Как выучить стихотворение: легко, быстро, просто — разные способы

Здравствуйте, мои дорогие! В этой статье я расскажу вам о пяти способах заучивания стихотворений. Эти способы все до единого были испробованы на практике, и уже известно, что они работают. Я начну со способа, который подходит самым маленьким, а потом перейду к методам запоминания для детей постарше.

Итак, как выучить стихи:

Способ 1. Заменяем слово картинкой

Этот способ, как я уже говорила, подходит самым маленьким. Как все это происходит: взрослый пишет на большом листе (учитель — на доске) стихи. Для самых маленьких желательно, чтобы это было четверостишие, а не длинное стихотворение.  Дальше взрослый читает ребенку стихотворение, чтобы тот знал, с какой интонацией оно читается. После этого они читают стихотворение вместе, а затем ребенок читает один. Потом ребенок закрывает глаза, а взрослый закрывает одно слово подходящей картинкой. И ребенок снова читает все стихотворение так, как оно было изначально. С каждым разом закрывается еще одно слово картинкой. В конце ребенок читает стихотворение только по картинкам и тем словам, которые невозможно заменить (союзы, предлоги и другие слова, к которым вы не смогли подобрать картинку). После такой проделанной работы ребенок сможет рассказать стихи по памяти. Посмотрите на примере стихотворения Агнии Барто «Грузовик».

как выучить стихотворение с ребенком

Способ 2. Убираем слово

Данный способ похож на предыдущий, только слово не заменяется картинкой, а закрывается или стирается. В данном случае к концу не остается ни одного слова.

Способ 3. Убираем строчку

Аналогично второму способу, только убирается не слово, а целая строка стихотворения. Начиная с этого способа ребенок может уже учить стихи самостоятельно, без помощи взрослого. Для этого он должен сам переписать стихотворение на лист простым карандашом, а строчку убирать ластиком.

Способ 4. Насыщение образами

Этот способ я использовала в старших классах. Когда я просто заучивала стихи, то были моменты, на которых я забывала строчку или путала местами столбики. Я стала мысленно «рисовать мультик» по мотивам стихотворения: представляла последовательные картинки. А когда рассказывала стихотворения, просто вспоминала свои образы и переставала путаться.

Способ 5. «Снежный ком»

Я думаю, многие из вас слышали о такой игре, как «Снежный ком». Если не слышали, то вот ее правила.

как быстро и как легко выучить стихотворение

Правила этой игры я перенесла на изучение стихотворений. Читаем первую строчку — и повторяем ее, не глядя на текст. Потом читаем первую и вторую строчку — и повторяем их не глядя на текст. Далее читаем 1-3 строки — и повторяем их не глядя на текст. И так до конца стихотворения. Здесь не следует торопиться. Если ты не можешь точно повторить три строчки, не надо читать их вместе с четвертой (повторите их еще разок). Этот метод хорош тем, что выученные таким образом стихи надолго остаются в памяти благодаря многократным повторениям. Не зря говорят «Повторенье — мать ученья». И если даже через год ребенок встретит первые строчки знакомого стихотворения, в памяти быстро всплывут остальные строки.

Что же, теперь вы знаете 5 способов, как выучить стих. Дерзайте и развивайте свою память и память ваших детей! А если вы знаете и другие способы, поделитесь ими с нами в комментариях к этой статье. Может, кому-то понравится именно ваш вариант заучивания стихов.

А теперь отдохните и послушайте, как ребенок рассказывает стих.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

97 комментариев на “Как выучить стихотворение: легко, быстро, просто — разные способы”

  • Алексей says:

    А я мамку заставлял читать. И так запоминал.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ну да, тоже способ 🙂

      Ответить
  • Юлия says:

    Очень хорошие способы заучивания стихов. Помню, мама в детстве всегда говорила: «Представляй картинку, когда учишь стих». И вправду, так быстрее запоминалось. 1ый и 2ой способы часто используются для заучивания стихов на английском языке.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      А еще первый и второй способы используются учителями в начальных классах. Они очень хорошо подходят для работы группой. А пятый я использую до сих пор. Юлия, спасибо, что оценили 🙂

      Ответить
  • Елена says:

    Здорово! Спасибо огромное! Для меня очень актуально, т. к дочка учится в школе. А вот способ №4 мне лично ближе всего. Если не могу что-либо запомнить — придумываю образы, ассоциации.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Здорово! Мне этот способ помогал басни учить. Такие образы яркие были!!!

      Ответить
  • Мамочкина записная книжка says:

    Здравствуйте, Татьяна.
    К сожалению не нашла формы обратной связи, поэтому пишу сюда.
    Мне очень понравился Ваш сайт.

    Ответить
  • Анастасия says:

    Татьяна, с удовольствием вручаю Вам Кубок признания за красивый сайт!

    Ответить
  • Людмила (Цветы жизни) says:

    Мы с сыном только что учили стихотворение по второму способу. Ему понравилось. Смешно наблюдать, когда ребенок смотрит на доску, на которой стоят только знаки препинания, и читает стих!
    Спасибо, Таня, за такие полезные советы. Они точно пригодятся любому родителю: ведь рано или поздно надо будет учить стихи со своими детьми!!!
    А скоро Новый год, не пора ли начать учить с детками стих для Дедушки Мороза? 🙂

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Да, наблюдать действительно забавно! И да, пора уже учить новогодние стихи. Планирую через неделю обнародовать свои новые стихи для детей: новогодние! Так что скоро будет что учить!

      Ответить
  • Irina says:

    Отличные способы! Они не только детям подойдут. Если что-то не запоминается буду вставлять образы.
    Удачи в конкурсе!

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ирина, спасибо. Я согласна: способы не только для детей. Взрослым тоже подойдут, 4 и 5.

      Ответить
  • Elenka says:

    а мы учим с помощью жестов…
    если слово трава — то я показываю рукой вниз…
    если ветер и деревья — то качаем руками в верху…
    если слово — люблю, доброта и.т.д…то показываю на сердце…
    так и учим…получается очень хорошо….потому что жесты запоминаются и если забыл слово то показываешь жест и тут же все вспоминается…)

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Какой замечательный способ! Буду обязательно его пробовать применять с детьми. Еленка, спасибо, что поделились!

      Ответить
  • outofsight says:

    Есть мнение, что картинка и слуховой образ слова создают тормоз для запоминания. Дело касается языка в принципе и мне не совсем понятна логика. Но так сказала коллега, её на курсах научили. Как-нибудь удосужусь в этом разобраться.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я не знаю, как там вашу коллегу учили, но… Чем больше воздействие на разные органы восприятия и чувства (зрение, слух и т.д.), тем лучше все запоминается! Поэтому не сомневайтесь и используйте разные способы. Золотое правило Коменского Я.А. гласит о том, что все, что можно потрогать, надо потрогать, все, что можно понюхать, надо дать понюхать и т.д. Я еще вернусь к этой теме в будущем и расскажу о законах памяти.

      Ответить
      • Лана says:

        Я согласна с вами, Татьяна. Конечно, чем больше органов чувств применяется при изучении материала, тем лучше. К тому же, разные дети имеют разные типы восприятия информации. Чем больше вариантов изучения мы предложим (картинки, звуки, движения рук, эмоции) тем больше шансов попасть в точку.

        Ответить
  • Юльчатка says:

    Спасибо )) а мы ещё и напеваем стих, когда учим.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ой, как интересно! Я напеваю строчки, когда сочиняю стихи, но никогда не думала, что можно напевать и тогда, когда их учишь! Юльчатка, спасибо за подсказку!

      Ответить
  • Ольга says:

    Спасибо, все способы по-своему хороши! Каждый найдет что-то для себя! Спасибо!

    Ответить
  • madonna4ka says:

    Прекрасные способы. А я дочкам читала стихи и так младшая запоминала их на слух, а смотрела по картинке. В 2 года на память их рассказывала переворачивая и искала страничку с картинкой.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Какой чудесный способ!

      Ответить
  • Анна says:

    Я знаю другой способ заучивания стихов. Применяла его только на себе. Лупила себя книжкой по голове, когда забывала слово. Сама учила и сама себя наказывала.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      🙂 Ну самой себя можно. Это называется «вбить себе знания» 🙂 Только не стоит применять это с другими!

      Ответить
    • Наташа says:

      Интересный способ у Вас Анна!

      Ответить
  • Ирина says:

    Татьяна, вручаю Вам Кубок признания (понравился Ваш сайт).

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ирина, спасибо 🙂

      Ответить
  • Алексей says:

    Спасибо за интересную методику, возьму на заметку!

    Ответить
  • Надежда says:

    Спасибо,Татьяна. Попробую.эти способы. Скоро новый год и это будут первые стихи моей дочки.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Это такое счастье: помогать что-то делать своему ребенку впервые!

      Ответить
  • Natabul says:

    Вот и мы с детьми учили разными способами, а потом каждый из них выбирал тот, который быстрее для него срабатывал. У одного — жесты так и остались, у другого — ассоциации.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Да, не везде, где что-то подходит одному, подойдет другому. Это уже зависит от того, какой орган восприятия у человека больше развит.

      Ответить
  • Мария says:

    А мы с мамой всегда учили стихи вечером перед сном. Читали стихотворение раз десять и повторяли. Потом мама говорила: «Ложись спать, утро вечера мудренее». И утром все очень хорошо вспоминалось.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Здорово! А вот я тоже пробовала так делать! И что вы думаете?!! Я к утру знала стихотворение «от зубов», но я спать хотела. Потому что полночи мой мозг мучил меня и я не могла уснуть, пытаясь рассказать себе это стихотворение перед сном. Таким образом, я его могла рассказывать (прокручивая в уме) по несколько часов. И мозг не отдыхал. Когда я это поняла, я решила не пользоваться таким способом, а ночью спокойно отдыхать. Есть конечно люди, которые спят спокойно. Видимо, это для них придумана поговорка «Утро вечера мудренее», но уж точно не для меня 🙂

      Ответить
  • Татьяна С. says:

    Как я и обещала, написан цикл Новогодних стихотворений для детей (и не только). Приглашаю вас с ними познакомиться здесь: http://lit-dety.ru/konkursnye-raboty/priblizhaetsya-novyj-god-ili-novogodnie-stixi-dlya-detej.html/

    Ответить
  • Людмила says:

    Татьяна, молодец! Все так умно расписано. Хотя у меня нет маленьких деток, буду с внучкой пытаться разучивать. Хотя она только стала более менее говорить, но я думаю, что у нас получится. Спасибо.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я думаю, такой малышке подойдет 1 способ или способ, которым с нами поделилась madonna4ka. Попробуйте и тот, и другой, а там вы увидите, какой подходит вашей внучке больше всего.

      Ответить
  • Ninel says:

    Отличные способы, заучивание стихов очень хорошо развивает память.

    Ответить
  • Эвелина says:

    у меня был еще 1 способ — перед сном несколько раз читала стихи и клала учебник под подушку. Не знаю, что именно, но что-то помогало))

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ах да! Эвелиночка, и как я могла о нем забыть?! Это же старый проверенный добрый способ — учебник под подушку! 🙂

      Ответить
  • Надежда says:

    Как психолог знаю очень много способов запоминания и тренировки памяти, но ваша статья была чем-то для меня открытием. Спасибо!

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Надежда, так может вы с нами поделитесь каким-нибудь способом, который здесь еще не был упомянут?

      Ответить
  • Анатолий. says:

    вот бы в моем детстве кто-нибудь применял такие правила!
    было бы легче учить стихи

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Ну и тогда же как-то учили 🙂 А посмотрев видео в конце статьи, вы увидите, что учили неплохо и не самые легкие для рассказывания!

      Ответить
      • Анатолий. says:

        молодец малыш! я так не умел рассказывать в детстве

        Ответить
        • Татьяна С. says:

          И я не умела, да еще и стеснялась к тому же!

          Ответить
  • Ольга Бардина says:

    А для меня самым лучшим способом запоминания было проговаривание: пока учила «про себя», в голове мало что оставалось, а когда надо было вслух повторить — сразу проявлялись слабые места — именно там оставалось «подтянуть» — и готово!

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Почти каждый из способов запоминания содержит в себе проговаривание на каком-либо этапе: будь то повторение строчек с наращиванием, как в способе «снежный ком» или проговаривание строчек, где слова уже закрыты рисунками, как в первом способе. В этом и секрет, что используется максимальное число воздействий на разные органы чувств. При проговаривании это механическая память + слуховая. При первом способе — зрительная. Там дальше еще образная. И так далее.
      Ольга, спасибо что напомнили мне своим комментарием заострить на этом свое внимание!

      Ответить
  • alena says:

    нет ну здорово 🙂
    я как и всегда как то уповала на память своего ребенка, без заморочек 🙂
    а можно было вот как сделать — играючи!
    спасибо, будем пробовать с младшей 🙂

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Пробуйте, внедряйте, память развивайте 🙂

      Ответить
  • Итоги конкурса "Мамины секреты воспитания" | Цветы жизни says:

    […] Татьяна — Как выучить стихотворение: 5 способов […]

    Ответить
  • Анастасия Шеметова says:

    Прочитала статью, и хотела написать про жесты, а вот в комментариях уже написали. У нас сыном успешно используется пятый, к нему кстати хорошо добавить простое движение (прыгать на диване или лазить по лесенке, да ходить хотя бы). А вот с заменой слов картинками — возьму на заметку, не пробовала такой 🙂

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Спасибо, Анастасия! Кстати, сама не раз замечала, что когда учишь что-то непроизвольно добавляется действие: или ходишь туда-сюда, или такт отстукиваешь.

      Ответить
  • Ольга Коновалова says:

    Ваша статья будет очень полезной для мам…

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Да, Ольга, я тоже так думаю. А еще и для начинающих учителей, которые тоже озабочены обучением ребятишек и хотят сделать это обучение интереснее.

      Ответить
  • Людмила says:

    Когда занималась английским, так использовался метод для заучивания английских слов — на день выписываешь 20 — 25 слов и в течение суток повторяешь их не раньше, чем через 10 минут и не позже чем через сутки, в промежутках между повторами занимаешься совершенно другими делами. На шестой , раз уже практически, все слова выучены. Я делала это в течение дня. Но это, конечно, у кого как. Я потом с внуками так учила стихи — хорошо получается.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Людмила, вот это «повторенье — мать ученья! Спасибо.
      Сейчас начала самостоятельно изучать английский язык. При наращивании словарного запаса делаю также, как и вы!

      Ответить
  • Мария Потапова says:

    Благодарю за полезные советы.
    Для малышей, действительно, очень подходит первый способ.
    А для деток, начиная с 3-х лет в последнее время часто используют мнемотаблицы, которые содержат только картинки, вообще без слов.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Интересно. Я о таких не слышала. Что это за они такие? И как по ним учить?

      Ответить
  • Надежда says:

    А мы сначала читаем,потом прошу ребенка рассказать о чем стих, как он его понял.Иногда приходится объяснить о чем хотел сказать поэт. А потом способ близкий к 4-му, я изображаю слова, действия, а ребенок озвучивает. И конечно же постоянное хаотическое движение)))

    Ответить
  • Ирина Колотова says:

    Для каждого ребенка подходит свой способ. Но и для каждого стихотворения, в зависимости от содержания тоже. Очень хорошие способы запомнить стихи.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Спасибо, Ирина!

      Ответить
  • Ольга says:

    Спасибо, Татьяна! Советы чудесные! Мы тоже много стихов всегда учили ра3ными способами!

    Ответить
  • Наталья says:

    Замечательные способы, а я вот никогда ничего не зубрила, а стихи выучивались мной легко.

    Ответить
    • Татьяна С. says:

      Я тоже не сильно уж и страдала от запоминания стихов. А вот нам еще в школе отрывки из прозаических текстов задавали выучить — вот с ними было посложнее.

      Ответить
  • Людмила Власова says:

    Татьяна, какие оригинальные способы учения стихотворений.
    Понравилось стихотворение в исполнении малыша. Спасибо.

    Мои дочки в 2 года поражали окружающих «У лукоморья дуб зеленый».
    Так прикольно слушать малышей, которые еще не понимают всех слов и придумывают свои 🙂

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      А я сейчас пробую учить стихи вместе с исполнителем. Вот мне очень нравится, как исполняет стихи и песни Сергей Безруков. Я слушаю его, запоминаю строки и при этом еще пытаюсь повторить его душещипательные интонации. Вот мне интересно, когда он так научился жить поэзией? В детстве ли или уже будучи взрослым… Интересно было бы послушать, как у него это в детстве получалось 🙂

      Ответить
      • Людмила Власова says:

        Мне тоже интересно было бы послушать малыша Сережу Безрукова.

        Мне очень понравилось стихотворение «Я маму свою обидел» в исполнении мужчин — актеров. Ссылка есть в моем имени.

        Ответить
        • Татьяна Саксон says:

          Сходила-послушала. Мне тоже очень понравилось это стихотворение в их исполнении.

          Ответить
  • Madam Internet says:

    да, много у вас дельных подсказок для малышей Спасибо!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      И не только для малышей 😉
      Пользуйтесь в удовольствие!

      Ответить
  • Анна says:

    Татьяна, очень интересные способы заучивания стихов. К сожалению в начальных классах мало кто из учителей применяют игровые приемы, особенно для заучивания наизусть.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Не могу точно это утверждать, потому что некоторые способы из представленных я почерпнула именно у учителей начальных классов, когда была на педагогической практике в школе.

      Ответить
  • Егор says:

    Интересные способы. Проблема в том, что сейчас детей учат зубрить, никаких игровых форм, а жаль…

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Егор, не везде так. Первые формы, которые я показала, именно из школы, там я им научилась от опытных учителей.

      Ответить
  • Марина says:

    А мне кажется, что заучивание стихов заложено природой. Это или дано или нет. Я вообще со страхом жду, когда в школе зададут учить стих на немецком!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Ой, Марина, мне кажется все совсем не так. Вот чтобы написать стихотворение, это да, надо что-то иметь. А чтобы заучить, зазубрить даже, здесь не нужен никакой особый дар, кроме мозгов. А они у каждого из нас есть.
      Вложить в память слова может каждый.
      Выразить себя через слова дано не многим.

      Ответить
  • Анна says:

    А еще мне очень помогало в школьные годы учить стихотворение в стиле рэп:) и весело и полезно)

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Прикольно! Я так не пробовала 🙂 А потом при рассказывании стихотворения на рэп не переходили?

      Ответить
  • Ольга says:

    спасибо, Таня, за полезные советы. А я своих дочек помню учила, чтобы вставали перед зеркалом и читали стихотворение , а потом старались повторить его.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Не знаю, насколько это влияет на запоминание, но вот на красивое исполнение стиха точно положительный эффект оказывает! Я и сама речь перед зеркалом нередко тренирую.

      Ответить
  • Ольга Черныш says:

    Я своим всегда говорю, чтоб представляли зрительно то, о чем говорят. Самая таким способом запоминания пользуюсь.
    И еще нужно с интонацией говорить, тогда запоминается интонационно.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Это верно. Я когда учила басни Крылова, всегда в воображении рисовала картины.

      Ответить
  • Олег says:

    Очень классно и подробно описано. Спасибо большое! Каждому ребенку нужно подбирать отдельный метод. Приглашаю в гости, угощу чем-то вкусненьким!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо. Методов на самом деле очень много, и эти я давала с разбивкой на возраст. Поэтому здесь при выборе метода надо в первую очередь возраст учитывать. А у вас вкусненько! Загляну еще не раз.

      Ответить
  • Мария (учимся играя) says:

    Интересные способы выучить стихотворение . Мы используем всего 2 )
    Иногда мы просто часто читаем стих и он сам запоминается у Дашульки
    А иногда я читаю пару строчек, она повторяет, еще пару, снова повторяет. Выучиваем очень быстро.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Мария, я тебе не верю! 🙂 Уж вы-то с дочкой мастерицы все обставить и сделать по-новому и интересно. Неужто только 2 способа? И никаких других?

      Ответить
      • Мария (учимся играя) says:

        Татьяна, мы решили не изобретать велосипед, когда оно и так прекрасно запоминается 🙂

        Ответить
  • Светлана says:

    Я думаю, что последний, пятый способ подойдет не только малышам, но и взрослым людям.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Светлана, верно думаете! Для малышей лучше всего первые способы.

      Ответить
  • Лилия says:

    Для меня всегда было проблемой выучить стих. А ваша статья просто находка!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Лилия.

      Ответить
  • Светлана says:

    Я, когда училась в школе, учила стихотворения по принципу «снежного кома». Замену слова картинкой часто использовали в школе для развития речи детей. Но не думала применять этот способ при заучивании стихотворений. Вообще, очень познавательно.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Многие используют именно «снежный ком» 🙂
      Однако и других способов избегать не надо: ребенку (чем он младше) интересны разные решения, особенно игровые.

      Ответить
  • Виктор says:

    Однако и в том, и в другом случае стараются выучить заданное стихотворение как можно быстрее.

    Ответить
  • Анна М says:

    Спасибо за советы буду пробовать

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Удачи, Анна! Пусть будут вам подвластны все стихи!

      Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика