Настоящий секрет обучения ребенка чтению словами — это … Их два!
Здравствуйте, дорогие мои друзья, нынешние и будущие! Сегодня я расскажу вам настоящий секрет! О да, я люблю выдавать секретики) И это секрет о том, как научить ребенка читать словами. А что главное в обучении чтению словами? Сейчас расскажу, но сначала…
Два последних года я работала учителем в школе. Все свое время я отдавала школе и ученикам, и практически забросила блог. Но теперь я свободна. Я — хозяйка своего времени. Я прогоняю длительное молчание на блоге и начинаю новый формат общения: активный, душевный и полезный. Не перестану и не устану радовать вас новинками и делиться своими наработками и опытом. А помогать мне в этом будет дочь моя, знакомьтесь, кто не знаком — Ульяна, 5 лет — моя радость и мое вдохновение.
Почему сразу знакомлю вас с дочкой? Она — главный герой моих педагогических идей. Именно с ней я и осознала окончательно, в чем заключаются главные секреты обучения ребенка чтению словами. Да-да, я и раньше это знала, но через сердце и разум это впиталось при работе с дочкой (если то, что я вам покажу, можно посчитать работой).
Как же научить ребенка читать целыми словами? Методов много, хоть отбавляй. И уже все они расписаны и показаны по сто раз. И каждый из них — рабочий! Каждый метод обучения чтению опробован его автором и тысячами людей. И если бы он не работал, он был бы уже забыт.
Вот посмотрите видео, как я обучаю Ульяну читать. Сможете вы определить, какая методика обучения чтению словами использована мной?
Ну что, определили? Браво!
Нет? А это и неважно!
Ведь какую бы методику вы ни выбрали, чтобы научить дитя читать, как бы вы активно с ней ни работали — рано или поздно она принесет успех. Лучше рано.
И чтобы это было раньше, берите себе на заметку два основных правила-«секретика»:
- Первое: чтобы научить ребенка читать словами, нужно иметь материал для чтения (слова).
- Второе: важно КАК учить! Учить надо только в игре. Игра — основная деятельность ребенка и лучший способ познания мира дошкольником.
Поясняю правила: словесный материал должен быть читаемым, понятным ребенку (т.е. ребенок знает значение этих слов. Было бы нелепо предлагать ребенку для чтения странные и непонятные слова), и доступным для ребенка в ЛЮБОЕ время (образовательно-развивающая среда). Моя дочь занимается чем угодно, но я не зову ее читать, пока слова сами не попадутся ей на глаза и она не попросит меня с ней поиграть в них.
Что касается игры, как вы могли заметить в видео, она доступна и увлекательна даже для самых непосед — прыгающих, бегающих и, казалось бы, невнимательных. Но нет, в игре у ребенка активизируются прямо все мыслительные процессы, особенно если не сдерживать ребенка, не подгонять, а просто получать удовольствие вместе с ним! И в момент игры можно даже позабыть о правилах обучения чтению ребенка, все само сложится как нельзя лучше!
Если вы еще не определились, как учить своего ребенка читать, могу порекомендовать вам вот этот онлайн-видеокурс по обучению чтению дошкольников. Пользуйтесь на благо своему ребенку. Но не забывайте о главных секретах! Вы ведь уже записали их себе в блокнотик?
Напомню еще раз главное, когда мы учимся читать слова:
1. Наличие и доступность словесного материла.
2. Играйте и вместе получайте от этого удовольствие!
P.S.: Кстати, а вы уже читали, как приобщить ребенка к чтению? Об этом здесь.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!
Сарита, здравствуйте. Конечно же, я с вами соглашусь, что важна готовность к обучению. Но разве для дошкольника (а именно о них я сейчас и говорю) игра с элементами обучения не будет являться подготовкой к более серьезным занятиям в дальнейшем? 😉
Что касается привития любви к чтению, тут немного другая история, это более эмоциональный компонент, и я об этом как-то уже писала и еще буду писать не раз, ибо это основная тема моего сердца — любовь к чтению и любовь к творчеству. А обучение ребенка чтению словами — более технический момент, чем ценностный. И я предлагаю здесь именно технический момент сделать интересным для ребенка.
Желание родителей и готовность малыша ОЧЕНЬ важны, но недостаточны. Требуется третий компонент — действие! Причем, и со стороны родителей, и со стороны ребенка. И вот тогда точно все получится!
Желаю вам успехов, Сарита, и буду рада видеть вас еще. С уважением.
Татьяна, мой сын вышел в чтение целыми словами в возрасте полутора лет. Занимались по методике Домана-Маниченко, то есть словесный материал был от компании Умница (это просто факт, а не реклама). Начало занятий пришлось на 4,5 месяца, а вскоре после выхода в чтение на русском, дитя узнав испанский алфавит, также вышел в чтение на втором языке. Поначалу для меня это было загадкой, в некотором роде шоком. 🙂 Но затем проанализировала имеющиеся знания о функциях мозга, увидела логичность: ребенок понял закономерность складывания букв воедино. Сейчас он читает на 4 языках, а учила я его этому только на русском.
Еще одна вещь, как мне кажется идущая от обучения чтения целым словом — память написания слова без ошибок. Ведь ребенок не учил слоги или отдельные буквы, для него слово едино. Меня обучали чтению классическим способом и я до сих пор могу задуматься над правописанием, а мой сын не допускает ошибок ВООБЩЕ. Так что желаю всем родителям подобных успехов обучения, они невероятно облегчают школьные годы.
Виктория, это замечательно. Радуюсь успехам вашего сына! Я в детстве тоже научилась рано читать. Как обо мне теперь вспоминает сестра: … еще в садик ходила, и читать никто не учил, а уже газеты читала.. И правда, так было, и никто тогда со мной не занимался (тяжелое детство), просто попал в руки материал, который мне, видимо, в детстве был необходим. Так что сама как-то дошла… видно, тоже какую-то закономерность поняла 🙂
Танюша и Ульяночка, с возвращением!!! Невероятно рада видеть вас и слышать! Ульяна выросла так!!! И читает просто замечательно!!! Чудесная игра! Спасибо, Танюша!
Спасибо, Людмила. Да, я иногда и сама удивляюсь, как время летит и как Ульяшка быстро растет 🙂 Растёт, меняется, и лишь одно неизменно: каждый день, как я и обещала при ее рождении, она слышит от меня слова: Люблю тебя… И так будет всегда.
Татьяна, как я рада вашему с Ульяной возвращению. Очень не хватало вас. Правда. Такой душевности, открытости и опытности в общении с детьми трудно найти в одном человеке.
А теперь о статье. Я Злату учила читать по слогам и она с 2-х лет читала маленькие слова, а с 4-х — все подряд. Читать обожает до сих пор.
Олесю я учила читать целыми словами по Доману-Маниченко, но методика у нас не пошла — мне самой она была скучновата. В итоге, пришли к обучению по кубикам Зайцева. Читать Олеся научилась давно, а вот полюбила чтение — только в 8 лет.
И по вопросу в статье:
Спасибо, Людмила. Я и сама очень рада, что вернулась к своему любимому занятию.
Я начинала с того, с чего обычно начинают все — с букв 🙂 И этому учить даже не надо — просто развлекаться.
Потом я пробовала с Ульяной перейти на обучение слогами. И ой как это ей не нравилось! Я отступила. И начала обучать её слогам и чтению маленькими словами в игре и еще много чего делала (я об этом еще подробнее на блоге напишу). Вот тут Ульяна увлеклась, ей стало интересно — и всё наладилось. Как видишь, теперь уже перешли на большие слова.
Однако, мы люди серъёзные 🙂 , поэтому один-два раза в неделю мы играем в настоящую школу, где всё серьёзно, и нет места играм — только заданиям.
Татьяна, спасибо за видео обучения Ульяны чтению словами в игре.
Честно скажу: я не знаю такой методики обучения чтению, как вы используете с Ульяной. Но весело и интересно! Ульяна и читает, и так много знает всего. Я и сама не знала, что есть рыба-клоун.
Понравилась непосредственность Ульяны: «варенье из свеклы»- класс! 🙂
Татьяна, в видео победила Ульяна, а бывает ли так, что ты побеждаешь? Если да, то как тогда реагирует Ульяна на проигрыш?
Ой, Ульяна уже с 3 лет научилась ШУТИТЬ преднамеренно, придумывать разные истории и говорить разные-всякие смешные непосредственные вещи)))
Что касается игры и побед-поражений: еще год назад, когда мы во что-либо играли, и я выигрывала, Ульяна могла «психануть» и заплакать. Тогда я просто дальше не играла с ней в соревновательные игры. Если она просила в них поиграть, я говорила, что не хочу, потому что люблю выигрывать, но мне не нравится, что она тогда плачет, ведь я же не плачу, когда выигрывает она. Со временем это в ней отложилось, а апофеозом переворота к радости и поздравлениям победителя стал просмотр мультфильма «Жила-была царевна, которая не любила проигрывать…» Серии этих мультфильмов прямо ооооочень помогают в воспитательном процессе.
Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.
Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.
Своих детей обучала чтению словами. Пришлось много потрудиться, ведь прежде надо подготовить весь дидактический материал — карточки со словами в последовательности усложнения по количеству букв. Но затраченное время поражает своими результатами. Обоих детей начала учить одновременно, одному было 4 года с небольшим, второму только 9 месяцев. Результат такой, старший сын в 5 лет читал бегло книжки, а младший начал читать в 3 года, немного затягивая ( по слогам) только незнакомые слова 🙂
Людмила, браво! В обучении чтению словами этим методом предварительной работы очень много. И только терпеливая, настойчивая мама пройдет этот путь. Я вами восхищаюсь!
Мне кажется сейчас деткам более просто дается чтение и уже в садике все детки умеют читать. Я вообще сама научилась читать, даже помню до сих пор свои ощущения когда получилось прочитать первое слово.
Ну не совсем тут соглашусь. Все зависит от родителей, воспитателей и т.п. Умеют читать те дети, которым поспособствовали. Хотя бы создали вокруг образовательное пространство.
Я в школе разных детей видела. И в одном классе прямо колоссальная разбежка между детьми. Кто-то читает, как говорит, а кто-то еще и букв не знает.
Хотя, казалось бы, что тут сложного — ребенка буквам научить?