Настоящий секрет обучения ребенка чтению словами — это … Их два!

Здравствуйте, дорогие мои друзья, нынешние и будущие! Сегодня я расскажу вам настоящий секрет! О да, я люблю выдавать секретики) И это секрет о том, как научить ребенка читать словами. А что главное в обучении чтению словами? Сейчас расскажу, но сначала…

Два последних года я работала учителем в школе. Все свое время я отдавала школе и ученикам, и практически забросила блог. Но теперь я свободна. Я — хозяйка своего времени. Я прогоняю длительное молчание на блоге и начинаю новый формат общения: активный, душевный и полезный. Не перестану и не устану радовать вас новинками и делиться своими наработками и опытом. А помогать мне в этом будет дочь моя, знакомьтесь, кто не знаком — Ульяна, 5 лет — моя радость и мое вдохновение.

Почему сразу знакомлю вас с дочкой? Она — главный герой моих педагогических идей. Именно с ней я и осознала окончательно, в чем заключаются главные секреты обучения ребенка чтению словами. Да-да, я и раньше это знала, но через сердце и разум это впиталось при работе с дочкой (если то, что я вам покажу, можно посчитать работой).

Как же научить ребенка читать целыми словами? Методов много, хоть отбавляй. И уже все они расписаны и показаны по сто раз. И каждый из них — рабочий! Каждый метод обучения чтению опробован его автором и тысячами людей. И если бы он не работал, он был бы уже забыт.

Вот посмотрите видео, как я обучаю Ульяну читать. Сможете вы определить, какая методика обучения чтению словами использована мной?

Ну что, определили? Браво!

Нет? А это и неважно!

Ведь какую бы методику вы ни выбрали, чтобы научить дитя читать, как бы вы активно с ней ни работали — рано или поздно она принесет успех. Лучше рано.

И чтобы это было раньше, берите себе на заметку два основных правила-«секретика»:

  • Первое: чтобы научить ребенка читать словами, нужно иметь материал для чтения (слова).
  • Второе: важно КАК учить! Учить надо только в игре. Игра — основная деятельность ребенка и лучший способ познания мира дошкольником.

Поясняю правила: словесный материал должен быть читаемым, понятным ребенку (т.е. ребенок знает значение этих слов. Было бы нелепо предлагать ребенку для чтения странные и непонятные слова), и доступным для ребенка в ЛЮБОЕ время (образовательно-развивающая среда). Моя дочь занимается чем угодно, но я не зову ее читать, пока слова сами не попадутся ей на глаза и она не попросит меня с ней поиграть в них.

Что касается игры, как вы могли заметить в видео, она доступна и увлекательна даже для самых непосед — прыгающих, бегающих и, казалось бы, невнимательных. Но нет, в игре у ребенка активизируются прямо все мыслительные процессы, особенно если не сдерживать ребенка, не подгонять, а просто получать удовольствие вместе с ним! И в момент игры можно даже позабыть о правилах обучения чтению ребенка, все само сложится как нельзя лучше!

Если вы еще не определились, как учить своего ребенка читать, могу порекомендовать вам вот этот онлайн-видеокурс по обучению чтению дошкольников. Пользуйтесь на благо своему ребенку. Но не забывайте о главных секретах! Вы ведь уже записали их себе в блокнотик?

Напомню еще раз главное, когда мы учимся читать слова:

1. Наличие и доступность словесного материла.

2. Играйте и вместе получайте от этого удовольствие!

P.S.: Кстати, а вы уже читали, как приобщить ребенка к чтению? Об этом здесь.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

16 комментариев на “Настоящий секрет обучения ребенка чтению словами — это … Их два!”

  • Сарита says:

    Однако, чтение – это  и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Сарита, здравствуйте. Конечно же, я с вами соглашусь, что важна готовность к обучению. Но разве для дошкольника (а именно о них я сейчас и говорю) игра с элементами обучения не будет являться подготовкой к более серьезным занятиям в дальнейшем? 😉
      Что касается привития любви к чтению, тут немного другая история, это более эмоциональный компонент, и я об этом как-то уже писала и еще буду писать не раз, ибо это основная тема моего сердца — любовь к чтению и любовь к творчеству. А обучение ребенка чтению словами — более технический момент, чем ценностный. И я предлагаю здесь именно технический момент сделать интересным для ребенка.
      Желание родителей и готовность малыша ОЧЕНЬ важны, но недостаточны. Требуется третий компонент — действие! Причем, и со стороны родителей, и со стороны ребенка. И вот тогда точно все получится!
      Желаю вам успехов, Сарита, и буду рада видеть вас еще. С уважением.

      Ответить
  • Viktoria says:

    Татьяна, мой сын вышел в чтение целыми словами в возрасте полутора лет. Занимались по методике Домана-Маниченко, то есть словесный материал был от компании Умница (это просто факт, а не реклама). Начало занятий пришлось на 4,5 месяца, а вскоре после выхода в чтение на русском, дитя узнав испанский алфавит, также вышел в чтение на втором языке. Поначалу для меня это было загадкой, в некотором роде шоком. 🙂 Но затем проанализировала имеющиеся знания о функциях мозга, увидела логичность: ребенок понял закономерность складывания букв воедино. Сейчас он читает на 4 языках, а учила я его этому только на русском.
    Еще одна вещь, как мне кажется идущая от обучения чтения целым словом — память написания слова без ошибок. Ведь ребенок не учил слоги или отдельные буквы, для него слово едино. Меня обучали чтению классическим способом и я до сих пор могу задуматься над правописанием, а мой сын не допускает ошибок ВООБЩЕ. Так что желаю всем родителям подобных успехов обучения, они невероятно облегчают школьные годы.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Виктория, это замечательно. Радуюсь успехам вашего сына! Я в детстве тоже научилась рано читать. Как обо мне теперь вспоминает сестра: … еще в садик ходила, и читать никто не учил, а уже газеты читала.. И правда, так было, и никто тогда со мной не занимался (тяжелое детство), просто попал в руки материал, который мне, видимо, в детстве был необходим. Так что сама как-то дошла… видно, тоже какую-то закономерность поняла 🙂

      Ответить
  • Людмила says:

    Танюша и Ульяночка, с возвращением!!! Невероятно рада видеть вас и слышать! Ульяна выросла так!!! И читает просто замечательно!!! Чудесная игра! Спасибо, Танюша!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Людмила. Да, я иногда и сама удивляюсь, как время летит и как Ульяшка быстро растет 🙂 Растёт, меняется, и лишь одно неизменно: каждый день, как я и обещала при ее рождении, она слышит от меня слова: Люблю тебя… И так будет всегда.

      Ответить
  • Людмила Власова says:

    Татьяна, как я рада вашему с Ульяной возвращению. Очень не хватало вас. Правда. Такой душевности, открытости и опытности в общении с детьми трудно найти в одном человеке.

    А теперь о статье. Я Злату учила читать по слогам и она с 2-х лет читала маленькие слова, а с 4-х — все подряд. Читать обожает до сих пор.
    Олесю я учила читать целыми словами по Доману-Маниченко, но методика у нас не пошла — мне самой она была скучновата. В итоге, пришли к обучению по кубикам Зайцева. Читать Олеся научилась давно, а вот полюбила чтение — только в 8 лет.

    И по вопросу в статье:

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо, Людмила. Я и сама очень рада, что вернулась к своему любимому занятию.
      Я начинала с того, с чего обычно начинают все — с букв 🙂 И этому учить даже не надо — просто развлекаться.
      Потом я пробовала с Ульяной перейти на обучение слогами. И ой как это ей не нравилось! Я отступила. И начала обучать её слогам и чтению маленькими словами в игре и еще много чего делала (я об этом еще подробнее на блоге напишу). Вот тут Ульяна увлеклась, ей стало интересно — и всё наладилось. Как видишь, теперь уже перешли на большие слова.
      Однако, мы люди серъёзные 🙂 , поэтому один-два раза в неделю мы играем в настоящую школу, где всё серьёзно, и нет места играм — только заданиям.

      Ответить
  • Людмила Власова says:

    Татьяна, спасибо за видео обучения Ульяны чтению словами в игре.

    Честно скажу: я не знаю такой методики обучения чтению, как вы используете с Ульяной. Но весело и интересно! Ульяна и читает, и так много знает всего. Я и сама не знала, что есть рыба-клоун.

    Понравилась непосредственность Ульяны: «варенье из свеклы»- класс! 🙂
    Татьяна, в видео победила Ульяна, а бывает ли так, что ты побеждаешь? Если да, то как тогда реагирует Ульяна на проигрыш?

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Ой, Ульяна уже с 3 лет научилась ШУТИТЬ преднамеренно, придумывать разные истории и говорить разные-всякие смешные непосредственные вещи)))
      Что касается игры и побед-поражений: еще год назад, когда мы во что-либо играли, и я выигрывала, Ульяна могла «психануть» и заплакать. Тогда я просто дальше не играла с ней в соревновательные игры. Если она просила в них поиграть, я говорила, что не хочу, потому что люблю выигрывать, но мне не нравится, что она тогда плачет, ведь я же не плачу, когда выигрывает она. Со временем это в ней отложилось, а апофеозом переворота к радости и поздравлениям победителя стал просмотр мультфильма «Жила-была царевна, которая не любила проигрывать…» Серии этих мультфильмов прямо ооооочень помогают в воспитательном процессе.

      Ответить
  • Русалина says:

    Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

    Ответить
  • Имастуи says:

    Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

    Ответить
  • Людмила says:

    Своих детей обучала чтению словами. Пришлось много потрудиться, ведь прежде надо подготовить весь дидактический материал — карточки со словами в последовательности усложнения по количеству букв. Но затраченное время поражает своими результатами. Обоих детей начала учить одновременно, одному было 4 года с небольшим, второму только 9 месяцев. Результат такой, старший сын в 5 лет читал бегло книжки, а младший начал читать в 3 года, немного затягивая ( по слогам) только незнакомые слова 🙂

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Людмила, браво! В обучении чтению словами этим методом предварительной работы очень много. И только терпеливая, настойчивая мама пройдет этот путь. Я вами восхищаюсь!

      Ответить
  • Ольга Парфенова says:

    Мне кажется сейчас деткам более просто дается чтение и уже в садике все детки умеют читать. Я вообще сама научилась читать, даже помню до сих пор свои ощущения когда получилось прочитать первое слово.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Ну не совсем тут соглашусь. Все зависит от родителей, воспитателей и т.п. Умеют читать те дети, которым поспособствовали. Хотя бы создали вокруг образовательное пространство.
      Я в школе разных детей видела. И в одном классе прямо колоссальная разбежка между детьми. Кто-то читает, как говорит, а кто-то еще и букв не знает.
      Хотя, казалось бы, что тут сложного — ребенка буквам научить?

      Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика