Русский язык. 3 класс. Тема урока: Типы текстов. Какие бывают тексты

План-конспект урока Русского языка в 3 классе.

3 класс: Типы текстов. Какие бывают тексты

Тема урока: Типы текстов. Какие бывают тексты

Цели урока:

— познакомить учащихся с типами текстов: повествованием, описанием и рассуждением;

— учить дифференцировать тексты;

— обобщить знания по разделу «Текст»;

— развивать умение работать в парах;

— развивать умения высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ).

Ход урока

1. Организационный момент

— Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

— Этот значок поможет работать в паре.

3 класс типы текстов урок

— Что значит работать в паре?

* думаю сам

* обсуждаю с товарищем

* говорю классу

— Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

2. Чистописание

ттт ттт ттт те те те

текст

3. Организация целеполагания

— Прочитайте все вместе главный вопрос урока.

Какие бывают тексты?

— Обсудите в парах 1 минуту, что вам известно о том, что такое текст.

— Кто хочет поделиться с классом? А я попробую собрать ваши знания вместе.

Наши знания. Наши открытия.

1. Текст.

2. Заголовок. Основная мысль. Тема.

3. Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.

4. Текст делится на смысловые части: начало, основную часть и концовку.

5. Текст может делиться на абзацы. Каждый абзац пишется с красной строки.

— Вот так много мы знаем о тексте. Но сегодня нас ждут ещё интересные открытия про текст. Какие именно, нам предстоит узнать.

— Тексты бывают разные по своему назначению. С какой целью они составлены. Их названия спрятаны в этих трёх вопросах.

На доске закрыты 3 вопроса:

1. Как называется текст, в котором о чём-нибудь или о ком-нибудь рассказывается?

2. Как называется текст, в котором что-либо или кто-либо описывается?

3. Как называется текст, в котором даётся ответ на вопрос «почему?»?

4. Наблюдение над видами текстов

— Нам поможет сделать открытия учебник. Откройте его на странице 19. Найдите упражнение 34. Прочитайте задание к упражнению.

— Будем читать и рассуждать.

— Чтобы разгадать тайну первого вопроса, мы поработаем с первым текстом. Прочитаем его.

— Это можно назвать текстом и почему?

— Расскажите, что вы узнали из текста?

— Да, вы точно выделили события и узнали из этого текста ответ на вопрос: что произошло? Этот текст называется повествованием.

— Вот наше первое открытие. Первый из текстов имеет своё назначение о чём- либо сообщить, рассказать о произошедшем.

— Поработайте в паре с текстом №2. Расскажите о чём этот текст.

— Кто может назвать вопрос, на который отвечает этот текст? (Какой ослик?)

— Вы правы, этот текст отвечает на вопросы: Какой? Какая? И называется описанием. Думаю, это было трудное открытие.

— Найдите в тексте выражения, которые помогают нам представить эту ягоду бруснику.

— Выпишем эти выражения в тетрадь через запятую.

Листики мелкие, овальные, ярко-зелёные, твёрдые, блестящие; нежно-розовые цветки; ягоды бордовые, сочные, вкусные.

— А теперь трудные вопросы для самых наблюдательных:

— Кто догадался: что общего у этого текста с первым?

— Чем отличаются эти тексты?

— Послушайте третий текст.

Я очень люблю бруснику. Почему?

Во-первых, это очень вкусная ягода. Сочная, она прямо тает во рту.

Во-вторых, её легко собирать. Ягоды упругие, не разминаются в руках, и листики не отрываются, крепко держатся за стебелёк.

А в-третьих, ягода-брусника – просто красавица! Яркая, бордовая, так и манит к себе, будто просит: «Сорви меня!»

— Как вы думаете, получилось у автора передать своё отношение к ягоде?

— Какие слова доказывают это?

— А сейчас трудный вопрос: На какой вопрос отвечает этот текст?

— Когда человек думает, размышляет и рассуждает, то отвечает на вопрос почему? Этот текст называется рассуждением.

ВЫВОД: Все открытия сделаны. Вернёмся к главному вопросу:

— Какие бывают тексты?

В учебнике на стр. 27 – правило под восклицательным знаком.

— Я рада, что вы поняли разные назначения текстов.

Текст-повествование передаёт факты и события.

Текст-описание помогает представить события в ярких красках.

Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.

— Можно ли все эти тексты соединить в один текст, почему?

— Как можно озаглавить этот текст?

5. Закрепление

— Настал важный момент урока: проверим себя. Сейчас каждый попытается определить вид текста по его назначению. Работаем в парах. Прочитайте все три текста. (тексты раздаются на карточках)

1. Жарким летним днём Оля и Коля гуляли по лугу. Они собирали цветы, разглядывали насекомых. Вдруг набежала туча, начался проливной дождь. Дети бросились под дерево. Не успели они добежать до ближайшего дерева, как дождь закончился, и солнце снова ласково засветило.

2. Дети увидели, как над широкой рекой раскинулась красивая радуга. Она сияла и переливалась разноцветными красками: красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными и другими. Радостно было смотреть на неё.

3. Дети задумались.

_____________________________________________

Они смотрели на красоту радуги, пока она не исчезла.

— Найдите текст-описание. Докажите.

(его назначение описывать предмет)

— Какие слова помогли это сделать.

— Найдите текст сообщение. Докажите.

—  Какой вопрос вам помог? (что произошло?)

— Прочитайте третий текст. Что вам мешает?

— Его смыло дождём. Остались начало и конец текста.

— Попробуем восстановить этот текст.

— Какое назначение будет у него? (размышление)

— Посовещайтесь в парах и придумайте текст-рассуждение из двух-трёх предложений. Ведь радуга на небе короткое мгновение-1,2,3 и исчезла.

— Запишем наш текст.

— Прочитаем, что получилось. Это текст-рассуждение. Докажите.

6. Итог урока

— Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?

— Что на уроке было интересным?

— Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты)

— Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока.

7. Домашнее задание

Стр. 29 упр. 39.

Правило стр. 27.

Больше уроков здесь!

Следующие уроки русского языка:

Предложение и слово

Виды предложений по цели высказывания

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика