Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (доклад на педагогическую конференцию)

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. В обучении детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью обязательна индивидуализация, поэтому они обучаются дома, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или во вспомогательных школах. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, в которой на первых этапах обучения упор делается на занятия по социально-бытовой адаптации, ориентировке в окружающем, по коррекции эмоций, речи и моторики.

Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Стоит пояснить, почему в первом ряду задач стоит развитие моторики: нередко у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация черепа и размеров конечностей, нарушения моторики), что приводит к дефициту сенсомоторного опыта и ограничивает возможности познания окружающего мира. Что же касается мелкой моторики, то она улучшает кровообращение мозга, и следовательно, стимулирует его работу.

Развитие моторики у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью – это выверенная система различных упражнений, как общих для всех, так и специальных. Все упражнения на развитие моторики делятся на два блока: упражнения на общее моторное развитие и на развитие мелкой моторики.

Группы упражнений на общее моторное развитие:

  1. Упражнения на формирование правильной осанки (наклоны, приседания, вращения, правила посадки на стул).
  2. Упражнения на развитие ориентации в схеме собственного тела, в пространстве (справа-слева, вверху-внизу, спереди-сзади).
  3. Обучение различным видам ходьбы и бега индивидуально и в группах.
  4. Упражнения на развитие тормозных процессов, на умение сохранять равновесие (остановки, движение по линиям, плоскостям).
  5. Обучение прыжкам (подпрыгивания, прыжки на месте и с перемещением, перешагивания с последующими перепрыгиваниями, спрыгивания, запрыгивания).
  6. Обучение лазанию (ползание, подлезание под шнур или дугу, лазание по гимнастической лестнице, залезание на невысокие предметы).
  7. Упражнения с предметами (отталкивание, бросание, ловля, прокатывание мяча).
  8. Подражательно-имитационные упражнения (Имитация движений, используемых в быту: «Чистим зубки», «Умываемся», «Подметаем пол», «Плаваем в реке», «Вымоем посуду», «Стираем одежду» и т.п.).
  9. Упражнения на формирование правильного диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры.

Группы упражнений на развитие мелкой моторики:

  1. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук (массаж пальцев, пальчиковая гимнастика, «бассейн» для рук).развитие мелкой моторики
  2. Обучение способам удержания предметов (всеми и тремя пальцами).
  3. Упражнения с использованием дидактических игр («Мозаика», «Собери бусы», «Пазлы», «Прищепки», «Застежки»).
  4. Упражнения с использованием различных видов работ:
  • подготовка к письму (формирование умения держать карандаш, имитация письма, рисование и соединение точек);
  • работа с ножницами (формирование умения правильно держать ножницы, делать короткие и длинные разрезы, вырезать);
  • лепка (знакомство со свойствами пластического материала, освоение различных видов лепки);
  • рисование (мокрыми руками на доске, мелом на доске, пальцем по песку, с помощью штампов, обведение трафаретов и шаблонов, пальчиковое рисование, кистью);Упражнения на развитие моторики детей
  • аппликация;
  • конструирование из кубиков и палочек в горизонтальной плоскости, простых моделей («Башня»).

Занятия по развитию и коррекции моторики состоят из трех частей: вводной (разминка и общеукрепляющие упражнения), основной (специальные упражнения с учетом индивидуальных особенностей), заключительной (успокаивающие и дыхательные упражнения).

При их проведении следует соблюдать следующие условия:

  • продуманный выбор исходного положения;
  • правильное определение количества повторений, темпа, ритма, амплитуды движений;
  • доступность;
  • переход от простых упражнений к более сложным;
  • придание занятию положительного эмоционального фона;
  • разнообразие и вариативность заданий, упражнений, нагрузок;
  • воспитание у детей самоконтроля;
  • регулярность занятий;
  • адекватность содержания двигательного режима задачам реабилитации.

Обращаем внимание, что тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. При своевременной правильной организации занятий, как можно более раннем начале обучения многие отклонения развития у такого ребенка могут быть скорректированы и даже предупреждены.

Литература:

  1. Демьяненок, Т.В. Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т.В. Демьяненок // Дэфекталогія. – 2002. — № 3 (28). –
    С. 37-49.
  2. Предметно-практическая деятельность. I-IV классы : учебная программа для 2-го отделения вспомогательной школы. – Минск : Национальный институт образования, 2008. – 32 с.
  3. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью : обучение и воспитание / О. Шпек. – М. : Академия, 2003. – 427 с.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

4 комментария на “Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (доклад на педагогическую конференцию)”

  • Елена says:

    Очень полезная и грамотная статья, поможет тем кто занимается с этими детьми, а так же родителям.

    Ответить
  • Елена says:

    Можно в программе для занятия с такими детьми так же использовать Су-Джок терапию и песочную терапию.

    Ответить
  • Виктор says:

    Актуальность темы обусловлена тем, что проблема психомоторного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью стала привлекать внимание ученых относительно недавно, что непосредственно связано с расширением в 70-80 гг. XX века опыта их воспитания в образовательных учреждениях.

    Ответить
  • Юлия (moreidey.ru) says:

    Очень хорошо все расписано и разложено по полочкам. Действительно, если с детками заниматься, то для их развития будет огромная польза!

    Ответить

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика