Изучаем временные понятия: неделя, дни недели. Метод паровозика. Из личного опыта

Здравствуйте, друзья! Я решила начать цикл статей, в которых я рассказываю вам о том, как занимаюсь своей дочкой в различных сферах: чтение, математика, рисование, лепка и др. В данной статье я рассказываю вам о том, как мы изучаем такие временные понятия, как неделя, дни недели, сегодня, вчера, завтра.

Для проработки этих понятий я нарисовала для дочки красочный паровозик с семью разноцветными вагончиками. Каждый вагончик — это день недели. Паровозик я рисовала тогда, когда доченька находилась в садике, потому что заботилась об эстетичности и долговечности.

Изучаем временные понятия: неделя, дни недели, сегодня, вчера, завтраНо, конечно, можно к его изготовлению привлечь и самого ребенка, а в процессе изготовления обсуждать, что вы рисуете, какое имя дадите паровозику и вагончикам. У нас с дочкой обсуждение паровозика произошло, когда он был уже готов.

Пришла Ульяна из садика, зашла в комнату — и сразу увидела его.

— Оооо, паровозик! Ту-ту! — закричала она. — Мама, паровозик!

Радости дочкиной не было конца. И я не упустила этого момента. Порадовалась вместе в ней, похлопала в ладошки. Потом мы стали рассматривать, из чего он состоит: колесики, труба, окошки, вагончики…

Изучаем с ребенком временные понятия: неделя, дни недели, сегодня, вчера, завтраДля введения понятия неделя начали с имени. Дали имя паровозику так:

— Как маму зовут?

— Таня.

— А ты кто?

— Усяша!

— А паровозика зовут Неделя. Скажи Неделя. Паровозик Неделя.

Потом стали отрабатывать понятие дни недели:

Мы посчитали вагончики. Их оказалось 7.

Изучаем временные понятия: неделя, дни неделиЯ сказала:

— У нашего паровозика Недели семь вагончиков. Вагончик — это день. Семь вагончиков — это семь дней. У недели есть семь дней. Скажи — семь дней. Давай еще раз вместе посчитаем: один, два… Семь дней.

Следующим нашим шагом стало обсуждение каждого вагончика. Я показывала на каждый вагончик по очереди и спрашивала, какой он (по цвету). После этого давали имя каждому вагончику (дню недели).

— Первый вагончик какой?

— Красный.

— Красный вагончик — это понедельник. Повтори: понедельник.

Аналогично строится разговор по остальным дням недели (Голубой вагончик — это вторник. Повтори: вторник. Желтый вагончик — это среда. Повтори: среда. Зеленый вагончик — это четверг. Повтори: четверг. Розовый вагончик — это пятница. Повтори: пятница. Синий вагончик — это суббота. Повтори: суббота. Желтый вагончик — это воскресенье. Повтори: воскресенье.»).

А потом к нам «прилетела» бабочка! (С помощью бабочки вводится понятие сегодня.)

— Ой, бабочка! Бабочку зовут Сегодня! Скажи: сегодня.

— Смотри, она села на вагончик! На какой вагончик села бабочка?

Изучаем с ребенком понятие Сегодня

— Розовый.

— Да! Бабочка села на розовый вагончик! Розовая у нас пятница. Бабочка села на пятницу. Сегодня — пятница! Скажи: сегодня пятница.

На этом в первый день знакомство с неделей и днями недели у нас практически и закончилось. Только дочка еще хотела посадить бабочку на другие вагончики. Но я ей сказала, что бабочка целый день сидит только на одном вагончике, а на другой вагончик она перелетает утром. (Понятие утро у нас уже отработано.)

Теперь каждое утро мы обращаемся к паровозику Неделя. Мы говорим:

— Бабочка, уже утро. Надо лететь на другой вагончик, на другой день. Лети вперед!

И бабочка оставляет вагончик (Вчера) и перелетает на новый день (Сегодня). И вновь обговариваем, на каком дне сидит бабочка, какой день сегодня.

Вечером мы «напоминаем бабочке, что завтра утром будет новый день и желаем ей спокойной ночи.

Вот так постепенно я с дочкой работаю с паровозиком Неделя, его вагончиками — днями недели и бабочкой Сегодня. Дочке очень нравится обращаться к паровозику. И пока еще есть этот интерес, я его поддерживаю. Ульяшка уже привыкла, что бабочка перелетает только утром, только на один паровозик вперед. А со временем, я уверена, она легко станет оперировать в речи понятиями вчера, завтра, названиями дней недели.

Понятия вчера, сегодня, завтра

Я подумываю еще паровозик со временем усовершенствовать: добавить на вагончиках окошки. В этих окошках будут находиться рисунки, изображающие, что в какой день мы делаем. Но это позже. Пока эти окошки могут отвлекать от основных изучаемых понятий.

Когда я рисовала паровозик, мне очень хотелось использовать для вагончиков заодно все цвета радуги по очереди: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так бы вместе с временными понятиями изучались бы цвета радуги. Но у меня не оказалось нужных красок для вагончиков, поэтому я отказалась от этой идеи. Но если вы будете делать такой паровозик, рекомендую воспользоваться этой идеей.

А о том, как мы сейчас изучаем цвета, я расскажу вам в следующий раз. Не пропустите!

С этой статьей я участвую в конкурсе Людмилы Поцепун на блоге «Цветы жизни». Конкурс так и называется: Как научить ребенка. Споснором конкурса выступает издательство МИФ. Детство. Пожелайте мне удачи и присоединяйтесь к участию!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

41 комментарий на “Изучаем временные понятия: неделя, дни недели. Метод паровозика. Из личного опыта”

  • Людмила (Цветы жизни) says:

    Ах, какой красивый! Танюша, удалось не только эстетическое, но и легко-обучаемое пособие! Мне очень понравилась идея с бабочкой. Уверена, с регулярными путешествиями вашей бабочки Ульяша очень скоро быстро начнется разбираться во всех тонкостях!
    Спасибо, Таня, за участие в конкурсе!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Милочка. У нас это пособие заняло целую стену. До этого стена пустовала. А теперь паровозик появился и комната ожила прямо. Когда я вагончики из бумаги вырезала, домашние смотрели и посмеивались. А потом увидели его в готовом виде и тоже оценили 🙂

      Ответить
  • Людмила Власова says:

    Танюша, какой чудесный вагончик! Ты — просто умница! Ульяша очень быстро запомнит все дни недели — это точно.
    Помню, как мы мучились с Олесей с ее вечными вопросами: «А какой сегодня день?»
    Я на стену повесила календарик в виде часиков у которых вместо цифр 7 окошек с днями недели и стрелочка. Вот стрелочка и показывала нам какой сегодня день.

    Удачи в конкурсе! Я бы сразу тебе 1 место за чудесный паровозик отдала 🙂

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Мерси 🙂 О, Ульяша к паровозику воспылала пылкой любовью и учится по нему очень быстро! Она даже ни один день не дает мне о нем забыть 🙂 Сама напоминает.
      А с часами идея тоже интересна. Кстати, часики я тоже планирую использовать, но для других целей: для изучения времени поддержания режима. Просто мне кажется, что если через часы вводить много понятий: часы, минуты, дни недели да еще что-нибудь, ребенок может запутаться. Мне вот рассказывали историю про ребенка, который плохо усвоил понятия дней недели и названий месяцев. Его спрашивают:
      — Что сегодня?
      — Сегодня вторник!
      — А завтра?
      — А завтра январь! 🙂
      Поэтому все таки пособия стараюсь разграничивать, чтобы и в реальной жизни они подходили. Часы — круг — для суточного, кругового времени; паровозик неделя — линейное время и т.д. 🙂
      Спасибо тебе за первое место! 😉 Была у меня за паровозик одна награда — Ульяшкина радость, а теперь две получается 🙂

      Ответить
      • Людмила Власова says:

        Танюша, это правильный подход по разграничению понятий. Олеся уже многое знает, поэтому можно и специально ее попутать 😉

        Ответить
  • Oksana says:

    Замечательная помощь малышам в познаниях! Можно так целое депо создать на разные темы и Паровозики будут привозить все что пожелаешь! Увлекательных Путешествий Вам с дочей, Татьяна )!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Оксана. Но я, пожалуй без депо обойдусь 🙂 А то этот паровозик на полкомнаты, а если еще парочку сделать — спать будет негде 😉

      Ответить
      • Oksana says:

        Таня, а это будет самый главный Паровозик, а сделать поменьше еще можно с вагончиками, как альбомный лист — и складывать эти паровозики как альбомчик, как книжку раскладку. С такими паровозиками на любую тему можно с малышами играть — фантазии нет предела ).

        Ответить
  • Лидия says:

    Татьяна, как замечательно вы придумали. Точно ваша дочка быстро запомнит дни недели. Заходите на мой блог. Я его специально создала в помощь таким мамам, как вы. Вот здесь стихи о днях недели, может вам они ещё лучше помогут запомнить их:
    vachrepetitor.ru/podgotovka-k-shkole/vremya/dni-nedeli
    Пожалуйста, заходите на мой блог, учитесь, и обязательно пишите, что вам не понятно, что добавить, о чём ещё рассказать или может меня в чём-то поправите. Заходите, буду рада.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Лидия. Заглянула к вам. Мне у вас понравилось, очень много полезного. Буду часто заходить.

      Ответить
  • Надежда says:

    Почему-то сыночек никак не может усвоить необходимость повторять или делать что-то по какой-либо инструкции:((. В любой игре придумает свои правила, и хоть мне из кожи вон вылези, ни за что не будет делать так, как скажу((.
    При этом в садике вроде слушает…
    У меня появляется чувство собственной неполноценности. При этом никогда не давлю на него, так что никаких дней недели так еще и не можем выучить(((

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Надежда, ничего страшного, пройдет! У меня Ульянушка так недавно месяца два шалила — специально все наоборот делала 🙂 И сейчас так цифры специально перепутывает и смотрит на мою реакцию. Я некоторое время и сама отчаивалась. Только садик и спасал. А вот теперь все улеглось, дочка даже стала спать вовремя ложиться (а для меня это была огого какая проблема!).
      А сынок ваш творческий — правила придумывает! Ну что же, следуйте его правилам 😉 Это же здорово!

      Ответить
      • Надежда says:

        Татьяна, спасибо за теплые слова!
        Ну, в настоящее время я примерно так и делаю, а вот год назад… чуть ли не силком заставляла его слушать рассказы в книжках))) он сам просил почитать, а вместо этого расспрашивал-рассказывал мне что на своем языке:-). А у меня дочка маленькая, времени в обрез читать, я и задавалась целью именно почитать, пока доча не мешает.
        Зато сейчас подросли оба, такие помщники)))!

        Ответить
  • Лада says:

    Таня, я паровозик использую под расписание уроков и кружков для первоклассника! Хорошая идея! А то у нас в таблице все висит. И малыш поможет раскрашивать. Только наверное мальчишки не бабочку захотят, а Человека-Паука))

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Под расписание здорово тоже! Таблицы нам-то привычны, а вот детям с такими обыгрываниями гораздо интереснее, и даже приятно лишний раз посмотреть 🙂 И уж неважно, кто там у кого будет с вагона на вагон перепрыгивать. Героя ребенок может легко выбрать сам, главное тут — сама схема действий.

      Ответить
  • Галина says:

    Понятие времени многими детьми очень сложно воспринимается. Так и идут в школу, имея весьма смутные представления, а то и вовсе без них. Маленькие детки наглядно воспринимают все гораздо лучше. Отличная игра!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Галина.
      Вы представляете, сегодня узнала, что в школе дети могут познакомиться с временем (неделя, месяц, год) только на уроках ЧИМ, чтение. А вот в математике они у нас это только в 4 классе проходят! Потому что только тогда им с числами разными удобнее оперировать.
      Например, пока дети не изучат концентр Тысячи, они не могут изучать, сколько дней в году.
      Я была в шоке.

      Ответить
  • Evgenia says:

    Идея просто супер! И паровозик у вас получился очень красивым. Думая, туже самую идею можно использовать, чтобы учить детенка иностранному языку (для меня эта тема очень близка, так как семья у нас интернациональная и малышу придется учить 3 языка).

    Татьяна, а вам я желаю победы в конкурсе! Она точно будет заслуженной:)

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Евгения, за пожелания.
      Конечно, а почему бы и не на иностранном так неделю изучать, а заодно все то, что она нам в разные дни преподносит?
      А я вот учила немецкий. Сегодня начала при дочке по вечерам книгу на немецком вслух читать. Посмотрим, что из этого выйдет…

      Ответить
  • Настя Солнечная says:

    Супер-игра! У меня самый младшенький часто путает понятия вчера-завтра: попробую сделать такое пособие!!!!))))
    Спасибо!)
    Счастливого понедельника и отличной недели;-)

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Настя, желаю удачи в изготовлении самого пособия и изучении понятий недели!

      Ответить
  • Ирина says:

    Отличная идея!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибки 🙂

      Ответить
  • Юлия says:

    Интересная подача. Понятно и в форме игры.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      А так и надо ведь с ними, с маленькими. У меня дочка с удовольствием каждый день в эту игру играет. Уже прогнозирует, когда на какой вагончик бабочка полетит через день, через два, через три…

      Ответить
  • Линара says:

    Мне очень понравилась Ваша идея, мы ещё даже не начинали изучать дни недели, думаю воспользуюсь Вашим способом, спасибо за обзор! Пойду паровозик рисовать, а сыночек пусть раскрашивает)

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Линара, я очень рада, что вдохновили и вас! Как там паровозик: нарисован уже, действует?

      Ответить
  • Татьяна says:

    А у нас в школе стихотворение заставили детей учить что бы запомнить быстрей. Лёгенькое такое стихотворение и понятное для детей было.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      На самом деле, на мой взгляд, к школе дети уже легко могут знать названия дней недели, стихотворение, наверное, больше помощник, чтобы запомнить их последовательность и приблизительный режим по дням (если это тот стих, что я думаю). Да и паровозик — это более индивидуально, одного человека легче вовлечь.
      Хотя сейчас при индивидуализации обучения и в школе такой паровозик мог бы легко прижиться.
      Однако я даже не против стихов, а наоборот, за! А еще лучше — использовать несколько методов в совокупности 😉

      Ответить
  • Светлана says:

    Татьяна, отличная идея с паровозиком, надо будет и нам попробовать! Удачи в конкурсе и принимайте участие в нашем 🙂

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Светлана, в вашем конкурсе участие скоро примем! Обязательно!

      Ответить
  • Оксана says:

    Отличный способ научить ребенка запомнить дни недели, спасибо за идею.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Пожалуйста, Оксана. Важно тут не только запомнить названия дней, но и их обязательную последовательность.

      Ответить
  • Анна says:

    Татьяна, просто восхитительная идея с бабочкой. Нужно нам испытать что-то подобное! Спасибо за идею и удачи в конкурсе!

    Ответить
  • Галина Кузьмина says:

    Татьяна, удачи в конкурсе! Замечательный паравозик получился)) Сколько сейчас Вашей дочке?

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Галина! Ульяшке вот 5 числа этого месяца 2 с половиной годика исполнилось.

      Ответить
      • Галина Кузьмина says:

        Что-то мальчики, наверное, отстают)))) Моему Макарке 2 года 4 месяца, но до дней недели нам еще очень далеко)))

        Ответить
        • Татьяна Саксон says:

          Да, в первые годы жизни (да и в школе тоже) девочки всегда обгоняют мальчиков. Мальчики активируются попозже, где-то в старших классах. Замечали, наверное, что, например, в начальной школе, почти все девочки выше мальчишек?

          Ответить
  • Ольга Андреева says:

    Танюша! Очень понравился ваш замечательный паровозик. Отличная идея-изучать с ребенком дни недели так наглядно. И бабочка просто прелесть!
    Удачи вам с Ульяшей в конкурсе!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Ольга. Бабочка — это чудо! Она мне теперь так помогает дочку с утра подымать! Как только я говорю, что бабочке пора лететь на новый день — дочка сразу, считай, и просыпается 🙂

      Ответить
  • Виктор says:

    Для проработки этих понятий я нарисовала для дочки красочный паровозик с семью разноцветными вагончиками.

    Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика