разными способами, а потом каждый из них выбирал тот, который быстрее для него срабатывал. У одного — жесты так и остались, у другого — ассоциации.
Да, не везде, где что-то подходит одному, подойдет другому. Это уже зависит от того, какой орган восприятия у человека больше развит.
А мы с мамой всегда учили стихи вечером перед сном. Читали стихотворение раз десять и повторяли. Потом мама говорила: «Ложись спать, утро вечера мудренее». И утром все очень хорошо вспоминалось.
Здорово! А вот я тоже пробовала так делать! И что вы думаете?!! Я к утру знала стихотворение «от зубов», но я спать хотела. Потому что полночи мой мозг мучил меня и я не могла уснуть, пытаясь рассказать себе это стихотворение перед сном. Таким образом, я его могла рассказывать (прокручивая в уме) по несколько часов. И мозг не отдыхал. Когда я это поняла, я решила не пользоваться таким способом, а ночью спокойно отдыхать. Есть конечно люди, которые спят спокойно. Видимо, это для них придумана поговорка «Утро вечера мудренее», но уж точно не для меня 🙂
Как я и обещала, написан цикл Новогодних стихотворений для детей (и не только). Приглашаю вас с ними познакомиться здесь: http://lit-dety.ru/konkursnye-raboty/priblizhaetsya-novyj-god-ili-novogodnie-stixi-dlya-detej.html/
Татьяна, молодец! Все так умно расписано. Хотя у меня нет маленьких деток, буду с внучкой пытаться разучивать. Хотя она только стала более менее говорить, но я думаю, что у нас получится. Спасибо.
Я думаю, такой малышке подойдет 1 способ или способ, которым с нами поделилась madonna4ka. Попробуйте и тот, и другой, а там вы увидите, какой подходит вашей внучке больше всего.
Отличные способы, заучивание стихов очень хорошо развивает память.
у меня был еще 1 способ — перед сном несколько раз читала стихи и клала учебник под подушку. Не знаю, что именно, но что-то помогало))
Ах да! Эвелиночка, и как я могла о нем забыть?! Это же старый проверенный добрый способ — учебник под подушку! 🙂
Как психолог знаю очень много способов запоминания и тренировки памяти, но ваша статья была чем-то для меня открытием. Спасибо!
Надежда, так может вы с нами поделитесь каким-нибудь способом, который здесь еще не был упомянут?
вот бы в моем детстве кто-нибудь применял такие правила!
было бы легче учить стихи
Ну и тогда же как-то учили 🙂 А посмотрев видео в конце статьи, вы увидите, что учили неплохо и не самые легкие для рассказывания!
молодец малыш! я так не умел рассказывать в детстве
И я не умела, да еще и стеснялась к тому же!
А для меня самым лучшим способом запоминания было проговаривание: пока учила «про себя», в голове мало что оставалось, а когда надо было вслух повторить — сразу проявлялись слабые места — именно там оставалось «подтянуть» — и готово!
Почти каждый из способов запоминания содержит в себе проговаривание на каком-либо этапе: будь то повторение строчек с наращиванием, как в способе «снежный ком» или проговаривание строчек, где слова уже закрыты рисунками, как в первом способе. В этом и секрет, что используется максимальное число воздействий на разные органы чувств. При проговаривании это механическая память + слуховая. При первом способе — зрительная. Там дальше еще образная. И так далее.
Ольга, спасибо что напомнили мне своим комментарием заострить на этом свое внимание!
нет ну здорово 🙂
я как и всегда как то уповала на память своего ребенка, без заморочек 🙂
а можно было вот как сделать — играючи!
спасибо, будем пробовать с младшей 🙂
Пробуйте, внедряйте, память развивайте 🙂
[…] Татьяна — Как выучить стихотворение: 5 способов […]
Прочитала статью, и хотела написать про жесты, а вот в комментариях уже написали. У нас сыном успешно используется пятый, к нему кстати хорошо добавить простое движение (прыгать на диване или лазить по лесенке, да ходить хотя бы). А вот с заменой слов картинками — возьму на заметку, не пробовала такой 🙂
Спасибо, Анастасия! Кстати, сама не раз замечала, что когда учишь что-то непроизвольно добавляется действие: или ходишь туда-сюда, или такт отстукиваешь.
Ваша статья будет очень полезной для мам…
Да, Ольга, я тоже так думаю. А еще и для начинающих учителей, которые тоже озабочены обучением ребятишек и хотят сделать это обучение интереснее.
Когда занималась английским, так использовался метод для заучивания английских слов — на день выписываешь 20 — 25 слов и в течение суток повторяешь их не раньше, чем через 10 минут и не позже чем через сутки, в промежутках между повторами занимаешься совершенно другими делами. На шестой , раз уже практически, все слова выучены. Я делала это в течение дня. Но это, конечно, у кого как. Я потом с внуками так учила стихи — хорошо получается.
Людмила, вот это «повторенье — мать ученья! Спасибо.
Сейчас начала самостоятельно изучать английский язык. При наращивании словарного запаса делаю также, как и вы!
Благодарю за полезные советы.
Для малышей, действительно, очень подходит первый способ.
А для деток, начиная с 3-х лет в последнее время часто используют мнемотаблицы, которые содержат только картинки, вообще без слов.
Интересно. Я о таких не слышала. Что это за они такие? И как по ним учить?
А мы сначала читаем,потом прошу ребенка рассказать о чем стих, как он его понял.Иногда приходится объяснить о чем хотел сказать поэт. А потом способ близкий к 4-му, я изображаю слова, действия, а ребенок озвучивает. И конечно же постоянное хаотическое движение)))
Для каждого ребенка подходит свой способ. Но и для каждого стихотворения, в зависимости от содержания тоже. Очень хорошие способы запомнить стихи.
Спасибо, Ирина!
Спасибо, Татьяна! Советы чудесные! Мы тоже много стихов всегда учили ра3ными способами!
Замечательные способы, а я вот никогда ничего не зубрила, а стихи выучивались мной легко.
Я тоже не сильно уж и страдала от запоминания стихов. А вот нам еще в школе отрывки из прозаических текстов задавали выучить — вот с ними было посложнее.
Татьяна, какие оригинальные способы учения стихотворений.
Понравилось стихотворение в исполнении малыша. Спасибо.
Мои дочки в 2 года поражали окружающих «У лукоморья дуб зеленый».
Так прикольно слушать малышей, которые еще не понимают всех слов и придумывают свои 🙂
А я сейчас пробую учить стихи вместе с исполнителем. Вот мне очень нравится, как исполняет стихи и песни Сергей Безруков. Я слушаю его, запоминаю строки и при этом еще пытаюсь повторить его душещипательные интонации. Вот мне интересно, когда он так научился жить поэзией? В детстве ли или уже будучи взрослым… Интересно было бы послушать, как у него это в детстве получалось 🙂
Мне тоже интересно было бы послушать малыша Сережу Безрукова.
Мне очень понравилось стихотворение «Я маму свою обидел» в исполнении мужчин — актеров. Ссылка есть в моем имени.
Сходила-послушала. Мне тоже очень понравилось это стихотворение в их исполнении.
да, много у вас дельных подсказок для малышей Спасибо!
И не только для малышей 😉
Пользуйтесь в удовольствие!
Татьяна, очень интересные способы заучивания стихов. К сожалению в начальных классах мало кто из учителей применяют игровые приемы, особенно для заучивания наизусть.
Не могу точно это утверждать, потому что некоторые способы из представленных я почерпнула именно у учителей начальных классов, когда была на педагогической практике в школе.
Интересные способы. Проблема в том, что сейчас детей учат зубрить, никаких игровых форм, а жаль…
Егор, не везде так. Первые формы, которые я показала, именно из школы, там я им научилась от опытных учителей.
А мне кажется, что заучивание стихов заложено природой. Это или дано или нет. Я вообще со страхом жду, когда в школе зададут учить стих на немецком!
Ой, Марина, мне кажется все совсем не так. Вот чтобы написать стихотворение, это да, надо что-то иметь. А чтобы заучить, зазубрить даже, здесь не нужен никакой особый дар, кроме мозгов. А они у каждого из нас есть.
Вложить в память слова может каждый.
Выразить себя через слова дано не многим.
А еще мне очень помогало в школьные годы учить стихотворение в стиле рэп:) и весело и полезно)
Прикольно! Я так не пробовала 🙂 А потом при рассказывании стихотворения на рэп не переходили?
спасибо, Таня, за полезные советы. А я своих дочек помню учила, чтобы вставали перед зеркалом и читали стихотворение , а потом старались повторить его.
Не знаю, насколько это влияет на запоминание, но вот на красивое исполнение стиха точно положительный эффект оказывает! Я и сама речь перед зеркалом нередко тренирую.
Я своим всегда говорю, чтоб представляли зрительно то, о чем говорят. Самая таким способом запоминания пользуюсь.
И еще нужно с интонацией говорить, тогда запоминается интонационно.
Это верно. Я когда учила басни Крылова, всегда в воображении рисовала картины.
Очень классно и подробно описано. Спасибо большое! Каждому ребенку нужно подбирать отдельный метод. Приглашаю в гости, угощу чем-то вкусненьким!
Спасибо. Методов на самом деле очень много, и эти я давала с разбивкой на возраст. Поэтому здесь при выборе метода надо в первую очередь возраст учитывать. А у вас вкусненько! Загляну еще не раз.
Интересные способы выучить стихотворение . Мы используем всего 2 )
Иногда мы просто часто читаем стих и он сам запоминается у Дашульки
А иногда я читаю пару строчек, она повторяет, еще пару, снова повторяет. Выучиваем очень быстро.
Мария, я тебе не верю! 🙂 Уж вы-то с дочкой мастерицы все обставить и сделать по-новому и интересно. Неужто только 2 способа? И никаких других?
Татьяна, мы решили не изобретать велосипед, когда оно и так прекрасно запоминается 🙂
Я думаю, что последний, пятый способ подойдет не только малышам, но и взрослым людям.
Светлана, верно думаете! Для малышей лучше всего первые способы.
Для меня всегда было проблемой выучить стих. А ваша статья просто находка!
Спасибо, Лилия.
Я, когда училась в школе, учила стихотворения по принципу «снежного кома». Замену слова картинкой часто использовали в школе для развития речи детей. Но не думала применять этот способ при заучивании стихотворений. Вообще, очень познавательно.
Многие используют именно «снежный ком» 🙂
Однако и других способов избегать не надо: ребенку (чем он младше) интересны разные решения, особенно игровые.
Однако и в том, и в другом случае стараются выучить заданное стихотворение как можно быстрее.
Спасибо за советы буду пробовать
Удачи, Анна! Пусть будут вам подвластны все стихи!