Русский язык. 3 класс. Тема урока: Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением
План-конспект урока Русского языка в 3 классе.
Тема урока: Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением
Цели урока:
— Закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма.
— Учить нахождению способов запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне.
— Расширять словарный запас учащихся.
— Развивать умение строить предложения и текст.
— Активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования ТСО, межпредметных связей, дифференциации.
— Развивать орфографическую зоркость, образное, ассоциативное мышление, то есть объемное видение языка.
— Развивать общелогические умения и навыки.
— Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.
— Воспитывать аккуратность, чувство уважения к одноклассникам.
Оборудование к уроку:
Иллюстративный материал (фотографии птиц, таблички со способами запоминания)
Орфографический, толковый, этимологический и фразеологический словари.
Видеофильм “Пернатые друзья”, аудиокассета с записью голосов птиц.
Ход урока
1. Сообщение темы урока
Нельзя кое-как, положась на удачу,
Слова написать, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки –
Каждое дело “просит” проверки.
— Но, вы знаете, что не все слова можно проверить. Это, так называемые, словарные слова. Они не подчиняются правилам русского языка. Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.
(Чтение темы урока: “Непроверяемые гласные в корне слова”)
Выявление первого способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (чёткое проговаривание)
— А как вы поступаете, если слово словарное?
— Верно, слово необходимо четко проговорить несколько раз.
— Этот способ поможет нам запомнить название птицы, которая обитает на Кольском полуострове. Кстати, очень большое количество ошибок на непроверяемые гласные делают дети в названиях наших “пернатых” друзей.
— Это — орлан-белохвост. (Рисунок №1)
— Это сильная хищная птица, она питается рыбой, которую выслеживает в море и выхватывает из воды на лету.
— Почему на картинке значок?
— Количество этих птиц мало и они находятся под охраной нашего государства. Всего в Красной книге 65 видов птиц.
— Найдите “трудное” место в написании слова орлан.
— Подберите и запишите родственные слова. (орёл, орлята, орлиный, орлёнок и т. д.)
— Выделите корень.
— Какая общая орфограмма? Подчеркните.
— Итак, каков первый способ запоминания слов с непроверяемой гласной?
ЧЕТКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ
Выявление второго способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (подбор ассоциации)
— Память – это замечательно, но в русском языке огромное количество слов.
Знакомство с толковым словарем.
— Из них 13 % занимают слова с непроверяемыми гласными.
— Что делать, если память подводит?
Знакомство с орфографическим словарем.
— Но носить везде с собой орфографический словарь неудобно.
— Какова задача нашего сегодняшнего урока? (найти другие способы запоминания слов)
— Послушайте стихотворение и скажите, что помогло вам запомнить написание проверяемой гласной в слове.
Вышел Петя-петушок,
Ярко- красный гребешок,
Наш петух умеет петь!
(Букву “Е” нам не стереть)
Рано утром на заре
Он выводит ноту “Ре”.
Рисунок №2
— Какая непроверяемая гласная в слове петух?
— Что помогло запомнить?
— Такой способ запоминания называется …
ПОДБОР АССОЦИАЦИИ
— А вот эту птичку, которая тоже живет на Кольском полуострове, называют оляпка.
Рисунок №3
— Эта небольшая птица – водяной воробей. Она единственная из певчих птиц, которая умеет плавать и нырять летом в реке, а зимой в проруби. И даже бегать по дну под водой.
— Вы удивлены?
— Что произносят люди удивляясь? (О-О-О!)
Рисунок №4
— Запишите слово, подчеркните гласную.
— На этой картинке тоже “местная” птица.
Рисунок №5
— Ее название — баклан. Она занесена в Красную книгу.
— Загляните во внутреннюю форму слова и попробуйте сами придумать ассоциацию.
Рисунок №6
— Запишите слово и рядом слово-ассоциацию.
— Какой новый способ запоминания слов с непроверяемыми гласными узнали? (Подбор ассоциации)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад.
Знакомство с третьим способом запоминания словарных слов (выделение “формул”).
Просмотр фильма
— Посмотрите и назовите птиц, которые встречаются в Мурманске круглый год.
— Запишите героев сюжетов (3 учащихся у доски).
— Найдите общее в написании.
ОРО
— Это, ребята, формула, с помощью которой можно запомнить написание этих птиц.
— А какие фразеологизмы вы знаете, в которых употребляются названия этих птиц?
(Белая ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо от окружающих, не похожий на них.
Трещать, как сорока – очень много быстро говорить.
Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно обмануть.)
Знакомство с фразеологическим словарем.
— Запишите фразеологизмы и выполните орфографический разбор.
— Какие ещё формулы для запоминания написания слов вы знаете? (ОЛО, ЕРЕ, ЖИ, ШИ)
— Каков третий способ запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне?
ВЫДЕЛЕНИЕ ФОРМУЛ
Знакомство с четвёртым способом запоминания (этимология)
— Сейчас ученик прочитает нам загадку, а вы подумайте о какой северной птичке идет речь.
На ветвях украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на ветке весело снуют,
Гусениц мороженых,.. яблоки клюют.
Кто это? (снегирь)
Рисунок №7
— Опишите птичку.
— Что вы о ней знаете?
— Почему эта птичка так названа?
— Да, действительно, название этой птицы произошло от слова снег. А науку, которая изучает происхождение слов — называют ЭТИМОЛОГИЯ.
— Запишите это слово.
— Выделите исторический корень.
— Выделите современный корень.
Рисунок №8
— А эту птичку называют морянка.
— От какого слова образовано название?
— Какая орфограмма встретилась в слове?
— Определите исторический и современный корень.
— Ребята, чтобы узнать происхождение слова, можно воспользоваться этимологическим словарем.
Знакомство с этимологическим словарём.
— Какой способ запоминания слов с непроверяемой гласной узнали? (Этимология)
Выявление способа запоминания словарных слов (звукоподражание).
— Догадайтесь, о какой птичке идет речь? Она зимует у нас, переживая все морозы и метели. Часто зимой слышна ее звонкая песенка. Самое страшное для этой птички не холод, а голод, поэтому люди помогают ей и подкармливают ее. Больше всего она любит кусочки сала. Кто это? (синица)
— Почему она так называется?
— Рассмотрите фотографию этой птички.
Рисунок №9
— Какого она цвета? (нет синего)
Прослушивание фонограммы песни синицы.
Вот перед вами синица, друзья,
Величиною она с воробья.
Белые щеки, серая шубка
Синего нет и в помине, как будто.
За что же синицу назвали синицей?
За тот разговор, что ведет эта птица.
Синица на ветку к подруге присела,
И сразу до нас си-си-синь долетело.
— Образование этого слова, тоже основано на этимологии, а называется этот способ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ.
— Запишите слово и песенку синицы.
2. Домашнее задание
— Существуют и другие способы запоминания слов с непроверяемыми гласными:
— образование сложных слов
— география происхождения слов
— образование слов от корней иностранных слов
— Попробуйте дома сами стать учеными-исследователями и расследуйте происхождение названий птиц.
Приложение №1 для раздачи детям (скачать).
Физкультминутка
3. Работа по развитию речи
— ыберите любое из предложенных заданий:
А) Вставь пропущенные названия птиц, чтобы получился рассказ.
Вчера под окном дети повесили новую кормушку. Первым прилетел красногрудый …. Вскоре подоспела к угощению …. Стучит клювом, весело попискивает. На снегу под кормушкой шныряют … и клюют крошки хлеба. Теперь птицы знают, куда можно прилететь в голодное время.
Б) Распространи предложение, чтобы получился рассказ.
Расчирикались воробьи.
Прилетела стайка.
Перелетают снегири.
Птицы радуются.
Проверка.
— Сегодня мы говорили о птицах нашего края, кстати, если заглянуть в этимологический словарь, то мы узнаем, что птица – “орнис” — мальчик, сыночек, деточка.
— Как должны относиться люди к младшим?
4. Итог урока
— Для запоминания написания слов с непроверяемой гласной в корне существует много различных способов. А какие из них помогли вам, ребята, правильно написать названия птиц?
— Теперь вы, пользуясь этими способами, сможете запомнить любое слово с непроверяемой гласной в корне.
Пользуйтесь этими разработками уроков!
Следующие уроки русского языка:
Двойные согласные в корне слова. Перенос слов с двойными согласными в корне
Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением, с двойными согласными в корне
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!