Как выучить стихотворение: легко, быстро, просто — разные способы

Здравствуйте, мои дорогие! В этой статье я расскажу вам о пяти способах заучивания стихотворений. Эти способы все до единого были испробованы на практике, и уже известно, что они работают. Я начну со способа, который подходит самым маленьким, а потом перейду к методам запоминания для детей постарше.

Статья для конкурса «Мамины секреты воспитания». Конкурс завершен
Организаторы конкурса и члены жюри:
Людмила Поцепун – «Цветы жизни»
Татьяна Толкачева – «Учим сами»
Алена Баранова – «Живые мысли одной мамы»
Спонсор конкурса Александр Борисов – «Все о заработке в сети, ведении блога, личностном росте» 

Итак, как выучить стихи:

Способ 1. Заменяем слово картинкой

Этот способ, как я уже говорила, подходит самым маленьким. Как все это происходит: взрослый пишет на большом листе (учитель — на доске) стихи. Для самых маленьких желательно, чтобы это было четверостишие, а не длинное стихотворение.  Дальше взрослый читает ребенку стихотворение, чтобы тот знал, с какой интонацией оно читается. После этого они читают стихотворение вместе, а затем ребенок читает один. Потом ребенок закрывает глаза, а взрослый закрывает одно слово подходящей картинкой. И ребенок снова читает все стихотворение так, как оно было изначально. С каждым разом закрывается еще одно слово картинкой. В конце ребенок читает стихотворение только по картинкам и тем словам, которые невозможно заменить (союзы, предлоги и другие слова, к которым вы не смогли подобрать картинку). После такой проделанной работы ребенок сможет рассказать стихи по памяти. Посмотрите на примере стихотворения Агнии Барто «Грузовик».

как выучить стихотворение с ребенком

Способ 2. Убираем слово

Данный способ похож на предыдущий, только слово не заменяется картинкой, а закрывается или стирается. В данном случае к концу не остается ни одного слова.

Способ 3. Убираем строчку

Аналогично второму способу, только убирается не слово, а целая строка стихотворения. Начиная с этого способа ребенок может уже учить стихи самостоятельно, без помощи взрослого. Для этого он должен сам переписать стихотворение на лист простым карандашом, а строчку убирать ластиком.

Способ 4. Насыщение образами

Этот способ я использовала в старших классах. Когда я просто заучивала стихи, то были моменты, на которых я забывала строчку или путала местами столбики. Я стала мысленно «рисовать мультик» по мотивам стихотворения: представляла последовательные картинки. А когда рассказывала стихотворения, просто вспоминала свои образы и переставала путаться.

Способ 5. «Снежный ком»

Я думаю, многие из вас слышали о такой игре, как «Снежный ком». Если не слышали, то вот ее правила.

как быстро и как легко выучить стихотворение

Правила этой игры я перенесла на изучение стихотворений. Читаем первую строчку — и повторяем ее, не глядя на текст. Потом читаем первую и вторую строчку — и повторяем их не глядя на текст. Далее читаем 1-3 строки — и повторяем их не глядя на текст. И так до конца стихотворения. Здесь не следует торопиться. Если ты не можешь точно повторить три строчки, не надо читать их вместе с четвертой (повторите их еще разок). Этот метод хорош тем, что выученные таким образом стихи надолго остаются в памяти благодаря многократным повторениям. Не зря говорят «Повторенье — мать ученья». И если даже через год ребенок встретит первые строчки знакомого стихотворения, в памяти быстро всплывут остальные строки.

Что же, теперь вы знаете 5 способов, как выучить стих. Дерзайте и развивайте свою память и память ваших детей! А если вы знаете и другие способы, поделитесь ими с нами в комментариях к этой статье. Может, кому-то понравится именно ваш вариант заучивания стихов.

Если же вы хотите разобраться в этой теме от и до, то я рекомендую вам скачать и прочитать две бесплатные книги-пособия Медведева Николая:

1. Учим стихи с детьми

2. Как научиться запоминать стихи

Я вам гарантирую, что после прочтения данных книг вопросы о том, как выучить стих (каким бы он ни был большим и сложным), отпадут у вас сами собой! Такие знания пригодятся вам в течение всей жизни.

Просто нажмите на изображение книги, которую вы бы хотели прочитать, и вы перейдете на страницу, где о книге узнаете подробнее и заберете ее. 

как выучить стих      как можно выучить стих

А теперь отдохните и послушайте, как ребенок рассказывает стих Роберта Рождественского

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

95 комментариев на “Как выучить стихотворение: легко, быстро, просто — разные способы”

  • Алексей says:

    А я мамку заставлял читать. И так запоминал.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ну да, тоже способ 🙂

      Ответить
  • Юлия says:

    Очень хорошие способы заучивания стихов. Помню, мама в детстве всегда говорила: «Представляй картинку, когда учишь стих». И вправду, так быстрее запоминалось. 1ый и 2ой способы часто используются для заучивания стихов на английском языке.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      А еще первый и второй способы используются учителями в начальных классах. Они очень хорошо подходят для работы группой. А пятый я использую до сих пор. Юлия, спасибо, что оценили 🙂

      Ответить
  • Елена says:

    Здорово! Спасибо огромное! Для меня очень актуально, т. к дочка учится в школе. А вот способ №4 мне лично ближе всего. Если не могу что-либо запомнить — придумываю образы, ассоциации.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Здорово! Мне этот способ помогал басни учить. Такие образы яркие были!!!

      Ответить
  • Мамочкина записная книжка says:

    Здравствуйте, Татьяна.
    К сожалению не нашла формы обратной связи, поэтому пишу сюда.
    Мне очень понравился Ваш сайт.

    Ответить
  • Анастасия says:

    Татьяна, с удовольствием вручаю Вам Кубок признания за красивый сайт!

    Ответить
  • Людмила (Цветы жизни) says:

    Мы с сыном только что учили стихотворение по второму способу. Ему понравилось. Смешно наблюдать, когда ребенок смотрит на доску, на которой стоят только знаки препинания, и читает стих!
    Спасибо, Таня, за такие полезные советы. Они точно пригодятся любому родителю: ведь рано или поздно надо будет учить стихи со своими детьми!!!
    А скоро Новый год, не пора ли начать учить с детками стих для Дедушки Мороза? 🙂

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Да, наблюдать действительно забавно! И да, пора уже учить новогодние стихи. Планирую через неделю обнародовать свои новые стихи для детей: новогодние! Так что скоро будет что учить!

      Ответить
  • Irina says:

    Отличные способы! Они не только детям подойдут. Если что-то не запоминается буду вставлять образы.
    Удачи в конкурсе!

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ирина, спасибо. Я согласна: способы не только для детей. Взрослым тоже подойдут, 4 и 5.

      Ответить
  • Elenka says:

    а мы учим с помощью жестов…
    если слово трава — то я показываю рукой вниз…
    если ветер и деревья — то качаем руками в верху…
    если слово — люблю, доброта и.т.д…то показываю на сердце…
    так и учим…получается очень хорошо….потому что жесты запоминаются и если забыл слово то показываешь жест и тут же все вспоминается…)

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Какой замечательный способ! Буду обязательно его пробовать применять с детьми. Еленка, спасибо, что поделились!

      Ответить
  • outofsight says:

    Есть мнение, что картинка и слуховой образ слова создают тормоз для запоминания. Дело касается языка в принципе и мне не совсем понятна логика. Но так сказала коллега, её на курсах научили. Как-нибудь удосужусь в этом разобраться.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я не знаю, как там вашу коллегу учили, но… Чем больше воздействие на разные органы восприятия и чувства (зрение, слух и т.д.), тем лучше все запоминается! Поэтому не сомневайтесь и используйте разные способы. Золотое правило Коменского Я.А. гласит о том, что все, что можно потрогать, надо потрогать, все, что можно понюхать, надо дать понюхать и т.д. Я еще вернусь к этой теме в будущем и расскажу о законах памяти.

      Ответить
      • Лана says:

        Я согласна с вами, Татьяна. Конечно, чем больше органов чувств применяется при изучении материала, тем лучше. К тому же, разные дети имеют разные типы восприятия информации. Чем больше вариантов изучения мы предложим (картинки, звуки, движения рук, эмоции) тем больше шансов попасть в точку.

        Ответить
  • Юльчатка says:

    Спасибо )) а мы ещё и напеваем стих, когда учим.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ой, как интересно! Я напеваю строчки, когда сочиняю стихи, но никогда не думала, что можно напевать и тогда, когда их учишь! Юльчатка, спасибо за подсказку!

      Ответить
  • Ольга says:

    Спасибо, все способы по-своему хороши! Каждый найдет что-то для себя! Спасибо!

    Ответить
  • madonna4ka says:

    Прекрасные способы. А я дочкам читала стихи и так младшая запоминала их на слух, а смотрела по картинке. В 2 года на память их рассказывала переворачивая и искала страничку с картинкой.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Какой чудесный способ!

      Ответить
  • Анна says:

    Я знаю другой способ заучивания стихов. Применяла его только на себе. Лупила себя книжкой по голове, когда забывала слово. Сама учила и сама себя наказывала.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      🙂 Ну самой себя можно. Это называется «вбить себе знания» 🙂 Только не стоит применять это с другими!

      Ответить
    • Наташа says:

      Интересный способ у Вас Анна!

      Ответить
  • Ирина says:

    Татьяна, вручаю Вам Кубок признания (понравился Ваш сайт).

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ирина, спасибо 🙂

      Ответить
  • Алексей says:

    Спасибо за интересную методику, возьму на заметку!

    Ответить
  • Надежда says:

    Спасибо,Татьяна. Попробую.эти способы. Скоро новый год и это будут первые стихи моей дочки.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Это такое счастье: помогать что-то делать своему ребенку впервые!

      Ответить
  • Natabul says:

    Вот и мы с детьми учили разными способами, а потом каждый из них выбирал тот, который быстрее для него срабатывал. У одного — жесты так и остались, у другого — ассоциации.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Да, не везде, где что-то подходит одному, подойдет другому. Это уже зависит от того, какой орган восприятия у человека больше развит.

      Ответить
  • Мария says:

    А мы с мамой всегда учили стихи вечером перед сном. Читали стихотворение раз десять и повторяли. Потом мама говорила: «Ложись спать, утро вечера мудренее». И утром все очень хорошо вспоминалось.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Здорово! А вот я тоже пробовала так делать! И что вы думаете?!! Я к утру знала стихотворение «от зубов», но я спать хотела. Потому что полночи мой мозг мучил меня и я не могла уснуть, пытаясь рассказать себе это стихотворение перед сном. Таким образом, я его могла рассказывать (прокручивая в уме) по несколько часов. И мозг не отдыхал. Когда я это поняла, я решила не пользоваться таким способом, а ночью спокойно отдыхать. Есть конечно люди, которые спят спокойно. Видимо, это для них придумана поговорка «Утро вечера мудренее», но уж точно не для меня 🙂

      Ответить
  • Татьяна С. says:

    Как я и обещала, написан цикл Новогодних стихотворений для детей (и не только). Приглашаю вас с ними познакомиться здесь: http://lit-dety.ru/konkursnye-raboty/priblizhaetsya-novyj-god-ili-novogodnie-stixi-dlya-detej.html/

    Ответить
  • Людмила says:

    Татьяна, молодец! Все так умно расписано. Хотя у меня нет маленьких деток, буду с внучкой пытаться разучивать. Хотя она только стала более менее говорить, но я думаю, что у нас получится. Спасибо.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я думаю, такой малышке подойдет 1 способ или способ, которым с нами поделилась madonna4ka. Попробуйте и тот, и другой, а там вы увидите, какой подходит вашей внучке больше всего.

      Ответить
  • Ninel says:

    Отличные способы, заучивание стихов очень хорошо развивает память.

    Ответить
  • Эвелина says:

    у меня был еще 1 способ — перед сном несколько раз читала стихи и клала учебник под подушку. Не знаю, что именно, но что-то помогало))

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ах да! Эвелиночка, и как я могла о нем забыть?! Это же старый проверенный добрый способ — учебник под подушку! 🙂

      Ответить
  • Надежда says:

    Как психолог знаю очень много способов запоминания и тренировки памяти, но ваша статья была чем-то для меня открытием. Спасибо!

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Надежда, так может вы с нами поделитесь каким-нибудь способом, который здесь еще не был упомянут?

      Ответить
  • Анатолий. says:

    вот бы в моем детстве кто-нибудь применял такие правила!
    было бы легче учить стихи

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ну и тогда же как-то учили 🙂 А посмотрев видео в конце статьи, вы увидите, что учили неплохо и не самые легкие для рассказывания!

      Ответить
      • Анатолий. says:

        молодец малыш! я так не умел рассказывать в детстве

        Ответить
        • Татьяна С. says:

          И я не умела, да еще и стеснялась к тому же!

          Ответить
  • Ольга Бардина says:

    А для меня самым лучшим способом запоминания было проговаривание: пока учила «про себя», в голове мало что оставалось, а когда надо было вслух повторить — сразу проявлялись слабые места — именно там оставалось «подтянуть» — и готово!

