Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (доклад на педагогическую конференцию)

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. В обучении детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью обязательна индивидуализация, поэтому они обучаются дома, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или во вспомогательных школах. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, в которой на первых этапах обучения упор делается на занятия по социально-бытовой адаптации, ориентировке в окружающем, по коррекции эмоций, речи и моторики.

Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью

Стоит пояснить, почему в первом ряду задач стоит развитие моторики: нередко у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация черепа и размеров конечностей, нарушения моторики), что приводит к дефициту сенсомоторного опыта и ограничивает возможности познания окружающего мира. Что же касается мелкой моторики, то она улучшает кровообращение мозга, и следовательно, стимулирует его работу.

Развитие моторики у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью – это выверенная система различных упражнений, как общих для всех, так и специальных. Все упражнения на развитие моторики делятся на два блока: упражнения на общее моторное развитие и на развитие мелкой моторики.

Группы упражнений на общее моторное развитие:

  1. Упражнения на формирование правильной осанки (наклоны, приседания, вращения, правила посадки на стул).
  2. Упражнения на развитие ориентации в схеме собственного тела, в пространстве (справа-слева, вверху-внизу, спереди-сзади).
  3. Обучение различным видам ходьбы и бега индивидуально и в группах.
  4. Упражнения на развитие тормозных процессов, на умение сохранять равновесие (остановки, движение по линиям, плоскостям).
  5. Обучение прыжкам (подпрыгивания, прыжки на месте и с перемещением, перешагивания с последующими перепрыгиваниями, спрыгивания, запрыгивания).
  6. Обучение лазанию (ползание, подлезание под шнур или дугу, лазание по гимнастической лестнице, залезание на невысокие предметы).
  7. Упражнения с предметами (отталкивание, бросание, ловля, прокатывание мяча).
  8. Подражательно-имитационные упражнения (Имитация движений, используемых в быту: «Чистим зубки», «Умываемся», «Подметаем пол», «Плаваем в реке», «Вымоем посуду», «Стираем одежду» и т.п.).
  9. Упражнения на формирование правильного диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры.

Группы упражнений на развитие мелкой моторики:

  1. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук (массаж пальцев, пальчиковая гимнастика, «бассейн» для рук).развитие мелкой моторики
  2. Обучение способам удержания предметов (всеми и тремя пальцами).
  3. Упражнения с использованием дидактических игр («Мозаика», «Собери бусы», «Пазлы», «Прищепки», «Застежки»).
  4. Упражнения с использованием различных видов работ:
  • подготовка к письму (формирование умения держать карандаш, имитация письма, рисование и соединение точек);
  • работа с ножницами (формирование умения правильно держать ножницы, делать короткие и длинные разрезы, вырезать);
  • лепка (знакомство со свойствами пластического материала, освоение различных видов лепки);
  • рисование (мокрыми руками на доске, мелом на доске, пальцем по песку, с помощью штампов, обведение трафаретов и шаблонов, пальчиковое рисование, кистью);Упражнения на развитие моторики детей
  • аппликация;
  • конструирование из кубиков и палочек в горизонтальной плоскости, простых моделей («Башня»).

Занятия по развитию и коррекции моторики состоят из трех частей: вводной (разминка и общеукрепляющие упражнения), основной (специальные упражнения с учетом индивидуальных особенностей), заключительной (успокаивающие и дыхательные упражнения).

При их проведении следует соблюдать следующие условия:

  • продуманный выбор исходного положения;
  • правильное определение количества повторений, темпа, ритма, амплитуды движений;
  • доступность;
  • переход от простых упражнений к более сложным;
  • придание занятию положительного эмоционального фона;
  • разнообразие и вариативность заданий, упражнений, нагрузок;
  • воспитание у детей самоконтроля;
  • регулярность занятий;
  • адекватность содержания двигательного режима задачам реабилитации.

Обращаем внимание, что тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. При своевременной правильной организации занятий, как можно более раннем начале обучения многие отклонения развития у такого ребенка могут быть скорректированы и даже предупреждены.

Литература:

  1. Демьяненок, Т.В. Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т.В. Демьяненок // Дэфекталогія. – 2002. — № 3 (28). –
    С. 37-49.
  2. Предметно-практическая деятельность. I-IV классы : учебная программа для 2-го отделения вспомогательной школы. – Минск : Национальный институт образования, 2008. – 32 с.
  3. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью : обучение и воспитание / О. Шпек. – М. : Академия, 2003. – 427 с.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

4 комментария на “Развитие моторики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (доклад на педагогическую конференцию)”

  • Елена says:

    Очень полезная и грамотная статья, поможет тем кто занимается с этими детьми, а так же родителям.

    Ответить
  • Елена says:

    Можно в программе для занятия с такими детьми так же использовать Су-Джок терапию и песочную терапию.

    Ответить
  • Виктор says:

    Актуальность темы обусловлена тем, что проблема психомоторного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью стала привлекать внимание ученых относительно недавно, что непосредственно связано с расширением в 70-80 гг. XX века опыта их воспитания в образовательных учреждениях.

    Ответить
  • Юлия (moreidey.ru) says:

    Очень хорошо все расписано и разложено по полочкам. Действительно, если с детками заниматься, то для их развития будет огромная польза!

    Ответить

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика