Русский язык. 3 класс. Тема урока: Заглавие, его роль в тексте
План-конспект урока Русского языка в 3 классе.
Тема урока: Заглавие, его роль в тексте
Цели урока:
— закрепить представление об основных признаках текста: тематическое единство, логическая последовательность предложений, заглавие (заголовок);
— учить подбирать точное заглавие, определять содержание текста по его заглавию;
— развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание
— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
В ..сенние ненастные дни печ..льно сбрасывают св..ю листву деревья.
3. Новая тема
— Прочитайте текст.
— На какую тему этот текст? Озаглавьте его.
Упр. 21
Учащимся известно, что текст обычно имеет заглавие. Заглавие раскрывает тему текста или его основную мысль. Упражнение содержит текст-диалог, анализируя который дети сами приходят к выводу о значении заглавия. В газете, например, заглавие кратко раскрывает содержание всей статьи. На этот урок уместно будет принести газету (желательно детскую или молодежную) или журнал и показать, как заголовки помогают быстро определить содержание статей.
Упр. 22
Стихотворение С. Бондаренко обобщенно формулирует предназначение заглавия — емко и кратко передавать основное содержание текста.
— Найдите однокоренные слова в тексте. (заголовок, голова)
Упр. 23
— Порассуждайте о роли заглавия.
— Рассмотрите картинку «В библиотеке».
— Зачем книжке нужно заглавие?
Можно предложить детям разыграть диалог библиотекаря с учениками.
На материале упражнения 23 при составлении диалога следует обратить внимание детей на культуру общения, учить их формулировать вежливую просьбу с использованием слов «будьте добры», «пожалуйста», «благодарю вас» и др.
— Говоря о кинофильме или спектакле, правильно употреблять слово «название», а не «заглавие». Имея в виду словесные произведения, можно использовать слова и «заглавие», и «название» (название книги, заглавие книги).
Словарная работа
Знакомство со словарными словами: посуда, футбол.
— В давние времена словом «посуда», «посудина» называли небольшую лодку, судно. Столовые принадлежности тогда изготавливали из дерева, часто им придавали форму лодки, суденышка. Возможно, это и послужило причиной того, что хозяйственные принадлежности стали называть словом «посуда».
— Слово «футбол» пришло к нам из английского языка. В английском языке оно получилось путем сложения двух слов: нога и мяч.
Для закрепления навыка правильного написания слова «посуда» предлагается загадка:
Чашки, ложки,
Блюдца, блюда —
Все это…
— Отгадку самостоятельно запишите в тетради.
— Спишите с доски стихотворение, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.
Игра
Я пошёл играть в …
И забил в в..рота гол.
Все кр..чат: — Ура! Ура!
Это славная …!
Дополнительный материал.
Высокие сосны развесили свои вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудрявая березка дрожит осина большой дуб раскинул вырезные листья.
— Определите, сколько предложений в тексте. Озаглавьте текст.
— Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
4. Подведение итогов
– Какими признаками обладает текст?
– Что такое заглавие текста?
5. Домашнее задание
Упр. 24.
В классе следует прочитать текст, подобрать к нему подходящее заглавие, объяснить написание пропущенных букв.
Все разработки уроков находятся здесь!
Следующие уроки русского языка:
Деление текста на абзацы. Начало, основная часть и концовка текста
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
- Гук [дз’] і яго абазначэнне на пісьме. Урок беларускай мовы. 2 клас.
- Состав числа 8. Конспект урока математики в 1 классе
- ОБЖ 4 класс. Конспект занятия по теме: Личная и коллективная безопасность. Правила дорожного движения. Основные правила безопасного поведения детей-пассажиров в маршрутном транспортном средстве при следовании с родителями, в группах и самостоятельно.
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!