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Почти каждый из способов запоминания содержит в себе проговаривание на каком-либо этапе: будь то повторение строчек с наращиванием, как в способе «снежный ком» или проговаривание строчек, где слова уже закрыты рисунками, как в первом способе. В этом и секрет, что используется максимальное число воздействий на разные органы чувств. При проговаривании это механическая память + слуховая. При первом способе — зрительная. Там дальше еще образная. И так далее.
      Ольга, спасибо что напомнили мне своим комментарием заострить на этом свое внимание!

      Ответить
  • alena says:

    нет ну здорово 🙂
    я как и всегда как то уповала на память своего ребенка, без заморочек 🙂
    а можно было вот как сделать — играючи!
    спасибо, будем пробовать с младшей 🙂

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Пробуйте, внедряйте, память развивайте 🙂

      Ответить
  • Итоги конкурса "Мамины секреты воспитания" | Цветы жизни says:

    […] Татьяна — Как выучить стихотворение: 5 способов […]

    Ответить
  • Анастасия Шеметова says:

    Прочитала статью, и хотела написать про жесты, а вот в комментариях уже написали. У нас сыном успешно используется пятый, к нему кстати хорошо добавить простое движение (прыгать на диване или лазить по лесенке, да ходить хотя бы). А вот с заменой слов картинками — возьму на заметку, не пробовала такой 🙂

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Спасибо, Анастасия! Кстати, сама не раз замечала, что когда учишь что-то непроизвольно добавляется действие: или ходишь туда-сюда, или такт отстукиваешь.

      Ответить
  • Ольга Коновалова says:

    Ваша статья будет очень полезной для мам…

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Да, Ольга, я тоже так думаю. А еще и для начинающих учителей, которые тоже озабочены обучением ребятишек и хотят сделать это обучение интереснее.

      Ответить
  • Людмила says:

    Когда занималась английским, так использовался метод для заучивания английских слов — на день выписываешь 20 — 25 слов и в течение суток повторяешь их не раньше, чем через 10 минут и не позже чем через сутки, в промежутках между повторами занимаешься совершенно другими делами. На шестой , раз уже практически, все слова выучены. Я делала это в течение дня. Но это, конечно, у кого как. Я потом с внуками так учила стихи — хорошо получается.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Людмила, вот это «повторенье — мать ученья! Спасибо.
      Сейчас начала самостоятельно изучать английский язык. При наращивании словарного запаса делаю также, как и вы!

      Ответить
  • Мария Потапова says:

    Благодарю за полезные советы.
    Для малышей, действительно, очень подходит первый способ.
    А для деток, начиная с 3-х лет в последнее время часто используют мнемотаблицы, которые содержат только картинки, вообще без слов.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Интересно. Я о таких не слышала. Что это за они такие? И как по ним учить?

      Ответить
  • Надежда says:

    А мы сначала читаем,потом прошу ребенка рассказать о чем стих, как он его понял.Иногда приходится объяснить о чем хотел сказать поэт. А потом способ близкий к 4-му, я изображаю слова, действия, а ребенок озвучивает. И конечно же постоянное хаотическое движение)))

    Ответить
  • Ирина Колотова says:

    Для каждого ребенка подходит свой способ. Но и для каждого стихотворения, в зависимости от содержания тоже. Очень хорошие способы запомнить стихи.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Спасибо, Ирина!

      Ответить
  • Ольга says:

    Спасибо, Татьяна! Советы чудесные! Мы тоже много стихов всегда учили ра3ными способами!

    Ответить
  • Наталья says:

    Замечательные способы, а я вот никогда ничего не зубрила, а стихи выучивались мной легко.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я тоже не сильно уж и страдала от запоминания стихов. А вот нам еще в школе отрывки из прозаических текстов задавали выучить — вот с ними было посложнее.

      Ответить
  • Людмила Власова says:

    Татьяна, какие оригинальные способы учения стихотворений.
    Понравилось стихотворение в исполнении малыша. Спасибо.

    Мои дочки в 2 года поражали окружающих «У лукоморья дуб зеленый».
    Так прикольно слушать малышей, которые еще не понимают всех слов и придумывают свои 🙂

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      А я сейчас пробую учить стихи вместе с исполнителем. Вот мне очень нравится, как исполняет стихи и песни Сергей Безруков. Я слушаю его, запоминаю строки и при этом еще пытаюсь повторить его душещипательные интонации. Вот мне интересно, когда он так научился жить поэзией? В детстве ли или уже будучи взрослым… Интересно было бы послушать, как у него это в детстве получалось 🙂

      Ответить
      • Людмила Власова says:

        Мне тоже интересно было бы послушать малыша Сережу Безрукова.

        Мне очень понравилось стихотворение «Я маму свою обидел» в исполнении мужчин — актеров. Ссылка есть в моем имени.

        Ответить
        • Татьяна Саксон says:

          Сходила-послушала. Мне тоже очень понравилось это стихотворение в их исполнении.

          Ответить
  • Madam Internet says:

    да, много у вас дельных подсказок для малышей Спасибо!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      И не только для малышей 😉
      Пользуйтесь в удовольствие!

      Ответить
  • Анна says:

    Татьяна, очень интересные способы заучивания стихов. К сожалению в начальных классах мало кто из учителей применяют игровые приемы, особенно для заучивания наизусть.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Не могу точно это утверждать, потому что некоторые способы из представленных я почерпнула именно у учителей начальных классов, когда была на педагогической практике в школе.

      Ответить
  • Егор says:

    Интересные способы. Проблема в том, что сейчас детей учат зубрить, никаких игровых форм, а жаль…

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Егор, не везде так. Первые формы, которые я показала, именно из школы, там я им научилась от опытных учителей.

      Ответить
  • Марина says:

    А мне кажется, что заучивание стихов заложено природой. Это или дано или нет. Я вообще со страхом жду, когда в школе зададут учить стих на немецком!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Ой, Марина, мне кажется все совсем не так. Вот чтобы написать стихотворение, это да, надо что-то иметь. А чтобы заучить, зазубрить даже, здесь не нужен никакой особый дар, кроме мозгов. А они у каждого из нас есть.
      Вложить в память слова может каждый.
      Выразить себя через слова дано не многим.

      Ответить
  • Анна says:

    А еще мне очень помогало в школьные годы учить стихотворение в стиле рэп:) и весело и полезно)

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Прикольно! Я так не пробовала 🙂 А потом при рассказывании стихотворения на рэп не переходили?

      Ответить
  • Ольга says:

    спасибо, Таня, за полезные советы. А я своих дочек помню учила, чтобы вставали перед зеркалом и читали стихотворение , а потом старались повторить его.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Не знаю, насколько это влияет на запоминание, но вот на красивое исполнение стиха точно положительный эффект оказывает! Я и сама речь перед зеркалом нередко тренирую.

      Ответить
  • Ольга Черныш says:

    Я своим всегда говорю, чтоб представляли зрительно то, о чем говорят. Самая таким способом запоминания пользуюсь.
    И еще нужно с интонацией говорить, тогда запоминается интонационно.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Это верно. Я когда учила басни Крылова, всегда в воображении рисовала картины.

      Ответить
  • Олег says:

    Очень классно и подробно описано. Спасибо большое! Каждому ребенку нужно подбирать отдельный метод. Приглашаю в гости, угощу чем-то вкусненьким!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо. Методов на самом деле очень много, и эти я давала с разбивкой на возраст. Поэтому здесь при выборе метода надо в первую очередь возраст учитывать. А у вас вкусненько! Загляну еще не раз.

      Ответить
  • Мария (учимся играя) says:

    Интересные способы выучить стихотворение . Мы используем всего 2 )
    Иногда мы просто часто читаем стих и он сам запоминается у Дашульки
    А иногда я читаю пару строчек, она повторяет, еще пару, снова повторяет. Выучиваем очень быстро.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Мария, я тебе не верю! 🙂 Уж вы-то с дочкой мастерицы все обставить и сделать по-новому и интересно. Неужто только 2 способа? И никаких других?

      Ответить
      • Мария (учимся играя) says:

        Татьяна, мы решили не изобретать велосипед, когда оно и так прекрасно запоминается 🙂

        Ответить
  • Светлана says:

    Я думаю, что последний, пятый способ подойдет не только малышам, но и взрослым людям.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Светлана, верно думаете! Для малышей лучше всего первые способы.

      Ответить
  • Лилия says:

    Для меня всегда было проблемой выучить стих. А ваша статья просто находка!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Лилия.

      Ответить
  • Светлана says:

    Я, когда училась в школе, учила стихотворения по принципу «снежного кома». Замену слова картинкой часто использовали в школе для развития речи детей. Но не думала применять этот способ при заучивании стихотворений. Вообще, очень познавательно.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Многие используют именно «снежный ком» 🙂
      Однако и других способов избегать не надо: ребенку (чем он младше) интересны разные решения, особенно игровые.

      Ответить
  • Виктор says:

    Однако и в том, и в другом случае стараются выучить заданное стихотворение как можно быстрее.

    Ответить

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика