Методика работы со словарными словами: метод ассоциаций, проведение словарных диктантов
Здравствуйте, дорогие родители и учителя! Не так давно я предоставила вам список словарных слов по русскому языку для 3 класса и пообещала рассказать вам, как организовать работу со словарными словами, чтобы запоминание словарных слов происходило легко и надолго. Вот, выполняю свое обещание.
Вкратце: мы будем рассматривать методику, уже проверенную на практике в школе и показавшую свои высокие результаты. Освещены такие вопросы: как запомнить словарные слова с помощью ассоциаций, изображая словарные слова в картинках, а также как правильно организовать диктант со словарными словами, основываясь на нижеизложенной методике.
Освоив данную методику работы со словарными словами и применяя ее на практике, вы также добъетесь высоких результатов от ваших детей (учеников).
И дети сами перестанут гадать, как выучить словарные слова без зубрежки!
Методика работы со словарными словами от А до Я (основана на методе ассоциаций)
1. Введение нового словарного слова
На доске пишем новое слово. Задаем вопрос:
— В каких местах можно допустить ошибку?
По ответам детей подчеркиваются проблемные места в слове.
Выстраиваем ассоциацию, связанную с самим словом и с орфограммой в нем.
Делаем рисунок данной ассоциации.
Выводим правило.
Пример обсуждения словарного слова:
словарное слово КОСМОС
— Где можно допустить ошибку?
— Можно написать КОСМАС.
Подчеркиваем вторую букву О.
— Что есть в космосе, похожее на букву О?
— Планеты, они круглые.
— Сколько у нас в слове таких букв?
— Две.
— Вот и нарисуем две планеты!
Дети рисуют в тетрадях у себя этот рисунок. Учитель (или дежурный) делает большую картинку, которая пригодится еще во время проведения диктантов со словарными словами.
— Давайте выведем правило.
Правило: Космос — две планеты.
2. Диктант со словарными словами
Словарные диктанты проводят в три этапа:
1 этап: Диктант с озвученным вслух правилом
Во время диктовки называется слово, показывается рисунок ассоциации словарного слова и озвучивается вслух правило, выведенное ранее.
2 этап: Немой словарный диктант
Во время диктовки называются слово и молча показываются словарные слова в картинках-ассоциациях.
3 этап: Обычный словарный диктант
Итак, надеюсь, что сама методика работы со словарными словами оказалась вам более чем понятна. А в качестве бонуса к данной статье я расскажу вам о некоторых ассоциациях, построенных учениками на основе словарных слов 3-го класса, и покажу на основе данных ассоциаций словарные слова в картинках. Используйте их либо придумывайте другие ассоциации. Главное: чтобы в результате запоминание словарных слов происходило легко!
Словарные слова: ассоциации и картинки
ЗДОРОВЫЙ
Ассоциация и картинка: в слове спряталось здоровое (огромное) буквосочетание ОРО — рисуем на весь лист.
ОГУРЕЦ
Ассоциация и картинка: буква О похожа на огурчик. Огурец ровный и у него нет таких отростков, как у буквы А.
МОРОЗ
Ассоциация и картинка: без мороза нет снежинок, а снежинки похожи по форме на букву О. Две буквы О — две снежинки.
ЗАВТРАК
Ассоциация и картинка: На завтрак едят крендель (который похож на букву В) с чаем (который в английском языке начинается на букву Т). А особо знатные люди на руси ели на завтрак РАКов.
КОНФЕТА
Ассоциация и картинка: Чупа-Чупс похож на букву О.
ПРАЗДНИК
Ассоциация и картинка: Праздник — это день, в который дарят подарки, поэтому рисуем подарок (дар). Сочетание ДН звучит, когда мы произносим: с ДНем рожденья!
ИЗВИНИ
Ассоциация и картинка: это слово, как и все вежливые слова, волшебное. Поэтому надо нарисовать три волшебные буквы И.
МЕТРО
Ассоциация и картинка: в слове метро спряталось слово МЕТР.
БОТИНОК
Ассоциация и картинка: Кто-то носит ботинки, а кто-то сапоги. Сапог по другому называют БОТ.
ПАЛЬТО
Ассоциация и картинка: здесь было сложно детям придумать, поэтому оставили большую красную букву А. (Совет: связывать ассоциации словарных слов просто с отдельными буквами надо редко, чтобы дети не запутались в таких ассоциациях!)
ЗВЕНЕТЬ
Ассоциация и картинка: Две буквы-подружки Е звенят в колокольчик.
ХОККЕЙ
Ассоциация и картинка: В хоккее 2 Команды, поэтому рисуем 2-х хоккеистов.
АЛЛЕЯ
Ассоциация и картинка: Аллея — это ряд деревьев. Так как две буквы Л, рисуем два дерева, а перед ними — начало аллеи — начало алфавита — букву А.
БАССЕЙН
Ассоциация и картинка: а) Найдите два слова, которые спрятались в слове БАССЕЙН: бас, сей; б) две буквы С — две волны на воде.
ПОСУДА
Ассоциация и картинка: Назовите посуду, похожую на О. (Тарелка)
КОРЗИНА
Ассоциация: Какое женское имя спряталось с слове? (Зина). Шли мы за грибами и увидели Зину. Мы не ожидали ее увидеть, поэтому очень удивились: Ооооооооо, Зина!
Что же, я постаралась как можно более подробно изложить всю методику работы со словарными словами. Надеюсь, что проделанная работа пригодится и вам. Пусть ваших учеников не мучает более вопрос, как запомнить словарные слова. Желаю вам успехов в работе с детьми!
Кстати, прошу любить и жаловать, моя лучшая подруга, крестная мама моей дочки Ульяны, учитель начальных классов и вообще замечательный и отзывчивый человек — Елена Гриб. Это именно она до таких тонкостей проработала данную методику и разрешила поделиться своими наработками с вами.
Я думаю, что Елена вас еще не раз порадует своими разработками. Не пропустите!
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Читайте также:
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -
И моя благодарность останется с вами!
Отлично! Работает и правое, и левое полушарие мозга. А когда это так качество работы и памяти, и мышления гораздо лучше. Хорошие советы педагогам и родителям.
Спасибо.
Танечка, уже совсем скоро я в четвертый раз пойду в первый класс. В первый пошла сама, во- второй со старшей дочкой, в третий- с младшей дочкой и в четвертый- с внучатами, т.к. они у нас пойдут в один класс. Ваши советы нам очень пригодятся!!! Большое спасибо! Будем часто к вам наведываться за полезными советами!!!
Елена, кто знает: может еще и десять раз в первый класс сходите? 😉 И я буду очень рада, если мои советы действительно будут приносить вам пользу.
Интересная методика запоминания словарных слов с помощью ассоциаций, как раз с моим третьеклассником заниматься. Правда возмущаться будет — ведь скоро каникулы.
Хорошо, что понравилась. А раз ваш ребенок — третьеклассник, то у вас уже в статье и комплект готовых ассоциаций и рисунков имеется, даже придумывать не надо 🙂
А что касается летних каникул, то ведь это не только отдых от учебы, но и подготовка к учебе в следующем классе. Главное, ребенка заинтересовать (замотивировать) и уж поверьте, найдет он 5 минут в день, чтобы новое слово проработать с вами.
Вот это да. Это Ваша методика, Татьяна? Так интересно! Я не помню, чтобы у нас что-то подобное было в начальных классах. Очень понравилось!
Я очень рада, что методика вам понравилась. Она не моя. Это разработка моей лучшей подруги (смотрите в конец статьи — там я подругу представляю).
Я тоже у нас в начальных классах такого не припоминаю.
Забавно 🙂 У меня в средних классах была учительница по русскому-литературе — полная тезка вашей подруги. Один-в-один 🙂 Бывает же такое!
Полная тезка? Это и фамилия такая же, да? Вот уж действительно забавно. Мало что тезки, так еще и обе на стезе педагогической.
И фамилия и отчество!!!! И педагоги к тому же 🙂 Это точно! Удивительно.
Наша Елена Николаевна только для нашего класса вела дополнительные занятия (в счет уроков). Почему выбрала нас, не знаю 🙂 Она не была нашим классным руководителем.
Так вот на этих занятих мы вели толстые тетради. Назывались тетради, кажется, Конспект. В общем суть в том, что мы в этих тетрадях «зарисовывали» вот подобно как у вас картинками, всякие грамматические правила, исключения. Было очень интересно! Я даже хранила потом эту тетрадь очень долго после окончания школы. Любила ее полистать.
Это я вот уже сегодня вспомнила 🙂
Так что у них еще и подход к обучению общий!
Обязательно Леночке это расскажу!
Замечательная методика! Надо будет попробовать нам с сыном позаниматься таким образом.
Попробуйте. Может, сыну и самому так учить слова больше понравится.
Спасибо большое, улучшил свой словарный запас. Школу давно закончил, и учился плохо. Сейчас жалею.
Я не жалею вот о том, как в школе училась: знания всегда можно подтянуть самостоятельно. А вот о самих школьных годах иногда скучаю. Так хочется снова стать ребенком!
Танечка, давно не была… Такое преображение… А почему на черном фоне пишем комментарии? нельзя посветлее нам что-то? Прости… А шапка понравилась.. мило так. Все прямо взялись…Одна я на старом дизайне все делаю..
Методика замечательная! Очень интересно все.
Да, тут потихоньку переделываю некоторые моменты. Уж очень мне старый шаблон не нравился.
А почему комментарии пишутся на черном фоне, я не знаю. Или просто вопрос не поняла. Вроде все нормально писаться должно.
Здравствуйте!
Очень здорово. Классная методика — можно дальше продвигать в массы?!
Чтобы всем досталось. Ведь каждый человек воспринимает по-разному, кому-то надо зубрить, а кому-то достаточно с ассоциировать.
Спасибо. Можно и нужно. Методика не для того, чтобы о ней знали тут, а для того, чтобы она везде помогала детям учиться.
Текучсв. Словарная работа — это не эпизод в жизни учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 10 класс».
Данный этап работы также важно в формировании навыков звуко-буквенного анализа, синтеза слова, орфографической зоркости, что является основой грамотного письма.