Русский язык. 3 класс. Тема урока: Типы текстов. Какие бывают тексты

План-конспект урока Русского языка в 3 классе.

3 класс: Типы текстов. Какие бывают тексты

Тема урока: Типы текстов. Какие бывают тексты

Цели урока:

— познакомить учащихся с типами текстов: повествованием, описанием и рассуждением;

— учить дифференцировать тексты;

— обобщить знания по разделу «Текст»;

— развивать умение работать в парах;

— развивать умения высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ).

Ход урока

1. Организационный момент

— Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

— Этот значок поможет работать в паре.

3 класс типы текстов урок

— Что значит работать в паре?

* думаю сам

* обсуждаю с товарищем

* говорю классу

— Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

2. Чистописание

ттт ттт ттт те те те

текст

3. Организация целеполагания

— Прочитайте все вместе главный вопрос урока.

Какие бывают тексты?

— Обсудите в парах 1 минуту, что вам известно о том, что такое текст.

— Кто хочет поделиться с классом? А я попробую собрать ваши знания вместе.

Наши знания. Наши открытия.

1. Текст.

2. Заголовок. Основная мысль. Тема.

3. Предложения связаны по смыслу. Каждое новое предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим либо точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак.

4. Текст делится на смысловые части: начало, основную часть и концовку.

5. Текст может делиться на абзацы. Каждый абзац пишется с красной строки.

— Вот так много мы знаем о тексте. Но сегодня нас ждут ещё интересные открытия про текст. Какие именно, нам предстоит узнать.

— Тексты бывают разные по своему назначению. С какой целью они составлены. Их названия спрятаны в этих трёх вопросах.

На доске закрыты 3 вопроса:

1. Как называется текст, в котором о чём-нибудь или о ком-нибудь рассказывается?

2. Как называется текст, в котором что-либо или кто-либо описывается?

3. Как называется текст, в котором даётся ответ на вопрос «почему?»?

4. Наблюдение над видами текстов

— Нам поможет сделать открытия учебник. Откройте его на странице 19. Найдите упражнение 34. Прочитайте задание к упражнению.

— Будем читать и рассуждать.

— Чтобы разгадать тайну первого вопроса, мы поработаем с первым текстом. Прочитаем его.

— Это можно назвать текстом и почему?

— Расскажите, что вы узнали из текста?

— Да, вы точно выделили события и узнали из этого текста ответ на вопрос: что произошло? Этот текст называется повествованием.

— Вот наше первое открытие. Первый из текстов имеет своё назначение о чём- либо сообщить, рассказать о произошедшем.

— Поработайте в паре с текстом №2. Расскажите о чём этот текст.

— Кто может назвать вопрос, на который отвечает этот текст? (Какой ослик?)

— Вы правы, этот текст отвечает на вопросы: Какой? Какая? И называется описанием. Думаю, это было трудное открытие.

— Найдите в тексте выражения, которые помогают нам представить эту ягоду бруснику.

— Выпишем эти выражения в тетрадь через запятую.

Листики мелкие, овальные, ярко-зелёные, твёрдые, блестящие; нежно-розовые цветки; ягоды бордовые, сочные, вкусные.

— А теперь трудные вопросы для самых наблюдательных:

— Кто догадался: что общего у этого текста с первым?

— Чем отличаются эти тексты?

— Послушайте третий текст.

Я очень люблю бруснику. Почему?

Во-первых, это очень вкусная ягода. Сочная, она прямо тает во рту.

Во-вторых, её легко собирать. Ягоды упругие, не разминаются в руках, и листики не отрываются, крепко держатся за стебелёк.

А в-третьих, ягода-брусника – просто красавица! Яркая, бордовая, так и манит к себе, будто просит: «Сорви меня!»

— Как вы думаете, получилось у автора передать своё отношение к ягоде?

— Какие слова доказывают это?

— А сейчас трудный вопрос: На какой вопрос отвечает этот текст?

— Когда человек думает, размышляет и рассуждает, то отвечает на вопрос почему? Этот текст называется рассуждением.

ВЫВОД: Все открытия сделаны. Вернёмся к главному вопросу:

— Какие бывают тексты?

В учебнике на стр. 27 – правило под восклицательным знаком.

— Я рада, что вы поняли разные назначения текстов.

Текст-повествование передаёт факты и события.

Текст-описание помогает представить события в ярких красках.

Текст-рассуждение даёт возможность каждому выразить своё отношение к предмету или событию.

— Можно ли все эти тексты соединить в один текст, почему?

— Как можно озаглавить этот текст?

5. Закрепление

— Настал важный момент урока: проверим себя. Сейчас каждый попытается определить вид текста по его назначению. Работаем в парах. Прочитайте все три текста. (тексты раздаются на карточках)

1. Жарким летним днём Оля и Коля гуляли по лугу. Они собирали цветы, разглядывали насекомых. Вдруг набежала туча, начался проливной дождь. Дети бросились под дерево. Не успели они добежать до ближайшего дерева, как дождь закончился, и солнце снова ласково засветило.

2. Дети увидели, как над широкой рекой раскинулась красивая радуга. Она сияла и переливалась разноцветными красками: красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными и другими. Радостно было смотреть на неё.

3. Дети задумались.

_____________________________________________

Они смотрели на красоту радуги, пока она не исчезла.

— Найдите текст-описание. Докажите.

(его назначение описывать предмет)

— Какие слова помогли это сделать.

— Найдите текст сообщение. Докажите.

—  Какой вопрос вам помог? (что произошло?)

— Прочитайте третий текст. Что вам мешает?

— Его смыло дождём. Остались начало и конец текста.

— Попробуем восстановить этот текст.

— Какое назначение будет у него? (размышление)

— Посовещайтесь в парах и придумайте текст-рассуждение из двух-трёх предложений. Ведь радуга на небе короткое мгновение-1,2,3 и исчезла.

— Запишем наш текст.

— Прочитаем, что получилось. Это текст-рассуждение. Докажите.

6. Итог урока

— Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?

— Что на уроке было интересным?

— Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты)

— Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока.

7. Домашнее задание

Стр. 29 упр. 39.

Правило стр. 27.

Больше уроков здесь!

Следующие уроки русского языка:

Предложение и слово

Виды предложений по цели высказывания

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика