Изучаем временные понятия: неделя, дни недели. Метод паровозика. Из личного опыта
Здравствуйте, друзья! Я решила начать цикл статей, в которых я рассказываю вам о том, как занимаюсь своей дочкой в различных сферах: чтение, математика, рисование, лепка и др. В данной статье я рассказываю вам о том, как мы изучаем такие временные понятия, как неделя, дни недели, сегодня, вчера, завтра.
Для проработки этих понятий я нарисовала для дочки красочный паровозик с семью разноцветными вагончиками. Каждый вагончик — это день недели. Паровозик я рисовала тогда, когда доченька находилась в садике, потому что заботилась об эстетичности и долговечности.
Но, конечно, можно к его изготовлению привлечь и самого ребенка, а в процессе изготовления обсуждать, что вы рисуете, какое имя дадите паровозику и вагончикам. У нас с дочкой обсуждение паровозика произошло, когда он был уже готов.
Пришла Ульяна из садика, зашла в комнату — и сразу увидела его.
— Оооо, паровозик! Ту-ту! — закричала она. — Мама, паровозик!
Радости дочкиной не было конца. И я не упустила этого момента. Порадовалась вместе в ней, похлопала в ладошки. Потом мы стали рассматривать, из чего он состоит: колесики, труба, окошки, вагончики…
Для введения понятия неделя начали с имени. Дали имя паровозику так:
— Как маму зовут?
— Таня.
— А ты кто?
— Усяша!
— А паровозика зовут Неделя. Скажи Неделя. Паровозик Неделя.
Потом стали отрабатывать понятие дни недели:
Мы посчитали вагончики. Их оказалось 7.
Я сказала:
— У нашего паровозика Недели семь вагончиков. Вагончик — это день. Семь вагончиков — это семь дней. У недели есть семь дней. Скажи — семь дней. Давай еще раз вместе посчитаем: один, два… Семь дней.
Следующим нашим шагом стало обсуждение каждого вагончика. Я показывала на каждый вагончик по очереди и спрашивала, какой он (по цвету). После этого давали имя каждому вагончику (дню недели).
— Первый вагончик какой?
— Красный.
— Красный вагончик — это понедельник. Повтори: понедельник.
Аналогично строится разговор по остальным дням недели (Голубой вагончик — это вторник. Повтори: вторник. Желтый вагончик — это среда. Повтори: среда. Зеленый вагончик — это четверг. Повтори: четверг. Розовый вагончик — это пятница. Повтори: пятница. Синий вагончик — это суббота. Повтори: суббота. Желтый вагончик — это воскресенье. Повтори: воскресенье.»).
А потом к нам «прилетела» бабочка! (С помощью бабочки вводится понятие сегодня.)
— Ой, бабочка! Бабочку зовут Сегодня! Скажи: сегодня.
— Смотри, она села на вагончик! На какой вагончик села бабочка?
— Розовый.
— Да! Бабочка села на розовый вагончик! Розовая у нас пятница. Бабочка села на пятницу. Сегодня — пятница! Скажи: сегодня пятница.
На этом в первый день знакомство с неделей и днями недели у нас практически и закончилось. Только дочка еще хотела посадить бабочку на другие вагончики. Но я ей сказала, что бабочка целый день сидит только на одном вагончике, а на другой вагончик она перелетает утром. (Понятие утро у нас уже отработано.)
Теперь каждое утро мы обращаемся к паровозику Неделя. Мы говорим:
— Бабочка, уже утро. Надо лететь на другой вагончик, на другой день. Лети вперед!
И бабочка оставляет вагончик (Вчера) и перелетает на новый день (Сегодня). И вновь обговариваем, на каком дне сидит бабочка, какой день сегодня.
Вечером мы «напоминаем бабочке, что завтра утром будет новый день и желаем ей спокойной ночи.
Вот так постепенно я с дочкой работаю с паровозиком Неделя, его вагончиками — днями недели и бабочкой Сегодня. Дочке очень нравится обращаться к паровозику. И пока еще есть этот интерес, я его поддерживаю. Ульяшка уже привыкла, что бабочка перелетает только утром, только на один паровозик вперед. А со временем, я уверена, она легко станет оперировать в речи понятиями вчера, завтра, названиями дней недели.
Я подумываю еще паровозик со временем усовершенствовать: добавить на вагончиках окошки. В этих окошках будут находиться рисунки, изображающие, что в какой день мы делаем. Но это позже. Пока эти окошки могут отвлекать от основных изучаемых понятий.
Когда я рисовала паровозик, мне очень хотелось использовать для вагончиков заодно все цвета радуги по очереди: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так бы вместе с временными понятиями изучались бы цвета радуги. Но у меня не оказалось нужных красок для вагончиков, поэтому я отказалась от этой идеи. Но если вы будете делать такой паровозик, рекомендую воспользоваться этой идеей.
А о том, как мы сейчас изучаем цвета, я расскажу вам в следующий раз. Не пропустите!
С этой статьей я участвую в конкурсе Людмилы Поцепун на блоге «Цветы жизни». Конкурс так и называется: Как научить ребенка. Споснором конкурса выступает издательство МИФ. Детство. Пожелайте мне удачи и присоединяйтесь к участию!
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Ах, какой красивый! Танюша, удалось не только эстетическое, но и легко-обучаемое пособие! Мне очень понравилась идея с бабочкой. Уверена, с регулярными путешествиями вашей бабочки Ульяша очень скоро быстро начнется разбираться во всех тонкостях!
Спасибо, Таня, за участие в конкурсе!
Спасибо, Милочка. У нас это пособие заняло целую стену. До этого стена пустовала. А теперь паровозик появился и комната ожила прямо. Когда я вагончики из бумаги вырезала, домашние смотрели и посмеивались. А потом увидели его в готовом виде и тоже оценили 🙂
Танюша, какой чудесный вагончик! Ты — просто умница! Ульяша очень быстро запомнит все дни недели — это точно.
Помню, как мы мучились с Олесей с ее вечными вопросами: «А какой сегодня день?»
Я на стену повесила календарик в виде часиков у которых вместо цифр 7 окошек с днями недели и стрелочка. Вот стрелочка и показывала нам какой сегодня день.
Удачи в конкурсе! Я бы сразу тебе 1 место за чудесный паровозик отдала 🙂
Мерси 🙂 О, Ульяша к паровозику воспылала пылкой любовью и учится по нему очень быстро! Она даже ни один день не дает мне о нем забыть 🙂 Сама напоминает.
А с часами идея тоже интересна. Кстати, часики я тоже планирую использовать, но для других целей: для изучения времени поддержания режима. Просто мне кажется, что если через часы вводить много понятий: часы, минуты, дни недели да еще что-нибудь, ребенок может запутаться. Мне вот рассказывали историю про ребенка, который плохо усвоил понятия дней недели и названий месяцев. Его спрашивают:
— Что сегодня?
— Сегодня вторник!
— А завтра?
— А завтра январь! 🙂
Поэтому все таки пособия стараюсь разграничивать, чтобы и в реальной жизни они подходили. Часы — круг — для суточного, кругового времени; паровозик неделя — линейное время и т.д. 🙂
Спасибо тебе за первое место! 😉 Была у меня за паровозик одна награда — Ульяшкина радость, а теперь две получается 🙂
Танюша, это правильный подход по разграничению понятий. Олеся уже многое знает, поэтому можно и специально ее попутать 😉
Замечательная помощь малышам в познаниях! Можно так целое депо создать на разные темы и Паровозики будут привозить все что пожелаешь! Увлекательных Путешествий Вам с дочей, Татьяна )!
Спасибо, Оксана. Но я, пожалуй без депо обойдусь 🙂 А то этот паровозик на полкомнаты, а если еще парочку сделать — спать будет негде 😉
Таня, а это будет самый главный Паровозик, а сделать поменьше еще можно с вагончиками, как альбомный лист — и складывать эти паровозики как альбомчик, как книжку раскладку. С такими паровозиками на любую тему можно с малышами играть — фантазии нет предела ).
Татьяна, как замечательно вы придумали. Точно ваша дочка быстро запомнит дни недели. Заходите на мой блог. Я его специально создала в помощь таким мамам, как вы. Вот здесь стихи о днях недели, может вам они ещё лучше помогут запомнить их:
vachrepetitor.ru/podgotovka-k-shkole/vremya/dni-nedeli
Пожалуйста, заходите на мой блог, учитесь, и обязательно пишите, что вам не понятно, что добавить, о чём ещё рассказать или может меня в чём-то поправите. Заходите, буду рада.
Спасибо, Лидия. Заглянула к вам. Мне у вас понравилось, очень много полезного. Буду часто заходить.
Почему-то сыночек никак не может усвоить необходимость повторять или делать что-то по какой-либо инструкции:((. В любой игре придумает свои правила, и хоть мне из кожи вон вылези, ни за что не будет делать так, как скажу((.
При этом в садике вроде слушает…
У меня появляется чувство собственной неполноценности. При этом никогда не давлю на него, так что никаких дней недели так еще и не можем выучить(((
Надежда, ничего страшного, пройдет! У меня Ульянушка так недавно месяца два шалила — специально все наоборот делала 🙂 И сейчас так цифры специально перепутывает и смотрит на мою реакцию. Я некоторое время и сама отчаивалась. Только садик и спасал. А вот теперь все улеглось, дочка даже стала спать вовремя ложиться (а для меня это была огого какая проблема!).
А сынок ваш творческий — правила придумывает! Ну что же, следуйте его правилам 😉 Это же здорово!
Татьяна, спасибо за теплые слова!
Ну, в настоящее время я примерно так и делаю, а вот год назад… чуть ли не силком заставляла его слушать рассказы в книжках))) он сам просил почитать, а вместо этого расспрашивал-рассказывал мне что на своем языке:-). А у меня дочка маленькая, времени в обрез читать, я и задавалась целью именно почитать, пока доча не мешает.
Зато сейчас подросли оба, такие помщники)))!
Таня, я паровозик использую под расписание уроков и кружков для первоклассника! Хорошая идея! А то у нас в таблице все висит. И малыш поможет раскрашивать. Только наверное мальчишки не бабочку захотят, а Человека-Паука))
Под расписание здорово тоже! Таблицы нам-то привычны, а вот детям с такими обыгрываниями гораздо интереснее, и даже приятно лишний раз посмотреть 🙂 И уж неважно, кто там у кого будет с вагона на вагон перепрыгивать. Героя ребенок может легко выбрать сам, главное тут — сама схема действий.
Понятие времени многими детьми очень сложно воспринимается. Так и идут в школу, имея весьма смутные представления, а то и вовсе без них. Маленькие детки наглядно воспринимают все гораздо лучше. Отличная игра!
Спасибо, Галина.
Вы представляете, сегодня узнала, что в школе дети могут познакомиться с временем (неделя, месяц, год) только на уроках ЧИМ, чтение. А вот в математике они у нас это только в 4 классе проходят! Потому что только тогда им с числами разными удобнее оперировать.
Например, пока дети не изучат концентр Тысячи, они не могут изучать, сколько дней в году.
Я была в шоке.
Идея просто супер! И паровозик у вас получился очень красивым. Думая, туже самую идею можно использовать, чтобы учить детенка иностранному языку (для меня эта тема очень близка, так как семья у нас интернациональная и малышу придется учить 3 языка).
Татьяна, а вам я желаю победы в конкурсе! Она точно будет заслуженной:)
Спасибо, Евгения, за пожелания.
Конечно, а почему бы и не на иностранном так неделю изучать, а заодно все то, что она нам в разные дни преподносит?
А я вот учила немецкий. Сегодня начала при дочке по вечерам книгу на немецком вслух читать. Посмотрим, что из этого выйдет…
Супер-игра! У меня самый младшенький часто путает понятия вчера-завтра: попробую сделать такое пособие!!!!))))
Спасибо!)
Счастливого понедельника и отличной недели;-)
Настя, желаю удачи в изготовлении самого пособия и изучении понятий недели!
Отличная идея!
Спасибки 🙂
Интересная подача. Понятно и в форме игры.
А так и надо ведь с ними, с маленькими. У меня дочка с удовольствием каждый день в эту игру играет. Уже прогнозирует, когда на какой вагончик бабочка полетит через день, через два, через три…
Мне очень понравилась Ваша идея, мы ещё даже не начинали изучать дни недели, думаю воспользуюсь Вашим способом, спасибо за обзор! Пойду паровозик рисовать, а сыночек пусть раскрашивает)
Линара, я очень рада, что вдохновили и вас! Как там паровозик: нарисован уже, действует?
А у нас в школе стихотворение заставили детей учить что бы запомнить быстрей. Лёгенькое такое стихотворение и понятное для детей было.
На самом деле, на мой взгляд, к школе дети уже легко могут знать названия дней недели, стихотворение, наверное, больше помощник, чтобы запомнить их последовательность и приблизительный режим по дням (если это тот стих, что я думаю). Да и паровозик — это более индивидуально, одного человека легче вовлечь.
Хотя сейчас при индивидуализации обучения и в школе такой паровозик мог бы легко прижиться.
Однако я даже не против стихов, а наоборот, за! А еще лучше — использовать несколько методов в совокупности 😉
Татьяна, отличная идея с паровозиком, надо будет и нам попробовать! Удачи в конкурсе и принимайте участие в нашем 🙂
Спасибо, Светлана, в вашем конкурсе участие скоро примем! Обязательно!
Отличный способ научить ребенка запомнить дни недели, спасибо за идею.
Пожалуйста, Оксана. Важно тут не только запомнить названия дней, но и их обязательную последовательность.
Татьяна, просто восхитительная идея с бабочкой. Нужно нам испытать что-то подобное! Спасибо за идею и удачи в конкурсе!
Татьяна, удачи в конкурсе! Замечательный паравозик получился)) Сколько сейчас Вашей дочке?
Спасибо, Галина! Ульяшке вот 5 числа этого месяца 2 с половиной годика исполнилось.
Что-то мальчики, наверное, отстают)))) Моему Макарке 2 года 4 месяца, но до дней недели нам еще очень далеко)))
Да, в первые годы жизни (да и в школе тоже) девочки всегда обгоняют мальчиков. Мальчики активируются попозже, где-то в старших классах. Замечали, наверное, что, например, в начальной школе, почти все девочки выше мальчишек?
Танюша! Очень понравился ваш замечательный паровозик. Отличная идея-изучать с ребенком дни недели так наглядно. И бабочка просто прелесть!
Удачи вам с Ульяшей в конкурсе!
Спасибо, Ольга. Бабочка — это чудо! Она мне теперь так помогает дочку с утра подымать! Как только я говорю, что бабочке пора лететь на новый день — дочка сразу, считай, и просыпается 🙂
Для проработки этих понятий я нарисовала для дочки красочный паровозик с семью разноцветными вагончиками.