Человек и мир. 3 класс. Обобщающий урок: Организм человека

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

ЗОЖ урок

Тема урока: Организм человека (обобщающий)

Цели урока:

— закрепить, обобщить и систематизировать знания младших школьников об организме человека, его строении, функционировании, значении основных органов, о компонентах ЗОЖ;

— содействовать воспитанию у них стремления вести ЗОЖ, выполнять его нормы и правила;

— развивать коммуникативные, рефлексивные умения, приемы умственной деятельности, познавательный интерес к изучению своего организма.

Оборудование: схема парка «ЗОЖ», карточки с компонентами ЗОЖ, с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

— Сегодня мы с вами на уроке отправимся на прогулку в необычный парк, который называется ЗОЖ.

— Попробуйте расшифровать название.

2. Работа по теме урока

— В парке ЗОЖ, как в любом другом, много различных площадок, интересных уголков с не менее интересными названиями.

На доске вывешивается план парка, вычерченный условно по усмотрению учителя.

— Хотите погулять по этому необычному парку? Интересно, какие площадки есть в парке, как они называются? Все названия, оказываются, зашифрованы. Но мы уже умеем читать зашифрованные послания.

Класс делится на 4 – 5 микрогрупп. Каждая микрогруппа получает по одному из заданий:

Задание 1-й микрогруппе:

— Найдите способ прочитать название первой площадки парка ЗОЖ.

Организм человека обобщающий урок

Ключ к чтению: 1, 5 – 3, 4 – 2, 6 – 7, 9 – 8, 0.

Задание 2-й микрогруппе:

— Найдите способ прочитать название второй площадки парка ЗОЖ:

Ц
Е Н Т Р
У П Р
Е Л В А
Н
И Я

(Центр управления)

— Как вы думаете, о какой системе организма человека идет речь?

Задание 3-й микрогруппе:

— Найдите способ прочитать название третьей площадки парка ЗОЖ:

1, 7, 11, 12 – Н,  2, 10 – Е, 3, 8 – О, 4 – Б, 5 – Ы, 6 – К, 9 – В, 13 – А, 14 – Я

1 – О, 2, 5 – Д,  3 – Е, 4 – Ж, 6 – А

(Необыкновенная одежда)

— Что называют необыкновенной одеждой?

Задание 4-й микрогруппе:

— Найдите способ прочитать название четвертой площадки парка ЗОЖ:

О В И
П Д Ж
О Р А И Е
Н И
Е

— О каких органах тела человека идет речь?

Задание 5-й микрогруппе:

— Найдите способ прочитать название пятой площадки парка ЗОЖ:

Организм человека обобщающий урок

Ключ к чтению: 1-4-2-5-3, 7-6-8-9-0

— О каких органах человека идет речь?

Учащиеся сообщают результаты работы в микрогруппах, учитель помещает карточки с названиями площадок на план парка. На плане несколько карточек уже находилось, но перевернутые обратной стороной. Предлагается открыть и эти карточки и узнать названия оставшихся площадок. На карточках рисунки: на одной нарисовано схематически «веселое сердце», на второй «довольный желудок». Учащиеся называют площадки «Веселое сердце», «Довольный желудок».

— Итак, все площадки парка известны, можем выбрать какую-нибудь для игры. Какую выбираем?

После определения площадки для игры, учитель предлагает игровые задания. Задания предлагаются всем группам, отвечают те, кто быстрее поднял руку. Остальным группам предоставляется право исправлять отвечающих в случае ошибочных ответов или дополнять их. За каждый правильный ответ и существенное дополнение группы получают по одной фишке.

Игровые задания для площадки № 1.

1. Докажите, что с помощью зрения мы получаем больше всего информации об окружающем мире. На столе лежит ряд предметов: кубики разного цвета, стакан, карандаш, ручка и т.п. Что о них можем узнать с помощью зрения?

2. Как можно это сделать, что в темном мешочке? После ответа учитель предлагает одной из групп узнать. (В непрозрачный мешочек можно положить шишку сосны или ели, кубик и т.п.)

3. Какое правило ЗОЖ подходит для этой площадки парка? После того, как дети назвали, учитель выставляет рядом карточку со словами: бережное отношение к органам чувств.

Игровые задания для площадки № 2.

1. Как называется самый главный орган нервной системы? 2. Почему его называют центром управления?

Игровые задания для площадки № 3.

Задание на карточках всем группам (задания выполняются письменно, после выполнения проверяются фронтально):

1. Закончите предложения.

Кожа предохраняет внутренние органы …

Она защищает организм от …, …, …

Кожа помогает человеку …

2. Какое правило ЗОЖ имеет отношение к коже?

Игровые задания для площадки № 4.

Учитель предлагает вспомнить, что дети знают о скелете человека и мышцах с помощью игры «Цепочка знаний». Можно на 1 – 2 минутки открыть учебник, где изложена эта тема.

По очереди учитель бросает мяч кому-то (кто поднял руку) в каждой микрогруппе и начинает предложение: «Я знаю, что скелет…» или «Я знаю, что мышцы…».

Игровые задания для площадки № 5.

1. Почему нос очищает воздух от пыли? 2. Почему нужно дышать через нос, а не через рот? 3. Какое правило ЗОЖ подходит к этой площадке нашего парка? (если ученики забыли, можно посмотреть в листы «Азбуки здоровья»). 4. Какие правила ЗОЖ подходят к площадкам «Веселое сердце»? «Довольный желудок»?

— Мы немного поиграли в нашем удивительном парке. Но имеем ли мы право здесь находиться? Все, кто отдыхает в этом парке, хорошо знают и выполняют правила ЗОЖ. Мы должны доказать, что мы заслужили это право. Готовы вы пройти испытания?

Каждая микрогруппа получает на карточке свое задание.

Задание 1-й микрогруппе:

— Восстановите полностью текст.

Чтобы сохранить хорошее …, нужно выполнять следующие правила.

Нельзя читать … и в транспорте. Через каждые … минут чтения или письма, нужно делать … Свет при чтении должен падать с … стороны. Смотреть телепередачи следует не более … часа в день и сидя в … м от телевизора. Если в глаза попала пыль, нужно … Если глаза устали, нужно сделать …

Задание 2-й микрогруппе:

— Восстановите полностью текст.

Чтобы учение не вызывало переутомления, надо выполнять правила гигиены … труда. Главное из них – выполнение … Следует чередовать … и … труд, труд и … После уроков полезно поиграть на … Отдых для мозга, нервной системы – здоровый … Ребенок должен спать не менее … часов в сутки. Укреплению нервной системы способствует … и …

Задание 3-й микрогруппе:

— Восстановите полностью текст.

Чтобы сохранить хорошую осанку, нужно всегда правильно сидеть … Сидеть нужно … При письме локти должны … на … Нельзя опираться грудью … Ноги на пол нужно ставить всей … Если устали, нужно … Нельзя носить тяжести только в …

Для укрепления скелета, мышц, сердца нужно заниматься …, …, … Сердце укрепляет также положительные эмоции, добрые слова и …

Задание 4-й микрогруппе:

— Восстановите полностью текст.

Чтобы быть здоровым, нужно дышать … воздухом. Чистый воздух – это здоровые … и здоровое …

Особенно чистый и целебный воздух в … лесу. Полезно гулять и на … воздухе зимой.

Чтобы воздух был чистым в помещении, нужно регулярно его … и делать … уборку. Помогают очищать воздух от пыли и вредных веществ … растения.

Задание 5-й микрогруппе:

— Восстановите полностью текст.

Чтобы быть здоровым, сильным и стройным, нужно правильно … Пища должна быть … Надо каждый день есть … и …, потому что они богаты минеральными веществами и … Есть нужно часто, но … Утром – обязательно … Нельзя … перед сном. Во время еды, нужно хорошо … пищу. Перед едой нужно обязательно помыть … Кушать надо с отдельной и … посуды.

После выполнения задания организуется проверка его выполнения. Правильность выполнения задания оценивают все микрогруппы. Учитель отмечает старания детей.

— В нашем парке беда. Один из уголков парка захватили вредные привычки. Нужно их изгнать оттуда. Согласны отстоять парк? Вредные привычки уйдут с парка, если мы их победим.

Каждая микрогруппа вытягивает карточку с описанием одной из ситуаций, в которой они должны определить, как лучше поступить. Задания предлагаются на карточках,

Примерное содержание ситуаций.

— В вашем дворе подростки пьют пиво. Один из парней зовет вас. Как поступите вы? Выберите вариант, который вам больше всего подходит:

А) Спасибо, но я не пью пива. Оно опасно для детского организма.

Б) Спасибо, я только попробую.

В) Я занимаюсь спортом, а пиво и спорт несовместимы.

— Возле школы собрались старшие ученики. Они курят. Когда вы проходите мимо, один из учеников предлагает вам попробовать. Как поступите вы? Выберите вариант, который вам больше всего подходит:

А) Пройду мимо, не замечая.

Б) Скажу: «Спасибо, но я не курю. Курение очень вредно для здоровья».

В) Соглашусь попробовать.

— Ваш папа курит в комнате, где находитесь вы. Как вы поступите?

Выберите вариант, который вам больше всего подходит:

А) Уйду в другую комнату.

Б) Попрошу папу не курить, потому что дым от сигарет очень вреден.

В) Останусь в комнате, не обращая внимание на то, что папа курит.

— Гости ваших родителей за праздничным столом предлагают вам попробовать вино. Как поступите вы? Выберите вариант, который вам больше всего подходит:

А) Спасибо. Я не употребляю алкоголь. Он очень вреден для ребенка.

Б) Спасибо, я только попробую.

В) Спасибо. Но разве вы не знаете, что детям нельзя предлагать алкоголь?

На доске нарисована схематически дорога, разветвляющаяся в трех направлениях. На одном направлении стоит карточка со словом «Курение», на втором – «Алкоголь», на третьем – «Физкультура, спорт, интересные занятия и т.п.»

— В парке мы оказались с вами перед выбором, в каком направлении пойти. Пойдем направо – дорога «Курение» и получим: желтые зубы, неприятный запах изо рта, плохую память, рассеянное внимание, постоянный кашель, различные заболевания органов дыхания. Налево пойдем, где дорога «Алкоголь», будем иметь трясущиеся руки, плохую координацию, шаткую походку, плохую память, больной желудок, плохую учебу, большое горе родителей. Прямо пойдем – будем сильными, красивыми, стройными, будет здоровое сердце, нервная система … Итак, что выбираем мы с вами? Чему мы скажем «Нет!» и чему «Да!»

— Давайте все вместе скажем: Курению – нет! Алкоголю – нет! Мы можем сказать всем вредным привычкам – нет! Физкультуре, спорту, различным интересным занятиям – да! Я думаю, что мы успешно справились с заданием: изгнали из нашего парка непрошенных гостей.

Вместо этого задания микрогруппы могут готовить коллективные плакаты «Этот страшный алкоголь» или «Курить – здоровью вредить». На этом этапе можно устроить выставку рисунков или мини-сочинений, которые дети выполняли в качестве домашнего задания.

3. Подведение итогов

— Понравился вам урок?

— Как вы думаете, доказали мы, что имеем право гулять в парке ЗОЖ?

— Но, чтобы иметь право быть постоянными посетителями этого удивительного парка, нужно в жизни выполнять все правила, о которых мы сегодня говорили. Я надеюсь, что вы будете стараться их выполнять. Спасибо успешную совместную работу! И пожелаем друг другу крепкого здоровья! Приятного отдыха и хорошего настроения вам!

4. Домашнее задание

Ответить на вопросы под рубрикой «Проверь себя», подготовиться к итоговому тесту.

Уроки в младших классах

Смотрите также уроки:

Предупреждение несчастных случаев

Правила дорожного движения

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика