Человек и мир. 3 класс. Человек часть природы. Организм человека. Органы чувств

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

урок человек часть природы

Тема урока: Человек – часть природы. Организм человека. Как человек воспринимает окружающий мир

Цели урока:

— продолжить формирование у младших школьников понятия о здоровом образе жизни человека, формировать представление об организме человека, расширить знания о том, как с помощью органов чувств мы познаём окружающий мир;

— познакомить учащихся с органами зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, учить детей беречь свои органы чувств;

— воспитывать убеждение в единстве природы и человека, связанных тысячами нитей;

— содействовать осознанию учащимися, что человек – часть природы, пониманию ими, для чего нужно  знать свой организм; развивать  интерес к изучению организма человека, умения наблюдать, проводить простейшие исследования, делать необходимые выводы.

Оборудование:  таблица «Организм человека», таблицы, плакаты с изображением органов чувств, карманные зеркальца для каждого ученика, набор предметов для исследования работы органов чувств: предметы разной формы (карандаши, пеналы, кубики, стирки и т.п.), с различной поверхностью (кусочек коры дерева, веточка дерева, металлические предметы, предметы из дерева и т.п.) для изучения работы органа осязания, кусочки вымытых и очищенных овощей и фруктов (лимона, апельсина, мандарина, чеснока, лука, яблока) для  определения вкуса и запаха.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

Учитель  акцентирует внимание младших школьников на том, что последующие уроки курса «Человек и мир» будут посвящены здоровью человека, а точнее тому, как его сохранить и укрепить. Чтобы убедить детей в том, что наше здоровье зависит в большей степени от ЗОЖ, учитель предлагает рассмотреть следующую схему:

конспект урока человек часть природы

Анализ схемы:

— Какое облачко здесь самое крупное?

— Сделайте вывод, от чего в самой большой степени зависит наше здоровье.

— От чего еще в значительной степени зависит наше здоровье?

— Сделайте вывод, о чем должен заботиться человек, чтобы сохранить свое здоровье.

— От чего меньше всего зависит наше здоровье?

— Итак, наше здоровье в большой степени зависит от ЗОЖ? А что значит вести здоровый образ жизни? Что мы уже об этом знаем?

— Наши последующие уроки о человеке значительно расширят ваши знания о ЗОЖ. Представьте ЗОЖ в виде ромашки, лепестки которой являются теми или иными компонентами ЗОЖ. В конце курса мы откроем все эти лепестки и узнаем, что на них написано. А то, что будет написано на лепестках ромашки, мы будем записывать на листочке в тетради, которая называется «Азбука здоровья».

Ученики записывают эти слова на одном из листов тетради.

— Итак, в путь за знаниями.

3. Актуализация знаний

Актуализация у младших школьников понятия «живая природа»:

— Рассмотрите схему на доске и дополните ее:

урок организм человека

После дополнения схемы, учитель переворачивает карточку со словом «человек» и знакомит учащихся с темой и целями урока.

4. Работа по теме урока

— Чем человек, как часть живой природы похож на другие живые существа?

— Чем человек больше похож на животных?

— Чем человек отличается от животных?

— Свои рассуждения сравните с текстом учебника «Человек – часть природы» и ответьте на вопросы после текста.

Работа над таблицей «Организм человека»

— Какие органы вам известны? Покажите их на таблице.

— Знаете ли вы, какую работу в организме выполняет сердце? Легкие? Желудок? Головной мозг?

— Зачем нам необходимо знать свой организм?

Учитель по ходу поправляет, обобщает ответы учеников.

Основная часть урока посвящена знакомству учеников с органами чувств.

— Рассмотрите таблицу (или рисунок) в учебнике на стр. … и определите, с помощью каких органов мы воспринимаем мир.

— Какой же орган чувств самый главный, т.е. с помощью какого органа чувств мы получаем больше всего информации? Чтобы ответить на последний вопрос, предлагаю провести исследование.

Класс делится на микрогруппы для проведения исследовательской работы. Исследовательская работа проводится на основе наблюдений учащихся и практических работ в классе. Каждая микрогруппа получает набор предметов для исследования; некоторые предметы находятся на столе у учителя.

— Результаты исследовательской работы будут фиксироваться в следующей таблице:

Что воспринимаем: Органы зрения Орган слуха Органобоняния Органосязания Органвкуса
Форма предметов + +
Размеры предметов + +
Цвет +
Из чего сделан предмет? +
Близко или далеко находятся предметы +
Движется ли предмет +
Звуки, речь +
Запахи +
Поверхность: гладкая, шероховатая, теплая, холодная, … +
Сладкий, соленый, горький, кислый, вкусный … +

Учитель заполняет таблицу на доске, а ученики в своих тетрадях.

Ввиду значительного объема работы, целесообразно практическую работу провести под руководством учителя.

— Посмотрите на предметы на ваших партах и определите форму некоторых их них: кубика, стирки, стакана. Какой из предметов самый крупный?

— Самый мелкий?

— Какого цвета кубики?

— Из чего сделан стакан? А карандаш?

— С помощью какого органа чувств мы получили все эти сведения?

После этого заполняется часть таблицы – ставится знак «+» в графе «Орган зрения».

— На основе своих наблюдений ответьте, с помощью чего мы узнаем близко или далеко находятся предметы, движутся или нет.

После заполнения этой части таблицы, ученики рассуждают:

— Какие виды деятельности или действий мы можем совершать с помощью зрения?

Физкультминутка: упражнение для глаз

Дальше работа продолжается в соответствии с содержанием таблицы.

— С помощью чего вы сейчас слышите меня?

— Какие приятные звуки позволяет нам слышать орган слуха?

— Какие звуки нам мешают работать или неприятны нам?

— Возьмите в руки по одному предмету, находящемуся на столе (кубик, кусочек коры дерева, веточку тополя, резиновый мячик, какой-нибудь металлический предмет и т.п.), закройте глаза  и на ощупь определите, какая поверхность предмета: шершавая, гладкая, теплая, холодная.

— Попробуйте на ощупь также определить форму предметов (предметами ученики могут поменяться).

После работы делается необходимый вывод:

— С помощью чего вы все это узнали?

— Какое значение имеет в нашей жизни орган осязания?

— В некоторых случаях, например, в темноте, орган осязания заменяет нам глаза; особенно этот орган осязания хорошо развит у слепых.

Исследование «Узнай по запаху» и «Узнай по вкусу». Демонстрационный опыт

2-м ученикам учитель завязывает глаза и предлагает по запаху узнать овощи и фрукты с ярко выраженным запахом, например, лук, чеснок, лимон, апельсин. После проделанной работы делается вывод и заполняется таблица.

— Какие запахи вам нравятся, а какие нет?

— Порассуждайте, какую роль в нашей жизни играют неприятные запахи.

Два других ученика с завязанными глазами определяют фрукты и или овощи по вкусу, например, кусочек яблока, апельсина или дольку мандарина.

— Что бы было, если бы человек не различал вкус пищи?

После заполнения таблицы, учитель просит:

— Посмотрите на таблицу внимательно и сделайте вывод, с помощью какого органа чувств мы получаем больше всего информации о внешнем мире.

Следующий смысловой блок на уроке – бережное отношение к органам чувств. Микрогруппы работают по методике «Мозаика». Каждая из пяти микрогрупп готовит сообщение о бережном отношении к одному из органов чувств на основе соответствующего текста в учебнике. Задания микрогруппам.

1-й микрогруппе:

1) Прочитай текст на стр. …

2) Узнай, что нужно делать для того, чтобы сохранить хорошее зрение.

2-й микрогруппе:

1) Прочитай текст на стр. …

2) Узнай, что нельзя делать для того, чтобы сохранить хорошее зрение.

3-й микрогруппе:

  1. Прочитай текст на стр. …
  2. Узнай, что нужно делать и чего нельзя для того, чтобы сохранить хороший слух.

4-й микрогруппе:

1) Прочитай текст на стр. …

2) Узнай, что нужно делать для того, чтобы сохранить хорошее обоняние.

5-й микрогруппе:

1) Прочитайте текст на стр. …

2) Узнайте, что означает бережное отношение к органу вкуса. Объясните, почему нельзя есть горячую пищу, а также пробовать незнакомые предметы.

В каждой микрогруппе ученики рассчитываются по номерам от 1 до 5 и создают новые, мозаичные группы (за столом первой микрогруппы собираются первые номера со всех микрогрупп, за столом второй – вторые и т.д.), где каждый учащийся делится своими знаниями.

5. Закрепление знаний

Учитель предлагает детям описания ситуаций (или соответствующие рисунки), на основе которых они определяют, какие органы чувств задействованы в них. Например:

– вы разговариваете с мамой по телефону;

– вы смотрите мультфильм по телевизору;

– повар готовит обед;

– вы слышите запах газа в квартире;

– идем по сосновому бору… (любуемся красотой, вдыхаем смолистый целебный воздух, слышим шум высоких и стройных сосен…);

– вы набираете в ладошки теплый, согретый на солнышке песок.

Игра «Я буду…, Я не буду…» (направлена на закрепление знаний о бережном отношении к органам чувств)

Игру лучше провести с мячом. Учитель начинает, например, предложение со слов: «Чтобы сохранить хорошее зрение (слух, обоняние), я буду …» или «Я не буду…» и бросает кому-нибудь из учащихся мяч. Ученик, поймавший мяч, продолжает предложение. Если в глаза что-то попало, я … И т.д. и т.п. Для более успешного проведения игры в быстром темпе школьникам можно раздать карточки или сделать плакат со следующим содержанием:

Буду – не буду:

Чтобы сохранить хорошее зрение Чтобы сохранить хороший слух, обоняние, вкус
– тереть глаза грязными руками; – защищать уши от сильного шума, громкой музыки;
– смотреть телевизор  более 1- 1, 5 часа; –защищать уши от ветра;
– смотреть на яркий свет; – ковырять в ушах …;
– читать в транспорте, лежа; – мыть уши теплой водой с мылом;
– читать при хорошем освещении; – при необходимости обращаться к врачу;
– оберегать глаза от ударов, острых предметов; – оберегать себя от простуды;
– делать гимнастику для глаз; – закалять свой организм;
– умываться по утрам; – есть горячую пищу, пробовать незнакомые продукты.
– промыть глаза водой.

Плакат или карточки будут служить подсказкой для правильного выбора продолжения начатого учителем предложения. Обратим внимание, что игра направлена и на развитие внимания школьников.

Работу можно организовать и по-другому: в карточках ученики зеленым цветом отмечают, что можно делать, а красным – что нельзя.

6. Подведение итогов

— Что нового узнали?

— Что было самым интересным?

— Что больше всего понравилось делать на уроке?

— Чему мы учились на уроке?

— Как вы себя чувствовали на уроке?

— Что запишем на листе «Азбука здоровья»?

Учитель открывает первый листик «ромашки – ЗОЖ», где написано: бережно относится к своим органам чувств.

7. Домашнее задание

Прочитать тексты на стр. …, подготовить сообщение об органах чувств и о том, как беречь зрение и слух.

Разработки уроков для начальной школы

Смотрите также уроки:

Головной и спинной мозг. Нервы. Гигиена умственного труда

Кожа. Ее значение для организма человека

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика