Методика работы со словарными словами: метод ассоциаций, проведение словарных диктантов

Здравствуйте, дорогие родители и учителя! Не так давно я предоставила вам список словарных слов по русскому языку для 3 класса и пообещала рассказать вам, как организовать работу со словарными словами, чтобы запоминание словарных слов происходило легко и надолго. Вот, выполняю свое обещание.

Вкратце: мы будем рассматривать методику, уже проверенную на практике в школе и показавшую свои высокие результаты. Освещены такие вопросы: как запомнить словарные слова с помощью ассоциаций, изображая словарные слова в картинках, а также как правильно организовать диктант со словарными словами, основываясь на нижеизложенной методике.

Освоив данную методику работы со словарными словами и применяя ее на практике, вы также добъетесь высоких результатов от ваших детей (учеников).

И дети сами перестанут гадать, как выучить словарные слова без зубрежки!

Методика работы со словарными словами от А до Я (основана на методе ассоциаций)

1. Введение нового словарного слова

На доске пишем новое слово. Задаем вопрос:

— В каких местах можно допустить ошибку?

По ответам детей подчеркиваются проблемные места в слове.

Выстраиваем ассоциацию, связанную с самим словом и с орфограммой в нем.

Делаем рисунок данной ассоциации.

Выводим правило.

Пример обсуждения словарного слова:

словарное слово КОСМОС

— Где можно допустить ошибку?

— Можно написать КОСМАС.

Подчеркиваем вторую букву О.

— Что есть в космосе, похожее на букву О?

— Планеты, они круглые.

— Сколько у нас в слове таких букв?

— Две.

— Вот и нарисуем две планеты!

как выучить словарные слова

Дети рисуют в тетрадях у себя этот рисунок. Учитель (или дежурный)  делает большую картинку, которая пригодится еще во время проведения диктантов со словарными словами.

— Давайте выведем правило.

Правило: Космос — две планеты.

2. Диктант со словарными словами

Словарные диктанты проводят в три этапа:

1 этап: Диктант с озвученным вслух правилом

Во время диктовки называется слово, показывается рисунок ассоциации словарного слова и озвучивается вслух правило, выведенное ранее.

2 этап: Немой словарный диктант

Во время диктовки называются слово и молча показываются словарные слова в картинках-ассоциациях.

3 этап: Обычный словарный диктант

Итак, надеюсь, что сама методика работы со словарными словами оказалась вам более чем понятна. А в качестве бонуса к данной статье я расскажу вам о некоторых ассоциациях, построенных учениками на основе словарных слов 3-го класса, и покажу на основе данных ассоциаций словарные слова в картинках. Используйте их либо придумывайте другие ассоциации. Главное: чтобы в результате запоминание словарных слов происходило легко!

Словарные слова: ассоциации и картинки

ЗДОРОВЫЙ

Ассоциация и картинка: в слове спряталось здоровое (огромное) буквосочетание ОРО — рисуем на весь лист.

диктант со словарными словами

ОГУРЕЦ

Ассоциация и картинка: буква О похожа на огурчик. Огурец ровный и у него нет таких отростков, как у буквы А.

ассоциация словарных слов

МОРОЗ

Ассоциация и картинка: без мороза нет снежинок, а снежинки похожи по форме на букву О. Две буквы О — две снежинки.

словарные слова в картинках

ЗАВТРАК

Ассоциация и картинка: На завтрак едят крендель (который похож на букву В) с чаем (который в английском языке начинается на букву Т). А особо знатные люди на руси ели на завтрак РАКов.

методика работы со словарными словами

КОНФЕТА

Ассоциация и картинка: Чупа-Чупс похож на букву О.

как запомнить словарные слова

ПРАЗДНИК

Ассоциация и картинка: Праздник — это день, в который дарят подарки, поэтому рисуем подарок (дар). Сочетание ДН звучит, когда мы произносим: с ДНем рожденья!

как выучить словарные слова

ИЗВИНИ

Ассоциация и картинка: это слово, как и все вежливые слова, волшебное. Поэтому надо нарисовать три волшебные буквы И.

диктант со словарными словами

МЕТРО

Ассоциация и картинка: в слове метро спряталось слово МЕТР.

ассоциация словарных слов

БОТИНОК

Ассоциация и картинка: Кто-то носит ботинки, а кто-то сапоги. Сапог по другому называют БОТ.

словарные слова в картинках

ПАЛЬТО

Ассоциация и картинка: здесь было сложно детям придумать, поэтому оставили большую красную букву А. (Совет: связывать ассоциации словарных слов просто с отдельными буквами надо редко, чтобы дети не запутались в таких ассоциациях!)

словарные слова в картинках

ЗВЕНЕТЬ

Ассоциация и картинка: Две буквы-подружки Е звенят в колокольчик.

методика работы со словарными словами

ХОККЕЙ

Ассоциация и картинка: В хоккее 2 Команды, поэтому рисуем 2-х хоккеистов.

как запомнить словарные слова

АЛЛЕЯ

Ассоциация и картинка: Аллея — это ряд деревьев. Так как две буквы Л, рисуем два дерева, а перед ними — начало аллеи — начало алфавита — букву А.

как выучить словарные слова

БАССЕЙН

Ассоциация и картинка: а) Найдите два слова, которые спрятались в слове БАССЕЙН: бас, сей; б) две буквы С — две волны на воде.

диктант со словарными словами

ПОСУДА

Ассоциация и картинка: Назовите посуду, похожую на О. (Тарелка)

ассоциация словарных слов

КОРЗИНА

Ассоциация: Какое женское имя спряталось с слове? (Зина). Шли мы за грибами и увидели Зину. Мы не ожидали ее увидеть, поэтому очень удивились: Ооооооооо, Зина!

Что же, я постаралась как можно более подробно изложить всю методику работы со словарными словами. Надеюсь, что проделанная работа пригодится и вам. Пусть ваших учеников не мучает более вопрос, как запомнить словарные слова. Желаю вам успехов в работе с детьми!

Гриб Елена НиколаевнаКстати, прошу любить и жаловать, моя лучшая подруга, крестная мама моей дочки Ульяны, учитель начальных классов и вообще замечательный и отзывчивый человек — Елена Гриб. Это именно она до таких тонкостей проработала данную методику и разрешила поделиться своими наработками с вами.

Я думаю, что Елена вас еще не раз порадует своими разработками. Не пропустите!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Видео-курс: как заплести волосы, секреты причесок

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями -

И моя благодарность останется с вами!

22 комментария на “Методика работы со словарными словами: метод ассоциаций, проведение словарных диктантов”

  • Галина says:

    Отлично! Работает и правое, и левое полушарие мозга. А когда это так качество работы и памяти, и мышления гораздо лучше. Хорошие советы педагогам и родителям.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо.

      Ответить
  • Елена says:

    Танечка, уже совсем скоро я в четвертый раз пойду в первый класс. В первый пошла сама, во- второй со старшей дочкой, в третий- с младшей дочкой и в четвертый- с внучатами, т.к. они у нас пойдут в один класс. Ваши советы нам очень пригодятся!!! Большое спасибо! Будем часто к вам наведываться за полезными советами!!!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Елена, кто знает: может еще и десять раз в первый класс сходите? 😉 И я буду очень рада, если мои советы действительно будут приносить вам пользу.

      Ответить
  • Элла says:

    Интересная методика запоминания словарных слов с помощью ассоциаций, как раз с моим третьеклассником заниматься. Правда возмущаться будет — ведь скоро каникулы.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Хорошо, что понравилась. А раз ваш ребенок — третьеклассник, то у вас уже в статье и комплект готовых ассоциаций и рисунков имеется, даже придумывать не надо 🙂
      А что касается летних каникул, то ведь это не только отдых от учебы, но и подготовка к учебе в следующем классе. Главное, ребенка заинтересовать (замотивировать) и уж поверьте, найдет он 5 минут в день, чтобы новое слово проработать с вами.

      Ответить
  • Татьяна says:

    Вот это да. Это Ваша методика, Татьяна? Так интересно! Я не помню, чтобы у нас что-то подобное было в начальных классах. Очень понравилось!

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Я очень рада, что методика вам понравилась. Она не моя. Это разработка моей лучшей подруги (смотрите в конец статьи — там я подругу представляю).
      Я тоже у нас в начальных классах такого не припоминаю.

      Ответить
      • Татьяна says:

        Забавно 🙂 У меня в средних классах была учительница по русскому-литературе — полная тезка вашей подруги. Один-в-один 🙂 Бывает же такое!

        Ответить
        • Татьяна Саксон says:

          Полная тезка? Это и фамилия такая же, да? Вот уж действительно забавно. Мало что тезки, так еще и обе на стезе педагогической.

          Ответить
          • Татьяна says:

            И фамилия и отчество!!!! И педагоги к тому же 🙂 Это точно! Удивительно.
            Наша Елена Николаевна только для нашего класса вела дополнительные занятия (в счет уроков). Почему выбрала нас, не знаю 🙂 Она не была нашим классным руководителем.
            Так вот на этих занятих мы вели толстые тетради. Назывались тетради, кажется, Конспект. В общем суть в том, что мы в этих тетрадях «зарисовывали» вот подобно как у вас картинками, всякие грамматические правила, исключения. Было очень интересно! Я даже хранила потом эту тетрадь очень долго после окончания школы. Любила ее полистать.
            Это я вот уже сегодня вспомнила 🙂
            Так что у них еще и подход к обучению общий!

          • Татьяна Саксон says:

            Обязательно Леночке это расскажу!

  • Инна says:

    Замечательная методика! Надо будет попробовать нам с сыном позаниматься таким образом.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Попробуйте. Может, сыну и самому так учить слова больше понравится.

      Ответить
  • Сергей says:

    Спасибо большое, улучшил свой словарный запас. Школу давно закончил, и учился плохо. Сейчас жалею.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Я не жалею вот о том, как в школе училась: знания всегда можно подтянуть самостоятельно. А вот о самих школьных годах иногда скучаю. Так хочется снова стать ребенком!

      Ответить
  • Ирина Зайцева says:

    Танечка, давно не была… Такое преображение… А почему на черном фоне пишем комментарии? нельзя посветлее нам что-то? Прости… А шапка понравилась.. мило так. Все прямо взялись…Одна я на старом дизайне все делаю..
    Методика замечательная! Очень интересно все.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Да, тут потихоньку переделываю некоторые моменты. Уж очень мне старый шаблон не нравился.
      А почему комментарии пишутся на черном фоне, я не знаю. Или просто вопрос не поняла. Вроде все нормально писаться должно.

      Ответить
  • Наталья says:

    Здравствуйте!
    Очень здорово. Классная методика — можно дальше продвигать в массы?!
    Чтобы всем досталось. Ведь каждый человек воспринимает по-разному, кому-то надо зубрить, а кому-то достаточно с ассоциировать.

    Ответить
    • Татьяна Саксон says:

      Спасибо. Можно и нужно. Методика не для того, чтобы о ней знали тут, а для того, чтобы она везде помогала детям учиться.

      Ответить
  • boxfon.ru says:

    Текучсв. Словарная работа — это не эпизод в жизни учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 10 класс».

    Ответить
  • English Puzzle says:

    Данный этап работы также важно в формировании навыков звуко-буквенного анализа, синтеза слова, орфографической зоркости, что является основой грамотного письма.

    Ответить

Оставить комментарий

Забирайте БЕСПЛАТНО!
Ребенок и компьютер. Как сохранить здоровье ребенка? Как научиться писать стихи?
Здесь можно найти информацию быстро
Платные услуги
стихи на заказ, акростихи на заказ
  тексты на заказ
Буквоед
Группа ВКонтакте
Автор блога Татьяна Саксон

Яндекс.Метрика